Вы здесь

Выступление председателя Совета Республики на открытии 10-й сессии


Выступление председателя Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Н.И. Кочановой на открытии десятой сессии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь седьмого созыва.


Уважаемые члены Совета Республики!

Уважаемые приглашенные!

Мы являемся очевидцами непростых трансформаций в истории человечества — меняется геополитическая эпоха. Однополярный миропорядок переживает свои сумерки, и формируется многополярная система координат. За то, кто будет во главе новой иерархии, разворачивается жестокая и напряженная борьба.

Отдельные государства, считающие себя вершителями судьбы всего человечества, не желают мириться с появлением других политических сил. Они все так же пытаются внедрять собственные стандарты демократии и экономических моделей, культивируют узколобое видение сценариев будущего. В жертву своим политическим амбициям они приносят глобальную систему безопасности, суверенитет и независимость других стран, общепринятые принципы международного права, истинные человеческие ценности.

Однако если внимательно заглянуть в прошлое, то становится очевидным: все это уже было, и не раз. Как и прежде, наша территория находится на самом острие геополитических трансформаций. О перипетиях исторического пути Беларуси основательно и четко пояснил наш Президент, уважаемый Александр Григорьевич Лукашенко во время открытого урока «Историческая память — дорога в будущее» и патриотического форума «Это наша история». Уверена, что эти великолепные выступления глубоко тронули каждого.

Со знанием истории приходит и понимание ценности народного единства как системообразующего кода белорусской нации, нашей внутренней силы, нашего национального стержня. Ведь во все времена именно единство позволяет нам преодолевать вызовы, сохранять и развивать собственную государственность.

Безусловно, тем, что Республика Беларусь, несмотря на все испытания и трудности, неизменно остается местом, где хочется жить, учиться, работать, воспитывать детей, мы, белорусы, во многом обязаны нашему Президенту, нашему национальному лидеру. Благодаря мудрой политике главы государства на белорусской земле в мире и согласии живут люди разных вероисповеданий, религий, национальностей, этнической и расовой принадлежности, находят второй дом выходцы из зарубежных стран.

Совсем недавно мы всей страной отмечали важный государственный праздник – День народного единства. Этот день заставляет нас еще раз задуматься над злободневными вопросами: «Кто мы?», «Что делать, чтобы сохранить независимость своей страны?», «Как не просто устоять, но и развиваться в современных реалиях?», «Куда двигаться дальше?». Он является символом культурной, национальной и духовной целостности белорусского общества.

От всей души поздравляю всех с этим замечательным праздником. Пусть и в дальнейшем народное единство будет для нас путеводной звездой в этом безумном потоке мировой истории.

Уважаемые члены Совета Республики!

Уважаемые приглашенные!

В международных отношениях неизменным должно оставаться стремление к преодолению вызовов современности путем сотрудничества на основе взаимного уважения, доверия и суверенного равенства сторон. Беларусь всегда была и остается миролюбивым государством, которое ценит нормальные добрососедские отношения и дружбу между народами.

Мы должны своевременно отбивать идеологические провокации наших неприятелей, которые пытаются позиционировать нашу страну в качестве агрессора. Так, например, было в отношении внесенного в Сенат Конгресса США проекта очередной резолюции по Беларуси, в которой на основе открытых фейков и дезинформации выдвигались бездоказательные обвинения, — тогда президиум Совета Республики отреагировал публичным осуждением с призывом американских законодателей сосредоточиться на решении проблем своего народа.

В ходе 14-го саммита женщин-спикеров парламентов стран, входящих в Межпарламентский союз, в Ташкенте делегацией Совета Республики высказана четкая позиция о необходимости сохранения международного сотрудничества, солидарности и доверия для обеспечения устойчивого восстановления после пандемии, недопустимости экономических санкций, давления и вмешательства во внутренние дела, а также акцентирована важность и актуальность белорусской инициативы «Пояс цифрового добрососедства».

Члены Совета Республики и в дальнейшем должны использовать все возможности международных площадок различного уровня, чтобы настойчиво доводить позицию Республики Беларусь о неприемлемости дестабилизации ситуации и о приложенных нашей страной мирных, объединительных усилиях.

Примером наиболее эффективного формата сотрудничества на пространстве Содружества Независимых Государств и Евразийского экономического союза выступает Союзное государство Беларуси и России.

