Вы здесь

К празднику Пасхи — с Туровским крестом


Скоро православная Пасха... и снова зазвучат во многих сердцах слова белорусского «Златоуста», святого Кирилла Туровского: «Теперь небеса просветились, темные облака, словно старые сень, сбросив, и светлым воздухом славу Господню исповедуют».

Но к такому празднику нельзя прийти с пустым сердцем — только с результатом духовной работы. Кирилл Туровский уподоблял ее работе пчел, которые, «Взлетая, медовые соты создают, чтобы людям сладости и церкви пользу придать».

Вспомним в эти предпраздничные дни важный духовный проект, совершение которого освещала «Звязда», непосредственно связанный с именем святого Кирилла, епископа Туровского, — восстановление напрестольного креста Туровского епископального храма.

Много лет это оставалось мечтой известного историка Петра Лысенко, который еще в 1960-х нашел во время раскопок в Турове четыре свинцовые иконки — Пресвятой Богородицы и трех святых и высказал гипотезу, что они, возможно, из напрестольного креста кафедрального собора Турова, в 1230 году разрушенного землетрясением.

В 2018 году был объявлен конкурс на лучший эскиз креста, 26 сентября прошлого года крест представлен народу, а в начале этого года группа, работавшая над проектом восстановления, получила премию «За духовное возрождение».


— Буквально за последний месяц пришло ощущение, что Туровский крест уже занял свое место в сердцах белорусов, — говорит одна из награжденных, автор концепции креста, куратор проекта, заместитель начальника главного управления государственных специальных культурных мероприятий и профессионального искусства Министерства культуры, председатель Синодального отдела по церковному искусству, архитектуре и реставрации Белорусской Православной Церкви Мария НЕЦВЕТАЕВА. — После того как крест был представлен, люди могли с ним познакомиться в церковно-историческом музее. Я видела, как рос интерес к кресту. Сначала были две-три экскурсии в неделю, а последние недели проходили десять-двадцать экскурсий от пяти до шестидесяти человек. И в каждой группе встречались люди, которые удивлялись, какое значительное место имел туров во времена Киевской Руси. Святитель Кирилл Туровский в Слове о снятии Христова тела с Креста пишет: «Ведь, как и цепи златые, унизанными жемчугом, с драгоценными камнями, радуют глаза тех, кто смотрит на них, — тем выше духовная нам красота, святые святые, радующие сердца верующих и освящающие души». И эти слова нашего белорусского Златоуста жили в моем сердце во время работы над крестом. Величие средневекового и древнерусского Туровского княжества хотелось показать в этом кресте, и уже понятно, что нам это удалось. Сейчас дорабатывается концепция ставротеки, в которой будет сохраняться крест, и ее создание — работа не одного года.

— Было сделано два экземпляра Туровского креста. Где они находятся?

— Экземпляр Туровского креста, в который митрополит Филарет вложил кусочек креста Господня, будет встречать эту Пасху уже в Турове, а в день памяти святителя Кирилла Туровского, 11 мая, в крест будут вложены остальные святыни. Символично, что в этом году День памяти святителя Кирилла Туровского совпал с Радуницей, когда церковь молится обо всех, кто ушел от нас, о предках. Церковь указывает на необходимость такой молитвы. На наших землях еще было много традиций по увековечиванию предков, например, оставлять на могилах рушники и платья для странников или вдов с сиротами, чтобы те, из-за своей бедности, могли взять вещь и помолиться о покойнике. Вот и мы приносим крест к Туровским святителям, чтобы они помолились о родной земле, и каждый, кто будет приезжать в Туров, захочет больше узнать о величии Туровского княжества. Второй экземпляр находится в музее Национальной академии наук Беларуси, где с ним может познакомиться каждый житель и гость белорусской столицы.

— Туровский крест — это и духовная реликвия, и произведение искусства... И с одной, и с другой стороны, могли быть и еще будут, по-видимому, разные оценки и замечания... Как вы считаете, правы ли те, кто считает этот артефакт произведением именно современного белорусского искусства, оммажем, репликой на гипотетический древний предмет?

— Туровский крест — это, безусловно, и произведение современного белорусского искусства, и воссозданный древний предмет. Работы по воссозданию не делают главным форму, как во время реконструкции или реставрации, — восстановление исторических предметов необходимо для сохранения исторической памяти и традиций. Такие работы всегда идут с приставкой «могло бы быть». Но при этом нужно было делать крест и понятным для современного человека. Например, святого князя Андрея Боголюбского мы подписали «Боголюбов». В летописях он называется «суждальским» или «боголюбивым» (любящим Бога). Мы использовали действительное причастие прошедшего времени от «любящего Бога».

