Вы здесь

«Огненные деревни. Нельзя забыть». Трагедия на Купалье


Мемориал «Шауличи» — один из крупнейших памятников Беларуси, который посвящен трагедии «огненных деревень». Во время карательной операции утром 7 июля 1943 года немцы расстреляли 366 жителей, а саму вязку сожгли. После кровавой расправы Шауличи так и не возродились. Люди попросту не могли строиться на братских могилах. Сейчас всю площадь деревни занимает большой мемориальный комплекс.


Путешествие по деревне-фантоме

От Волковыска выезжаем вместе с начальником отдела идеологической работы и по делам молодежи райисполкома Иваном Маржалом и директором городского военно-исторического музея имени Багратиона Егором Гизом.

Добираться до мемориала, может, минут 15-20. с трассы сворачиваем по указателю. Его видно издалека, а буквально через какой километр-полтора словно каменный охранник вырастает большой четырехгранный обелиск с пятиконечной звездой наверху. От обелиска тянется стена из гранитных плит. Вся она расписана фамилиями жителей деревни, погибших от рук немецких оккупантов. Счет идет не на десятки — на сотни человек. Поэтому и стена такая длинная. Но ни один не забыт, даже дети, которые и пожить не успели. Только-только родились. Они вместе с другими жителями лежат под этим обелиском в общей могиле. Всего 120 детей и 246 взрослых — обычных сельчан, которые жили в своей родной деревне, на земле своих предков. Так я и думал об этих молчаливых песнях...

Идем по бывшей улице. Необычное чувство вызывает дорога. Здесь сохранилась та самая брусчатка, которая лежала и тогда, когда деревня была еще жива. Не исчезли камни и после трагедии. Кажется, что эта дорога ведет в вечность. На самом деле, так и есть, ведь ничего живого здесь уже нет. А на месте бывших домов только импровизированные почерневшие срубы. Они разбросаны по всему окрестностям — так некогда стояли дома. Как напоминание о тех ужасах.

— В домах еще сохранился фундамент, говорили, что деревня была зажиточная, люди строились основательно, были хорошими хозяевами. Этому способствовало и то, что она находилась на выгодном пересечении торговых путей. С одной стороны через мосты шла прямая дорога к Гродно. В самой деревне была даже трехэтажная мельница, это тоже редкость для деревень. В Волковысском районе были только три таких больших мельницы — в Росси, Волпе и Шауличах, — дает историческую справку директор Волковысского военно-исторического музея Егор Гиза.

Как видно, мельницу тоже сожгли. Немного в стороне от дороги в глаза бросается каменный памятник, который обычно ставят на кладбище. Но здесь он стоит на остатках старого фундамента. Привлекает внимание семейная фотография — еще, пожалуй, довоенная. На нем мать, отец и их малая дочь. На памятнике надпись: «Здесь жили Паремские: Иван Адамович, 1908 года рождения, Стефанида Алексеевна, 1912 года, их дети — Нина, 1932 года и Дмитрий, 1938 года рождения». Совсем еще маленькие дети, младшему только пять было. Видимо, какой-то родственник поставил памятник по своим родным отдельно, на месте их дома, хотя они и лежат в общей могиле.

Обратила внимание на дату — 1932 год. Это же и год рождения моей матери, которая тоже жила при немецкой оккупации, но в Щучинском районе. Было немало ужасных моментов, но ей повезло выжить. Вышла замуж после войны, родила детей. Прожила 80 лет. Вот и та Нина с семейной фотосъемкой на памятнике могла иметь другую судьбу. Как, кстати, все другие 119 детей. Судя по количеству детского населения, Шауличи имели хорошую перспективу. Накануне войны здесь даже школу двухэтажную кирпичную построили. От нее тоже остались только остатки.

...Если пойти в другой конец деревни-фантома, возле тех же обожженных срубов и гранитных обелисков можно увидеть большой стенд с планом Шаулич. Вдоль главной улицы указаны все 77 подворий и фамилии хозяев. Большинство из них повторяется — Тарасевичи, Паремские, Новиковы, Рабазель, Кудельки... Как правило, в деревнях проживало немало семей родственников.

Отсюда, с оконечности, можно увидеть метров за 500 остатки здания и обелиск. Это та самая двухэтажная школа. С нее началась трагическая история Шаулич утром 7 июля 1943 года. Как раз на Купалье...

