Вы здесь

В лабиринтах искусства


В 1920-е годы вообще каждый минский художник вел свою личную студию, на рабфаке БГУ — тот же Кругер, в клубе ГПУ — Михаил Станюта, в клубе «Дом юности» (старый красный кирпичный дом на ул. Короля) — Кудревич, в клубе Кима — Арон Костелянский. Была и «Свободная академия Михаила Филипповича» в Доме крестьянина... А знаменитые студии 1960-1970-х Сергея Каткова в Доме пионеров и Василия Сумарова на камвольном комбинате, воспитавшие десятки будущих художников, вошли в летопись художественной жизни нашего города.


Одна из старейших в городе студий работает во Дворце профсоюзов уже более 65 лет — с 1956 года. За это время в ней прошло обучение более 1000 человек, многие из которых стали профессиональными художниками, получив старт на занятиях. А начало ее деятельности ведет к 1904 году, к известным рисовальным курсам Якова Кругера, которые находились как раз напротив парадного фасада Дворца культуры профсоюзов на месте входа в метро «Октябрьская». Тогда, наоборот, женщины-сестры милосердия, гимназистки, просто любительницы — были в меньшинстве. Посещали ее в основном молодые и не очень мужчины. Из нее вышли будущие звезды «парижской школы» Хаим Сутин и Мишель Кикоин, народный художник БССР Иван Ахремчик.

В начале 1960-х «взрослой» студией во Дворце профсоюзов руководил Владимир Карлович Михайловский, уроженец Бобруйска, ученик Виталия Цвирко, который преподавал там с 1962 года до конца 1970-х годов. Летом студийцы выходили на берега Свислочи, которые еще не сковывал гранит набережных, и работали на пленэре, часто выезжали на целый день в Лошицкий парк.

Легендой студии стал художник Георгий Владимирович кряж, который преподавал детям более полувека и буквально «жил» в студии, имея собственную мастерскую в подвальных помещениях. Он любил игру на гитаре и часто собирал у себя друзей-художников, чтобы музицировать вместе. Был влюблен в пейзаж и мог объяснить, как передать в красках тончайшие состояния природы. Чуткий, интеллигентный, доброй души человек — таким он запомнился своим ученикам, будущим художникам Давидовичу, Сулковскому, Стащенюку, Владимиру Станюта. Не будучи членом Союза художников, он стал легендой среди художественной молодежи, работая до 2007 года, почти до 80 лет. Эстафету отца подхватила дочь художника, которая проработала там несколько лет, затем руководители студии менялись довольно часто, и каждый приносил в нее что-то свое — свое понимание искусства и места в нем любителя, которые отдает ему свое свободное время.

Работы нынешних учащихся студии в этом году были представлены в парадном фойе Дома ветеранов, на стенах которого висят картины еще художников 1950-х годов. Темы студийцев удивительно разнообразны: любимая кошка, голуби во дворе, натюрморт с тыквой... Почти все авторы имеют негуманитарные специальности: инженеры, экономисты, конструкторы.

Я поговорила с руководителем студии Ниной Починовой, которая руководит студийцами последние три года. Она в прошлом — преподаватель по рисунку и композиции педагогического университета имени Максима Танка, выпускница Мухинского училища в Ленинграде (ныне художественно-промышленного имени барона Штиглица в Петербурге), автор двух книг — уникальных методических пособий по росписи и композиции в декоративно-прикладном искусстве. Она относится к делу очень ответственно.

— Это непросто: студийцы разные — и по возрасту, и по образованию, и по задачам, которые перед собой ставят. Для кого-то занятия в студии — арт-терапия, а кто-то хочет украсить свой дом собственным творчеством, подарить свои картины друзьям и близким, кто-то не хочет потерять уровень, который приобрел когда-то в художественной школе, кому-то интересное общество людей интеллигентных, единомышленников, любящих искусство. Так что студия играет роль не только обучения основам изображения, но и клуба. Возрастная группа очень разная — от 16 до 83 лет, много людей пенсионного возраста, которых не смущает даже то, что студия находится на последнем этаже дома профсоюза с крутыми лестницами (для того, чтобы просто туда подняться, нужно преодолеть около сотни достаточно высоких ступеней).

Надежда УСОВА, ведущий научный сотрудник Национального художественного музея

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.