Вы здесь

В лабиринтах искусства. Босоногий поэт


Военное кладбище в Минске — не только одно из старейших минских некрополей (наиболее старое кладбище — Кальварийское), но и музей скульптуры под открытым небом. А в 1960-х это кладбище было самым престижным в Минске. Как интересно пройти по их тропинкам, чтобы посмотреть на чрезвычайно разнообразные погребальные скульптуры нашим известным деятелям культуры... Авторы многих барельефов, особенно послевоенного времени, забыли, но два памятника выполнены признанными мастерами белорусской советской скульптуры. Привлекает внимание надгробие Якубу Коласу авторства Владимира Ананько и Николая Яковенко, и Янки Купалы авторства Анатолия Аникейчика и Андрея Заспицкого. Это прекрасные образцы белорусской мемориальной скульптуры. Памятник Коласу — изображение головы писателя — более лаконичный и монументальный, а вот памятник Купале, установленный в 1970 году, заслуживает отдельного разговора.


Упоминания о самом первом памятнике Янке Купале я встретила в материалах Людмилы Рублевской о Владиславе Луцевиче, жене Купалы. Людмила Рублевская нашла в фондах Белорусского государственного архива-музея литературы и искусства интересный документ, открытку, которую Владислава Луцевич прислала в Москву своей подруге, Констанции Буйло, в 1942 году:

«Имею просьбу, Костка, к тебе. Подъедь в крематорий и посмотри, как там Янки памятник. Дай руб. сто женщине, которая там ухаживает, такая старуха».

Из этого послания следует, что на Московском Ваганьковском кладбище, где хранился прах поэта после кремирования, имелся некий памятник. Мне кажется наиболее вероятным, что это был памятник работы Алексея Глебова, который лепил Янку Купалу еще при его жизни. Тем более почв на время гибели Купалы находился в Москве — в начале войны скульптор на фронте был ранен, его отослали в госпиталь в Москву, потом он работал в агитотделе Центрального штаба партизанского движения.

Как известно, перезахоронение поэта с Ваганьковского кладбища в Москве на Военное кладбище прошло в июле 1962 года. Сохранились немногочисленные фотографии с этого события. А как выглядела могила Купалы с 1962-го до 1970-х годов, воспоминаний очень мало. На месте захоронения был построен подвал с бронзовой плитой с лаконичной надписью. Павлина Меделка в своем дневнике так вспоминает о захоронении Купалы: «Устаўляюць труну ў падрыхтаваны склеп. Замуроўваюць».

Предполагалось сделать на этом месте величественный памятник. На Военном кладбище уже была могила Якуба Коласа, который умер в 1956 году, и жены Янки Купалы Владиславы Луцевич, которая была похоронена здесь в 1960 году.

Ближе к 90-летнему юбилею поэта созрела острая потребность сделать памятник. Можно было адаптировать хорошо известные скульптурные изображения народных художников Беларуси – бюст Купалы работы Заира Азгура и скульптуру Купалы, сидящего в кресле, сделанную Алексеем Глебовым еще в 1940-е годы, но они были слишком натуралистичны, а эстетика «оттепели» 1960-х требовала большей возвышенности. Сделать памятник предложили молодым скульпторам Анатолию Аникейчику и Андрею Заспицкому и архитектору Михаилу Мызникову, которые на то время после внезапной смерти своего наставника Алексея Глебова уже работали в команде над большим памятником Янки Купалы в центре Минска возле его мемориального музея и поэтому были, как говорится, в теме.

Аникейчик, получив такой заказ, чувствовал большую ответственность, тем более что иконография Купалы в белорусской станковой скульптуре на то время только разрабатывалась. Художники старшего поколения — Алексей Глебов, Михаил Роберман, Андрей Бембель, Заир Азгур — создали прекрасные портреты Купалы, так как видели его, были с ним знакомы до войны. Много людей послевоенного времени еще хорошо помнили Купалу. Аникейчик должен был создать образ песняра и сохранить узнаваемость, портретное сходство. Он вдохновлялся воспоминаниями, кинокадрами, фотографиями и прижизненными портретами художников, писавших его с натуры, — Дмитрия Полозова, Якова Крюгера, Валентина и Анатолия Волковых, Ивана Ахремчика.

«Я всегда любил Купалу как поэта и как человека. Меня манила его глубина», — говорил он в интервью в телевизионном фильме Олега Белоусова в 1975 году. «Мне импонирует сам типаж, состав его лица, неповторимость его черепа, — говорил он. — Тяжелые веки, нос с небольшой горбинкой, с очень чувственными ноздрями... Меня это волнует, нравится. Я хотел в каждой своей работе открыть что-то новое».

Аникейчик оттолкнулся именно от образа своего учителя Алексея Глебова — его фигуры поэта в кресле, с плащом, но кардинально переделал его слишком бытовой образ в более романтичный.

Петербургский искусствовед Иван Чечот метко заметил, что скульптура органично чувствует себя только на кладбище, ведь она родилась как мемориальная. Надгробный памятник знаменитым людям — особый жанр в скульптуре. Он требует от скульптора умения создать меланхоличное настроение и учесть наличие сакрального пространства для поклонения — продуманного места для возложения цветов и венков, для массы людей рядом. Все пространство решает архитектор, дело скульптора — создание образа.

Композиция задумана авторами на низком постаменте, буквально несколько сантиметров от Земли, и на фоне стены из красного камня. Этот прием максимально приближает его к посетителям. И хотя ограничивает ракурсы обзора, не дает возможность обхода, но выполняет важную роль обособления от городского пространства, от улицы с жилыми домами, которые были бы видны без этой стены и врывались бы в ауру этого монумента.

Купала показан уже в немолодом возрасте с прикрытыми глазами, углубленным в себя, в свои стихи-импровизации. «Мне снятся сны о Беларуси» — стихотворный девиз этого памятника. Автор «посадил» фигуру поэта на что-то, что напоминает суковатый пень, одев его в народную простую одежду — свитку и порты, как будто он вышел из дома и присел отдохнуть. Действительно, в Левках был любимый «купаловский» пенек, на котором он любил сидеть. Босые ноги поэта (чрезвычайно деликатно применен новаторский прием), как и низкий постамент и пень, вросший в землю, должны подчеркивать связь поэта с родной землей. Большой плащ, который окутывает фигуру поэта и развевается от ветра, подчеркивает романтичность образа. Лепка фигуры свободная, широкая, почти импрессионистическая, без детализации, но голова вылеплена немного иначе, более подробно, с психологическим опытом, который основывается на последних фотографиях поэта.

Мемориал Купалы был установлен на Военном кладбище в 1970 году, и команда молодых скульпторов сосредоточилась на монументальном памятнике в сквере имени Янки Купалы. Этот памятник стал настоящим взлетом Анатолия Аникейчика. «Работа эта принесла нам немало счастливых дней», — рассказывал Аникейчик. — Каждый день начинался с чтения стихов Купалы, воспоминаний о нем, чтения стенограмм его выступлений».

Тогда скульптор еще не знал, что Купаловская тема станет пожизненной его миссией, а именно этот памятник-мемориал вдохновит многих его учеников и последователей.

Надежда УСОВА, ведущий научный сотрудник Национального художественного музея

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.