Наши страны достигли беспрецедентно высокого уровня политического взаимодействия, экономической и военно-технической кооперации, взаимной социальной защиты граждан, гармонизации национальных законодательств. При этом очевидно, что совместный потенциал далеко не исчерпан и впереди — еще множество актуальных и востребованных программ, проектов, инициатив.

В числе приоритетных направлений совместной деятельности парламентариев Беларуси и России — продолжение работы по гармонизации и унификации национальных законодательств, координирование деятельности органов Союзного государства и государственных органов стран-участниц по сближению правовых систем, осуществление парламентского контроля за выполнением союзных программ.

Серьезные ожидания – относительно Парламентского Собрания Союза Беларуси и России. В ходе 61-й сессии принято решение о повышении эффективности его деятельности. Изменена структура – увеличено количество комиссий. Комиссии по профилю будут осуществлять системный мониторинг выполнения основных направлений реализации положений Договора о создании Союзного государства на 2021-2023 годы, разработки и внесения на утверждение проекта документа на очередные два года.

Важной задачей Совета Республики и Совета Федерации является развитие белорусско-российских отношений на региональном уровне.

Весомый вклад в ее решение вносит Форум регионов Беларуси и России, очередной раз убедительно продемонстрировавший свою эффективность в деле дальнейшего углубления интеграционных процессов в рамках Союзного государства.

Сейчас прорабатывается концепция 10-го форума, который пройдет в городе Уфа Республики Башкортостан. Считаю, что к своему юбилею форум заслужил придания ему более высокого статуса в институциональной системе Союзного государства, включая учреждение постоянно действующих рабочих органов.

Одновременно целесообразно продумать возможности преобразования этой площадки в центр притяжения межрегиональных инициатив широкого круга представителей — государств-участников Содружества Независимых Государств, Евразийского экономического союза, Шанхайской организации сотрудничества, а также других дружественных Беларуси и России стран.

С учетом потребностей белорусской и российской экономик главой нашего государства поручено уделить особое внимание на X Форуме углублению промышленной кооперации. Соответственно, необходимо подготовить предложения по участию Беларуси в модернизации секторов экономики российских регионов, стимулированию создания совместных производств, прежде всего в машиностроении, станкостроении и микроэлектронике, а также реализации совместных проектов в области освоения космоса, сельского хозяйства, поставок оборудования, формирования компонентной базы, фармацевтики.

Доброй традицией верхних палат парламентов Беларуси и России является проведение мероприятий по сохранению памяти о подвиге советского народа в Великой Отечественной войне.

Яркую страницу нашего сотрудничества вписал патриотический проект «Поезд Памяти». За две недели 200 школьников из России и Беларуси прошли по 15 городам, стартовав 22 июня в городе-герое Бресте и завершив свое путешествие 3 июля — в День Независимости Республики Беларусь — в городе Минске. Знаковым событием для них стала церемония возложения цветов на Кургане Славы с участием нашего Президента.

Отрадно, что «Поезд Памяти» получил статус проекта Союзного государства и будет проводиться ежегодно. Планируется, что каждый раз маршрут следования поезда будет обновляться, а география его участников станет шире.

В следующем году мы хотим собрать участников из пяти государств Евразийского экономического союза, в 2024 году — из 10 стран Содружества Независимых Государств, а к 80-летию Великой Победы — пригласить участников из 15 бывших союзных республик, одержавших победу над фашизмом.

Глубокий след в наших сердцах оставило перезахоронение останков Белорусского военного летчика Степана Коваленка, найденных в районе Геленджика. Церемония была организована на его малой родине — в Бешенковичах сенаторами двух стран во взаимодействии с государственными органами и общественными объединениями.

Успехи Беларуси и России в деле союзного строительства не вписываются в картину мира так называемого коллективного Запада, который методично продолжает попытки расколоть экономические и политические объединения с участием наших стран. К сожалению, приходится констатировать, что некоторые наши союзники по Организации Договора о коллективной безопасности и Содружеству Независимых Государств занимают выжидательную позицию, фактически уклоняясь от выполнения взятых на себя обязательств.

В сложившейся ситуации особую значимость и смысл приобретает взаимодействие с парламентариями по линии ОДКБ и СНГ.

Жизнь показывает, что без единения и сплочения нашей цивилизации, без укрепления политических, военных, экономических, гуманитарных и других связей наших государств завтра, скорее всего, не будет. Как отметил наш Президент, «страны постсоветского пространства должны быть искренне заинтересованы в сближении с Союзным государством, если, конечно, они хотят сохранить свой суверенитет и независимость».

