Вы здесь

Минск 100 лет назад можно увидеть на рисунках Аксельрода


Минск времен Янки Купалы — какой он был? Историки и исследователи могут многое рассказать о городе начала ХХ века. Но его образ, ощущение, атмосферу все же следует искать в художественных произведениях того времени. И вот же подарок столицы Беларуси — ее особенность глазами известного советского художника Мейера Аксельрода, который начинал свой творческий путь именно в Минске и с удовольствием его рисовал. А теперь мы можем увидеть-представить город 20-х годов прошлого века: выставка «Мейер Аксельрод. Воспоминание о Минске» работает в Государственном литературном музее Янки Купалы.


В этом году отмечается 120-летие художника, которого при жизни упрекали в сходстве с Модильяни. Или все же сравнивали?! Ведь в советское время многое нужно было воспринимать наоборот. Аксельрод мог не вписываться в существующее течение соцреализма, так как для него было важно не только внешнее сходство предметов, но и собственное ощущение того, что он рисовал. С чертами быстротечности, стремительности, временности того, что было вокруг.

С цветами, за которыми — удивление, эмоции, олицетворение жизни. Экспрессия — говорим сейчас. Как у его же соратника по обществу «4 искусства» Кузьмы Петрова-Водкина, который некоторое время был под влиянием Матисса. Все меняется в жизни, и тем не менее, в любых обстоятельствах можно оставаться собой — как Мейер Аксельрод.

Его часто упоминают как отца поэтессы и переводчицы Елены Аксельрод. Так и есть — просто она ближе к нам во времени (родилась в 1932 году, причем в Минске!). Вообще судьбоносный город для Мейера Аксельрода. Кстати, здесь он окончательно сделал свой жизненный выбор в пользу искусства. В Минске семья осела после Первой мировой войны, потому что не смогла вернуться из эвакуации в родное Молодечно, где и родился Мейер. Молодой человек, который к тому времени уже учился рисованию, начал делать афиши для кинотеатров — этим зарабатывал. Минск его вдохновлял на совершенствование собственного творчества и на то, что нужно с нею выходить к людям. Не только через преподавание рисования в школах. Оказалось, его собственное творчество достойно внимания. Мейер принимает участие в и художественной выставке в Минске в 1921 году — там были представлены сразу 36 его работ. Потенциал художника отметили и направили его на факультет графики Высших художественно-технических мастерских. Но даже переехав в Москву, он не разрывал связи с Родиной, сотрудничал с Белорусским государственным еврейским театром. Город довоенного времени у него сохранился городом возможностей не только собственно для самого себя — он был мультикультурный, но с отличительным историческим обликом. Мейер то видел и понимал, потому что ему пришлось жить возле Минского замчища. И вот же мы видим эти места через 100 лет!

Искренность, радость, влюбленность — в работах, представленных на выставке в Музее Купалы. Рисунки, на которых тонкие линии карандаша схватили очертания зданий, либо произведения, где цвет обозначает ландшафт и акцентирует характерные для Минска объекты — даже сейчас мы их узнаем. Для Аксельрода ощущение Минска 1920-х годов, открывшего ему путь в искусство, было очень дорогое. Недаром по наброскам, эскизам и зарисовкам он в 1960-е создаст серию «Воспоминания о старом Минске».

Рисунки и акварели, представленные на нынешней выставке, находятся в частном сборе коллекционера Александра Радаева, который, кстати, соединяет и потомков Аксельрода с его родиной. Внук Мейера Аксельрода — художник Михаил Яхилевич — с удовольствием делится воспоминаниями о своем деде, который имел много выставок при жизни как в СССР, так и за его пределами. Но и после смерти Мейера Аксельрода выставки его произведений проводились в Москве, Ленинграде, Нью-Йорке, Лондоне, Израиле. В юбилейный год художника вспоминает Минск.

Лариса ТИМОШИК

Выбор редакции

Финансы

Как банки защищают от мошенников денежные переводы

Как банки защищают от мошенников денежные переводы

За четыре месяца 2024 года раскрываемость тяжелых киберпреступлений по сравнению с аналогичным периодом прошлого года повысилась на 19%.

Спорт

Анастасия Костючкова: Человек в коляске не должен быть закрыт в четырех стенах

Анастасия Костючкова: Человек в коляске не должен быть закрыт в четырех стенах

Фехтовать наша героиня умеет тремя видами оружия: саблей, шпагой и рапирой.