«Акция мести»

Надо сказать, что жители деревни не знали, какая ужасная судьба их ждет. Ничто не предвещало беды.

По словам моих спутников, Шауличи находились в стороне от основных дорог, поэтому до 1943 года военные действия деревни не коснулись. Но вдруг ситуация изменилась. Шауличи попали в границы карательных операций, которые проводили оккупанты в 1943-1944 годах на территории Беларуси. Директор музея Егор Гиза высказал мнение, что таким образом немцы мстили мирному населению за целый ряд провальных операций и отступление немецкой армии. Чтобы уничтожить целые деревни, хватало любой зацепки.

Такой повод появился как раз накануне Ивана Купалы, 6 июля. В тот день по шоссе на Волковыск, недалеко от поворота на Шауличи, группа партизан устроила засаду, в ходе которой был обстрелян немецкий автомобиль. В результате погиб врач-офицер Мазур, а его водитель был ранен. Он смог доползти до ближайшей деревни и сообщить о случае. Реакция немецкого командования была молниеносная. Буквально за полдня была выполнена карательная экспедиция. Никто не занимался выяснением дела и деталями события. Каратели выбрали радикальный способ расплаты. Ими было принято решение о проведении"акции мести". И объектом выбрали самую большую из окрестностей деревню — Шауличи.

— На рассвете 7 июля в сторону деревни двинулся отряд карателей немецкого гарнизона, который находился в Волковыске, — рассказывает Егор Гиза. — Началось окружение деревни сразу с трех сторон. Немцы врывались в дома и выгоняли людей на улицу. Тех, кто не выходил, выталкивали силой. Немецкий офицер проверил всех строго по списку. Задача у немцев была одна — никто из местных жителей не должен убежать от так называемой мести.

Женщин и детей заперли в здании школы, подростков и зрелых мужчин — в большом сарае в центре деревни. Остальных мужчин погнали копать большие ямы — одну в начале деревни, вторую — в конце.

Тем временем из окрестных деревень пригнали колонны подводов, которые стояли поодаль. На них позже немцы загружали и вывозили награбленное в Шауличах имущество. Перевозчики стали свидетелями ужасной расправы. Многие из них, проезжая по краю деревни, слышали сильный лай собак, рев домашних животных, крики и плач запертых людей. Женщины пели заупокойные песни...

Когда солнце поднялось над лесом, ямы были вырыты. Расстрельная команда в обоих местах установила пулеметы. Немцы выводили людей по одному, подводили к краю вырытых ям и расстреливали. И раненые, и убитые падали друг на друга. Через полчаса 366 жителей Шаулич и окрестных хуторов лежали в двух братских могилах. В одной — мужчины, в другой — женщины и дети.

Каратели в это время начали вывозить из домов имущество. Из домов выносили все, что можно — от одежды до бытовых вещей. В мешки собирали картофель, зерно и другие продукты. Когда повозки с кладом покинули деревню, немцы начали ее жечь. К вечеру от домов, сараев и садов остались только обожженные руины и пепел. Сожгли и поклонный крест на перекрестке дорог, который жители установили уже во время войны.

Крест восстановили. Сейчас на мемориале не один, а два поклонных креста — православный и католический. Напротив них растет очень старый тополь. Как раз возле дороги. Высказываю мнение, что дерево могло быть свидетелем трагедии, к тому же и растет как раз возле ямы, где расстреливали, а потом закапывали жителей. Мои спутники соглашаются. Мол, так и есть. Свидетель. Старый, тихий Тополь...

Люди здесь не живут

Деревня, которая только недавно жила своими заботами, за мгновение исчезла с земли навсегда, оставив после себя пепелище и братские могилы.

...Природа была в отчаянии. После массового убийства ночью начал идти дождь и лил два дня. На третий день немцы сняли оцепление, и родственники погибших бросились в Шауличи. Они увидели страшную картину уничтоженной деревни — повсюду только черные дымоходы печей и забросанные землей могилы с кровавым песком.

— Моя бабушка жила в соседней деревне Залешаны. Она знала многих людей. Очень переживала из-за этой трагедии. Иногда рассказывала об этом, хотя ей было трудно вспоминать те события. Никто даже не осознал — так быстро все решилось, буквально за несколько часов не стало деревни. Потом по опустевшему окрестностям бегали голодные собаки, которые остались без хозяев, страшно выли сутками, — передает рассказ бабушки мой собеседник Иван Моржала.