Парламентарии постсоветских стран должны быть как единый кулак – демонстрировать принципиальность в общих подходах, выступать с идентичных позиций и оказывать друг другу гарантированную поддержку на международных площадках.

Только дальнейшее укрепление наших партнерских объединений, совместная слаженная работа позволят справиться с рисками и угрозами национальной, региональной и международной безопасности.

Геополитическая реальность свидетельствует об активном формировании пояса стран и международных организаций, которые морально готовы противопоставить однополярному миру многополярным, основанным на сильных национальных государствах. Это страны «дальней дуги», с которыми у Республики Беларусь сложились хорошие дружественные отношения.

Особое внимание Совет Республики уделяет системному сотрудничеству с Китаем.

По опыту онлайн-семинара женщин-парламентариев Беларуси и Китая, который состоялся в апреле, белорусской стороной внесено предложение об организации круглого стола по вопросам молодежной политики.

В развитие взаимодействия с Всекитайской федерацией женщин подготовлен проект «дорожной карты» по линии женских движений, предусматривающей обмен визитами, информацией по женской тематике, вопросам материнства и детства, согласование позиций при участии в международных конференциях.

Дальнейшие контакты законодательных органов Беларуси и Китая должны быть направлены на максимально полное раскрытие потенциала двусторонних отношений и может быть реализовано через конкретные социально значимые проекты и инициативы.

Начат процесс присоединения Республики Беларусь к Шанхайской организации сотрудничества. Общая численность населения государств – ее участников составляет более половины жителей планеты, а это – гигантский потенциальный рынок сбыта белорусской продукции. Поэтому, несмотря на отсутствие парламентской структуры в организации, членам Совета Республики нужно инициативно принимать участие в ее мероприятиях по профилю, активизировать взаимодействие с парламентами государств-участников.

Кроме того, мы не должны ждать особых сигналов о необходимости создания правовых условий для сотрудничества в данном направлении.

Уже сейчас нужно проанализировать готовность нашей правовой базы и, если нужно, выработать соответствующие законодательные решения. Парламентская деятельность должна опережать экономические перспективы.

Усиливаются влияние и привлекательность таких объединений, как БРИКС, Африканский союз, Ассоциация государств Юго-Восточной Азии. Нужно развивать практическое взаимодействие с участниками этих объединений. С учетом высокой актуальности экономической повестки наше взаимодействие с парламентами этих стран должно быть акцентировано на продвижении внешнеэкономических интересов Республики Беларусь.

При осуществлении международного сотрудничества важно помнить, что основная миссия парламентариев на внешнем контуре — находить точки соприкосновения, развивать цивилизованный диалог между странами и народами, содействовать формированию справедливого международного сообщества свободных наций.

Уважаемые коллеги!

В нынешнюю сессию нам, парламентариям, предстоит продолжить масштабную и интенсивную законотворческую работу, направленную на создание правовых механизмов внедрения принятых на всенародном референдуме изменений и дополнений в Основной Закон, а также на совершенствование национальной правовой базы с учетом возникающих вызовов и требований возникающего времени.

Работа по приведению законов в соответствие с конституционными новациями, на которую, напомню, отведено два года, осуществляется согласно плану, утвержденному премьер-министром Республики Беларусь, председателями палат парламента, главой Администрации Президента Республики Беларусь.

В ходе предыдущей сессии уже внесены изменения в 17 законов, а всего нужно скорректировать около 90. поэтому всем ответственным государственным органам и нам, парламентариям, нужно активизировать данную работу.

В высокой степени готовности находятся два абсолютно новых законопроекта — «О Всебелорусском народном собрании» и «О гражданском обществе», имеющих судьбоносное значение для развития суверенной Беларуси.

В этих документах будут четко определены полномочия высшего представительного органа народовластия по выработке и реализации внешней и внутренней политики, экономической стратегии, решению других жизненно важных для страны вопросов, а также возможности участия субъектов гражданского общества в его работе.

Вносятся изменения в ключевые законы – «О Президенте Республики Беларусь», «О Совете Министров Республики Беларусь», «О нормативных правовых актах», «О конституционном судопроизводстве», «О Национальном Собрании Республики Беларусь», «О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь», в Избирательный кодекс и Кодекс Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей».