Каждый шаг в работе с крестом для меня стал открытием родной Беларуси и нашего отличительного самостоятельного пути. Для меня до сих пор непонятно, почему мы все боимся посмотреть на свое наследство. Каждый день православные верующие молятся словами нашего первопечатника Франциска Скорины. Именно его Малая подорожная книга стала основой для современного православного молитвослова. Но мы не знаем молитвы, написанные святителем Кириллом Туровским. Будто оглядываемся по сторонам и спрашиваем, а можно ли пользоваться нашим наследием. Открыв любую статью по древнему Минску, мы читаем, что первая церковь на замчище не была достроена. Но как же можно было не накрыть церковь крышей и при этом положить на пол дорогую майоликовую плитку? Любой строитель скажет, что это невозможно. Мы якобы не признаем за собой право иметь историческую особенность. Но каждый год нам ее показывают: вот преподобная Евфросиния Полоцкая придумала архитектурный «кокошник», а вот кетаврас в древнем храме, а вот церковные тексты о Евсевии Лавришевском... Святитель Кирилла Туровский оставил нам небывалое для своего времени наследство. Есть его личные тексты, есть тексты, подписанные им, но нет спецкурса по произведениям святителя Кирилла Туровского в белорусских духовных школах, нет издания его наследия в белорусских церковных магазинах. За последние двадцать лет мы много узнали о преподобной Евфросинии Полоцкой, и, надеюсь, что Туровский крест станет толчком для работ по исследованию нашего белорусского Златоуста.

— Еще один важный духовный проект, который недавно осуществился с вашим участием, — открытие мемориального кабинета владыки Филарета.

— Работу над мемориальным кабинетом мы начали несколько лет назад, когда начался ремонт в епархиальном управлении. С настоятелем храма святителя Кирилла Туровского отцом Владимиром Долгополовым мы обратились к митрополиту Павлу, и он поддержал задумку перенести в мемориальный кабинет мебель, стол и кресло митрополита Филарета. Мы хотели открыть мемориальный кабинет митрополита еще год назад, при его жизни и приурочить к 85-летию. Сначала перенесли на декабрь, на День ангела. Но все как-то не получалось... 12 января Владыка умер. Было принято решение официально открывать мемориальный кабинет на день рождения митрополита Филарета — 21 марта. Открытие прошло так хорошо и по-домашнему... Мне нравится вечером, после работы, когда нужно что-то сделать по музею, делать это за столом митрополита Филарета. Я тихонько ставлю стул напротив его кресла и работаю с бумагами.

— Чем примечателен созданный мемориальный кабинет?

— Вещи и награды митрополита Филарета были переданы еще лично им при создании музея в 2013 году. Кресло, на котором сидел митрополит Филарет за работой в епархиальном управлении, ему осталось от митрополита Антония (Мельникова), на столе много его собственных вещей: рукописные документы, ежедневник, очки.

— Как попасть в кабинет?

— Для посещения Церковно-исторического музея нужно написать или позвонить мне, и мы договоримся о времени посещения (+375 29 3185 100, Мария Нецветаева). Проводим экскурсии и для детей, и для взрослых. Экскурсия может включать посещение только мемориального кабинета митрополита Филарета, а может и экскурсию по залу, посвященному церковному искусству, а также по храму святителя Кирилла Туровского. Сейчас идут работы по реконструкции зала, посвященного истории православной церкви в ХХ веке — идет доработка концепции. Билетов нет — это просветительский проект, и все деньги, которые пожертвуются, идут на развитие музея.

Лидия ПЕТРОВА

Фото Евгения ПЕСЕЦКОГО

Выбор редакции

Общество

Выбираем оптимальное время года для похудения. Спойлер: и это не лето!

Выбираем оптимальное время года для похудения. Спойлер: и это не лето!

Жизнь в «эпоху потребления» — серьезное испытание для человека.

Культура

Минск 1941. Как это было

Минск 1941. Как это было

Небо почернело от самолетов.

Культура

22 июня 1941 года разделила жизнь белорусов на «до» и  «после»

22 июня 1941 года разделила жизнь белорусов на «до» и «после»

Они еще не знали, что впереди — долгие три года жизни под оккупацией.

Общество

Игорь Петришенко: ЦТ — соревнование, и победа в нем должна быть честной!

Игорь Петришенко: ЦТ — соревнование, и победа в нем должна быть честной!

Социальное дистанцирование и наполняемость до 50 человек — таковы требования к аудиториям ЦТ.