Вы здесь

Подсчет баллов на ЦТ обещают сделать понятным


«В 2019 году Республиканский институт контроля знаний начнет применять новую методику обработки результатов ЦТ», — сообщил в интервью телеканалу «Беларусь 1» директор института Юрий МИКСЮК. Поясним, что речь идет о новом подходе к подсчету баллов участников централизованного тестирования.


— Методик обработки результатов тестов в мире много — от очень простых до очень сложных. Мы собираемся найти золотую середину: чтобы для наших граждан этот подход был понятен и чтобы одновременно выполнялись две функции — ранжирования и оценивания знаний. Поэтому сейчас создается новая методика шкалирования тестов, — проинформировал Юрий Миксюк.

Трудно сказать, обрадует ли потенциальных абитуриентов это новость, так как пока рецептом будущего «блюда» никто с общественностью не делится. Но предложения пересмотреть систему подсчета баллов участников ЦТ, а также объединить итоговую аттестацию за курс средней школы со вступительными экзаменами в вузы звучат уже давно. Главный аргумент — родителям непонятно, почему их ребенок получает в школе «восьмерки» по предмету, а на тестировании набирает всего 30 баллов.

Заместитель премьер-министра Василия ЖАРКО, возглавлявший в прошлом году Государственную комиссию по контролю за ходом подготовки и проведения вступительных испытаний в высших и средних специальных учебных заведениях, также считает нужным проанализировать систему шкалирования баллов на ЦТ. «Корреляция между оценками в аттестате и результатами на ЦТ должна быть процентов на 70—80, — поделился он своим мнением на этот счет накануне старта в стране ЦТ. — Если средний балл аттестата выпускников по стране — 7 баллов, а по результатам централизованного тестирования — 4,7, то возникают вопросы. Или школы завышают оценки, или тесты виноваты?..»

Безусловно, если школьный отличник получает на ЦТ недостаточно высокий балл, то и для его родителей, и для педагогов такой результат — обидная пощечина. Несмотря на пятнадцатилетнюю практику проведения в нашей стране ЦТ, многие по-прежнему путают централизованное тестирование и итоговую аттестацию и не видят между ними принципиальной разницы. При итоговой аттестации используется нормативно-критериальный подход, направленный на выявление учебных достижений учащихся, а при централизованном тестировании — нормативно-ориентированный, основанный на статистических методах обработки результатов. Задача абитуриентского тестирования в том, чтобы распределить абитуриентов по уровню подготовки и соотнести их между собой, построить более точный рейтинг претендентов на звание студента. Это конкурс среди абитуриентов с претензией на определенное место, желательно более высокое, в общем списке претендентов. Поэтому проводить параллели между баллами на ЦТ и школьными оценками абсолютно неправильно. 30 баллов на ЦТ и школьная «тройка» — совершенно разные вещи.

В основу методики расчета тестового балла на ЦТ положена шкала, которая позволяет не только принять во внимание количество правильно выполненных заданий теста, но и учесть относительную сложность каждого выполненного или невыполненного задания, а она зависит от того, сколько абитуриентов с ним справились.

К тому же использование стобалльной шкалы с широкими дифференцирующими способностями упрощает систему конкурсного отбора абитуриентов ввиду отсутствия так называемых полупроходных баллов. А большое количество абсолютных 100-балльных результатов, наоборот, задачу ранжирования усложняет.

Между прочим, организаторы ЦТ на постоянной основе контактировали с некоторыми вузами для сопоставления школьных аттестатов, результатов ЦТ и экзаменационной сессии. Выяснилось, что оценка знаний молодых людей на ЦТ и оценка их знаний во время сессии в вузе, как правило, совпадают. Обладатели высоких баллов без проблем адаптируются к требованиям высшей школы. А вот у тех, кто с большими трудностями преодолел минимальный порог, чаще всего в процессе обучения возникают серьезные проблемы. Что касается школьных аттестатов, то оценки коррелируют с успеваемостью студентов в меньшей степени. Оно и понятно, ведь школьный балл — это оценка учителем знаний школьника, которая при этом выполняет и роль стимула в обучении, поэтому часто завышается.

Юрий Миксюк сообщил, что для абитуриентов образца 2018 года ничего в подсчете баллов не изменится. В январе в стране начинается уже второй этап репетиционного тестирования. А в феврале всем абитуриентам будет предоставлена ​​бесплатная попытка сдачи дистанционного репетиционного тестирования на компьютере онлайн.

Известно также, что нижний порог результатов централизованного тестирования по первому профильному предмету может быть в этом году увеличен на пять баллов, а сроки регистрации для участия в централизованном тестировании будут сокращены: пункты регистрации откроются для абитуриентов только 10 мая.

Среди планируемых нововведений — оптимизация льготных категорий граждан при поступлении в учреждения высшего образования; введение минимального стажа для абитуриентов, которые планируют поступать на заочную форму обучения; осуществление целевой подготовки специалистов независимо от места нахождения организаций при подготовке по наиболее востребованным экономикой специальностям.

Также будут проходить апробацию следующие механизмы — проведение профессионально-психологического собеседования при приеме на специальности, где требуются управленческие навыки. Предполагается, что беседа будет проходить до начала вступительной кампании. У вузов может появиться право проводить дополнительный профильный экзамен при поступлении на специальности, где требуется наличие практических навыков. Эта норма будет использоваться в экспериментальном режиме. Буквально на одной-двух специальностях в нескольких учреждениях образования, чтобы можно было точно отработать весь механизм, все положительные и отрицательные стороны нововведения... Какие из выше перечисленных найдут отражение в нормативно-правовых документах, пока неизвестно. Как свидетельствует практика предыдущих лет, очень важную информацию абитуриентам приходится ждать до февраля-марта и даже до апреля, как было в прошлом году. Поэтому новость о том, что система подсчета баллов на ЦТ в этом году точно не изменится, можно считать хорошей.

Надежда НИКОЛАЕВА

nіkаlаеvа@zvіаzdа.bу

Фото Сергея НИКОНОВИЧА

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.