Задумайтесь только: какая высокая честь и ответственность выпала на долю седьмого созыва Совета Республики. Мы должны максимально тщательно отработать все процедуры и механизмы, чтобы в ближайшем будущем не потребовалось возвращаться к этим вопросам.

На решение такой значимой задачи в деле обеспечения независимости и суверенитета нашей страны, как противодействие коррупции, направлена корректировка Закона «О борьбе с коррупцией». Советом Республики внесены конкретные предложения, реализация которых не позволит отдельным нечистым на руку деятелям подрывать доверие граждан к органам государственной власти. Бороться с коррупцией и впредь будем беспощадно.

В условиях нелегитимного санкционного давления, продолжающегося на Беларусь, архиважно обеспечить устойчивость национальной экономики, ее адаптивность и эффективность на уровне не ниже прошлого года.

Устойчивая экономика – это прежде всего стабильная работа предприятий, рост инвестиций, диверсификация экспорта, своевременная выплата заработной платы, пенсий и пособий, стабильные цены на социально значимые товары.

Для обеспечения экономического благосостояния нашей страны и выполнения государством социальных обязательств перед людьми все институты власти обязаны работать на полную мощность, практически в мобилизационном режиме. Члены Совета Республики должны приложить максимум усилий как на своих рабочих местах в регионах, так и на площадке парламента.

Самое серьезное внимание нужно отдать подготовке бюджетного пакета и законопроектом экономического блока. Основные приоритеты бюджетной политики остаются неизменными: финансирование в полном объеме социальных программ, рост заработной платы работников бюджетных организаций, сбалансированное развитие регионов, своевременное обслуживание государственного долга.

Прошу всех членов Совета Республики уже сейчас подключиться к работе над основным финансовым документом страны — республиканским бюджетом, а также над законопроектами, предусмотренными в правительственном комплексном плане по поддержке экономики. Вносите предложения, опираясь на запросы своих регионов.

С особой ответственностью нужно подойти к проработке изменений в Налоговый кодекс. Важно помнить, что от эффективно выстроенной налоговой системы во многом зависят возможности государства по стимулированию экономики и осуществлению социальной функции, а от ее справедливости — готовность людей платить налоги и участвовать в государственных инициативах.

В зоне пристального внимания Совета Республики остаются законопроекты, направленные на совершенствование законодательства об урегулировании несостоятельности, об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, гражданского законодательства. Нужно также скорректировать законодательство, касающееся осуществления хозяйственной (экономической) деятельности и охраны окружающей среды.

Преобразования ждут и сферу лицензирования. Принятие проекта Закона «О лицензировании» позволит снизить административную нагрузку на субъекты хозяйствования и минимизировать вмешательство государственных органов в предпринимательскую деятельность.

Необходимость получения лицензии предусматривается только для тех видов деятельности, которые потенциально сопряжены с угрозой причинения вреда государственным или общественным интересам, окружающей среде, жизни, здоровью, правам и законным интересам граждан.

Законопроект «Об изменении законов по вопросам бухгалтерского учета и отчетности» расширяет круг организаций, обязанных составлять бухгалтерскую и финансовую отчетность в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, а также решает ряд вопросов использования этих стандартов организациями банковского сектора.

Перечисленные законопроекты призваны способствовать дальнейшему улучшению инвестиционного климата, обеспечению стабильных и предсказуемых условий для работы субъектов хозяйствования. Сегодня это крайне необходимо, особенно в контексте решения задач по импортозамещению.

С учетом взятого нашей страной курса на развитие мирного атома планируется рассмотреть проект нового Закона «О регулировании безопасности при использовании атомной энергии», который направлен на поддержание должного уровня безопасности на всех этапах жизненного цикла объектов использования атомной энергии, а также на выполнение международных обязательств Республики Беларусь по обеспечению ядерной и радиационной безопасности.

В рамках перераспределения полномочий между органами государственной власти предстоит скорректировать законы «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг», «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» в части оказания жилищно-коммунальных услуг. Местным исполнительным и распорядительным органам будет предоставлено право своими решениями определять исполнителей данного вида услуг, работ на объектах благоустройства, а также по обслуживанию тепловых источников совместных домовладений без проведения процедуры закупок.

В текущей сессии деятельность Совета Республики будет сосредоточена также на дальнейшем развитии здравоохранения, социальной защиты, трудовых отношений, государственной молодежной политики.

Принятие законопроекта «Об изменении законов по вопросам здравоохранения, донорства крови и ее компонентов» позволит создать условия для дальнейшего развития донорства крови и обеспечения доступности для населения жизненно важных лекарственных средств из крови и ее компонентов.

В целях совершенствования трудового законодательства с учетом практики его применения, повышения эффективности использования трудовых ресурсов планируется актуализация положений Трудового кодекса. Новации коснутся системы квалификаций, профессиональных стандартов, отдельных трудовых прав и гарантий, предоставляемых работникам, а также возможности совершения сторонами трудовых отношений отдельных юридически значимых действий в электронном виде.

Новой редакцией Закона «О внешней трудовой миграции» предусматривается либерализация оснований и порядка привлечения в Республику Беларусь иностранной рабочей силы. Вводятся дополнительные меры по защите законных интересов граждан, выезжающих за пределы нашей страны для трудоустройства.

Будет продолжена работа над проектом нового Закона «Об объединениях нанимателей», который комплексно и системно регулирует вопросы создания и деятельности таких объединений в целях развития системы социального партнерства и предотвращения социальной напряженности в обществе.

Требует завершения корректировка Закона «Об основах государственной молодежной политики». Этот документ будет способствовать выполнению поставленных Главой государства в ходе VI Всебелорусского народного собрания задач, включая повышение качества работы с молодежью, расширение направлений государственной молодежной политики, реализацию молодежных инициатив и оказание им государственной поддержки.

Совет Республики продолжит подготовку законопроектов о ратификации двусторонних и многосторонних соглашений в рамках Союзного государства, Содружества Независимых Государств, Организации Договора о коллективной безопасности, Евразийского экономического союза. Традиционно большое внимание будет отдано модельному законотворчеству.

Знаковым шагом на пути дальнейшего углубления евразийской интеграции видится ратификация Протокола о внесении изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года. Этот документ включает более сотни поправок и направлен на осуществление комплекса мероприятий по реализации стратегических направлений Евразийской экономической интеграции до 2025 года.

Говоря о законотворческой деятельности Совета Республики в будущую сессию, важно отметить, что сейчас ведется активная работа над проектом плана подготовки законодательных актов на 2023 год. Предварительно в него включены около 35 проектов законодательных актов, затрагивающих различные сферы общественных отношений.

Особое место отводится законопроектам, направленным на реализацию конституционных новаций, союзных программ, утвержденных декретом Высшего Государственного Совета Союзного государства от 4 ноября 2021 г. № 6, решений органов Евразийской экономической комиссии. Нам необходимо подключиться к определению содержания плана, чтобы гарантировать его наполнение действительно нужными и актуальными для нашей страны и нашего народа документами.

Перечисленные законопроекты не просто прорабатываются членами Совета Республики с самых начальных этапов подготовки, а проходят старательное и всестороннее рассмотрение на экспертном совете, причем многие из них — по несколько раз. Главное здесь – определить актуальность предлагаемых проектов и, несомненно, воздействие на наше общество.

Как показывает практика, иногда к рассмотрению предлагаются такие вопросы, которые совершенно несвоевременны или недостаточно проработаны для вынесения на законодательный уровень. Так, из 121 документа, которые уже рассмотрены экспертным советом, поддержано менее 30 процентов.

Хочу подчеркнуть, что принятием законодательных актов работа Совета Республики в этом направлении не ограничивается. Не менее важно осуществлять постоянный мониторинг реализации законов на практике, в том числе путем изучения мнения самих правоприменителей, и если нужно — продолжать совершенствование той или иной сферы. Самое серьезное внимание необходимо уделить тому, как осуществляются нормативные правовые акты, принятые в соответствии с конституционными новациями.

Кроме того, необходимо продолжить разъяснительную работу среди населения о принимаемых законодательных решениях. Люди хотят понимать, каким образом продолжается обновление национальной правовой системы, ожидают ощутимых результатов.

Мы, парламентарии, должны доказывать как суть принимаемых законов, так и то, что самое главное в этом процессе, — чтобы нововведения становились частью повседневного уклада жизни нашего государства и общества.

Как говорит глава государства, «нам нужно научиться жить по закону». Не по директивам, указам Президента и указаниям пальца, куда идти и как, а жить по закону. Если мы хотим сохранить мир и спокойствие в нашей стране. Нормы закона железобетонно должны соблюдаться всеми.

Уважаемые члены Совета Республики!

Одним из приоритетов государственной политики Республики Беларусь, определенных VI Всебелорусским народным собранием на 2021-2025 годы, являются сильные регионы. В связи с этим важнейшим направлением деятельности Совета Республики всегда остается работа с населением.

Мы несем ответственность за обеспечение качества жизни населения, за уровень и темпы развития всех регионов нашей страны и за то, как граждане относятся к власти и своему государству.

Очевидно, что Беларусь в покое не оставят. Иностранные политиканы и беглые, паразитирующие за их счет, продолжают строить одиозные сценарии по дестабилизации общественно-политической ситуации в Беларуси. Главная мишень западных политтехнологов – это наши люди.

Наиболее волнующие население темы, даже, казалось бы, самые малозначимые бытовые проблемы — это поле, на котором они пытаются формировать свою деструктивную повестку дня.

Поэтому нам расслабляться и самоуспокоиваться ни в коем случае нельзя. Нужно жить жизнью людей, быть всегда с ними, подставлять плечо в трудной ситуации. Каждый член Совета Республики должен иметь расписанную «карту проблемных вопросов» своего региона, позволяющую не только быстро и адекватно реагировать на социальное недовольство, но, что еще важнее, — предупреждать его причины.

Не надо ждать, чтобы люди шли к вам, — надо самим идти в народ. Формы работы с населением могут и должны быть самыми разными — это личные приемы граждан, «прямые телефонные линии», встречи с трудовыми коллективами и гражданами по месту жительства, участие в информационно-пропагандистских группах, диалоговых площадках, выступления в средствах массовой информации. Важно не столько, какую форму применять, сколько то, как ее применять: нужно работать с людьми так, чтобы они хотели общаться с вами.

В Совет Республики за январь-август 2022 г. поступило около 4,4 тыс. обращений. В текущем году сенаторами проведено около 300 прямых телефонных линий, свыше 500 личных приемов граждан, более 1,3 тысячи встреч с трудовыми коллективами и населением. В этой работе мы и впредь должны держать взятый темп.

Необходимо предлагать людям гибкие, удобные для них форматы взаимодействия. Если, например, на июльский личный прием смогли попасть не все записавшиеся граждане из-за большого количества желающих, то мы обсудили их вопросы во время телефонного разговора в заранее согласованное с ними время. Для нас нет разницы, как человек обратился — лично или по телефону, Совет Республики со всей ответственностью подходит к рассмотрению всех обращений, а заявители остались довольны — у них появилась надежда на то, что им помогут.

При встречах с людьми очень важно не просто донести до них актуальную и востребованную информацию, но и услышать их мнение по определенной тематике. При этом общение может считаться эффективным только тогда, когда озвученные идеи и предложения проработаны вами и учтены в принятии решений, значимых для обратившихся людей.

Необходимо постоянно поддерживать обратную связь с населением — информируйте о ходе и результатах рассмотрения вопросов, поступивших к вам, о выполненной вами работе.

Проанализируйте, какие предложения вносились во время проведения диалоговых площадок по подготовке проекта изменений и дополнений в Конституцию. Ведь много полезных идей не вошло в итоговый текст только потому, что они были не уровня основного Закона. Тогда мы пообещали, что обязательно вернемся к этим идеям и внедрим их в отраслевое законодательство, практическую деятельность предприятия, региона, страны. Нужно проинформировать население по этому вопросу.

Еще одно принципиальное требование: все люди – разные, но все они — наши. Мы, члены Совета Республики, должны работать одинаково честно и ответственно со всеми категориями и группами населения во всех регионах страны.

Необходимо максимально использовать конструктивный потенциал первичек общественных организаций, гражданских инициатив. Находите возможности для регулярных встреч с активистами, содействуйте их включению в работу общественных, консультационных, экспертных советов при государственных органах разного уровня, проявляйте интерес к их повестке дня.

Нашими ключевыми партнерами в регионах должны стать Советы депутатов всех уровней — следует выстроить с ними системное и самое тесное сотрудничество. Чаще приглашайте депутатов местных Советов депутатов на мероприятия, которые вы проводите в регионах, чтобы они видели, как работает Совет Республики, какие законодательные решения принимаются, как на практике нужно применять нововведения.

Каждый член Совета Республики должен стать своеобразным координатором работы местных Советов депутатов в своем регионе. Считайте себя персонально ответственными за результаты их деятельности и будьте готовы через некоторое время обменяться в Совете Республики опытом и наилучшими практиками своей работы в данном направлении.

Для усиления взаимодействия депутатского корпуса на всех уровнях в работе с населением, а также комплексной и системной проработки вопросов, волнующих граждан, поиска своевременных и эффективных путей решения возникших проблем в развитии регионов необходимо активнее задействовать потенциал созданных при Совете Республики Совета по взаимодействию органов местного самоуправления, экспертно-консультативного совета и Совета старейшин. Выстраивайте тесные партнерские отношения с местными органами управления и самоуправления, региональными вузами и экспертами.

Главными нашими проводниками в молодежной среде являются члены Молодежного совета при Национальном Собрании Республики Беларусь. По инициативе Совета Республики во второй созыв избраны 138 человек – и сейчас в каждом административном районе у этой молодежной структуры есть свои представители. В основном это рабочая молодежь, которая взвешенно смотрит на события и процессы, происходящие в мире и нашей стране, и готова включаться в решение государственно значимых задач.

Подходы к сотрудничеству с нашими молодыми коллегами вы знаете: учите их всему, что умеете сами. Приглашайте ребят на свои профессиональные и парламентские мероприятия, откликайтесь на их просьбы и инициативы, объединяйте усилия при решении общих вопросов. Ваша школа политического мастерства им пригодится не только в рамках деятельности Молодежного совета, но и в дальнейшем продвижении по профессии и службе.

Призываю вас к активному взаимодействию с широкой молодежной аудиторией. Мы должны чувствовать их настроения, знать, какими ценностями они руководствуются и какие у них жизненные стратегии, чтобы принимать выверенные решения при выработке и реализации государственной политики в этой сфере.

Как показывает жизнь, не всегда так называемая лучшая молодежь действительно такой является, тогда как дети, испытавшие тяготы жизни, прекрасно проявляют себя с человеческой стороны и становятся самыми настоящими патриотами своей страны.

Не менее важным направлением в работе с населением является информационная деятельность Совета Республики. Прежде всего вы сами должны быть заинтересованы во взаимодействии со средствами массовой информации, искать возможности для выражения вашей профессиональной, парламентской, гражданской позиции в публичном пространстве.

Активно используйте для этих целей рубрику «Сенат», которая еженедельно выходит в эфир на столичном телевидении. Нам нужно не только учитывать медийную повестку дня, но и задавать ее, не забывая при этом, что каждое наше слово имеет свое значение.

Уверена, что потенциал Совета Республики в работе с населением еще не исчерпан. Мы и впредь будем совершенствовать формы и методы работы, которые практикуются, искать и внедрять новые. Но что точно никогда не изменится — это нацеленность на максимальную пользу для нашего государства и нашего народа.

Уважаемые коллеги!

На нынешнем этапе перед Советом Республики стоят серьезные задачи, решение которых потребует мобилизации всех наших знаний и профессионализма, слаженности и тесного взаимодействия, полной исполнительской дисциплины и контроля за выполнением каждого принятого решения.

Ожидается напряженная работа по выполнению целевых установок нашего Президента, уважаемого Александра Григорьевича Лукашенко, дальнейшей реализации решений VI Всебелорусского народного собрания, программы социально-экономического развития страны на текущую пятилетку:

  • в области международных отношений — содействие углублению интеграционных процессов в рамках Союзного государства Беларуси и России, активизация сотрудничества с государствами — участниками Содружества Независимых Государств, Евразийского экономического союза, развитие практического взаимодействия со странами «дальней дуги»;
  • в законодательной деятельности – создание правовых механизмов внедрения конституционных новаций, продолжение унификации, гармонизации и сближения законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации, а также совершенствования национальной правовой базы с учетом возникших вызовов и требований времени;
  • в работе с населением – проведение встреч с трудовыми коллективами, внимательное отношение к каждому обращению, эффективное взаимодействие с молодежью, общественными структурами и гражданскими инициативами, тесное сотрудничество с местными Советами депутатов, активная и продуманная информационно-разъяснительная работа.

Мы, члены Совета Республики, - народные представители и граждане Республики Беларусь, — не имеем никакого морального права не оправдать возложенных на нас ожиданий главы государства, нашей страны и нашего народа. Мы должны полностью посвящать себя самоотверженному служению национальным интересам нашей страны.

Уверена, что десятая сессия Совета Республики седьмого созыва будет периодом интересной и плодотворной работы, внесет весомый вклад в развитие отечественного парламентаризма и современной белорусской государственности.

Спасибо за внимание!

Фото: БелТА

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.