Говорят, что число погибших — 366-роковая цифра. Ровно столько дней выпадает на високосный год, который считают несчастливым. В Волковысском районе это единственная деревня, которая сгорела дотла и не возродилась. Хотя кто-то из родственников пытался сюда вернуться.

Выжил Павел Рабазель, которого немцы взяли в плен. Из немецкого плена он попал в сибирский лагерь. Вернулся оттуда в 1947 году и поехал в родную деревню. Здесь у него жили жена с сыном, брат, две сестры с семьями. Он знал, что стало с деревней и ее жителями, но надеялся, что как-нибудь сможет здесь устроиться, а может даже и новый дом построить. Говорили, что трое суток он там пробыл, а больше не смог. Признавался потом, что чувствовал, как смерть смотрит со всех сторон. Пошел к знакомым в соседнюю деревню. Там и прожил всю оставшуюся жизнь. Правда, ни семьи, ни детей больше не имел.

Некоторые воспоминания очевидцев той страшной трагедии хранятся в Книге «Память» Волковысского района.

...Сестры Анастасия и Мария кудельки вышли замуж за год до трагедии и переехали в разные деревни. А 7 июля, как раз на Купалье, Настя утром увидела дым и услышала от людей, что горят Шауличи, где остались ее родные. Она оставила новорожденного ребенка и побежала в деревню. Немцы ни ее, ни сестру не пустили. А ночью начался дождь. Только на третий день сестры с другими людьми смогли подойти к Шауличу. Они увидели черные дымоходы, голодных собак и две большие, осевшие от дождя ямы. У Марии и Насти здесь погибли 13 человек родни.

Часто к мемориалу приезжает бывшая учительница Елена Блажиевская. Она выступает во время памятных мероприятий и рассказывает о своей знакомой, чьи родные погибли во время карательной операции. «Моя приятельница только вышла замуж в другую деревню, родила ребенка. А перед праздником она, 6 июля, к ней пришла мать из Шаулича. Дочь просила ее остаться ночевать, но та отказалась и вернулась домой, к мужу и сыну. Утром молодая женщина услышала рев мотоциклов, лай собак. Побежала в сторону Шаулич, но деревню уже оцепили, и немцы начали кричать, что будут стрелять, если она не отойдет. Тогда свидетель залез на дерево. Что она там увидела, страшно представить», — рассказывала Елена Блажиевская в этом году во время митинга.

Звенит звон, шумят березки...

В сожженную деревню, а сейчас на мемориальный комплекс, ежегодно приезжают родственники погибших сельчан. Как раз на Купалье, или как говорят горожане, «На она». Здесь проходят районные дни памяти как в годовщину трагедии, так и в День Победы. В 50-е годы установлена скульптурная композиция «Воин и подпольщица». А позже, в 1975-м, появились еще два обелиска с гранитными плитами на месте братского кладбища. Таких захоронений на территории мемориала несколько.

— Речь о создании мемориального комплекса началась сразу после войны, и в начале 50-х был установлен центральный обелиск, — рассказывает идеолог Иван Маржала. — Постепенно появлялись новые объекты, шло восстановление существующих. К 70-летию трагедии старые плиты возле главного обелиска заменили новыми, гранитными. В 2015 году произошла довольно масштабная реконструкция комплекса. На месте сожженных домов поставили фрагменты деревянных срубов с памятными табличками, где указаны номера домов и фамилии хозяев. В сердце мемориала — бронзовый колокол весом 62 килограмма.

...Динь... динь... По окрестностям разносится протяжный звук и исчезает в высоте. А может в этих почерневших срубах, на месте которых стояли прочные дома. От той деревни остались только старые яблони и дорожная брусчатка. Вдоль дороги растут молодые деревца. Чуть дальше еще одна, из молодых березок.

— За территорией комплекса закреплены организации района. У каждого есть свой участок, так как площадь довольно большая. Здесь и траву обкашивают, и дорогу ухаживают, чтобы не зарастала. За порядком наблюдают и общественные объединения, — комментирует Иван Маржала.

В следующем 2023 году исполнится 80 лет трагедии деревни Шауличи. Сейчас на ее месте только обелиски и памятники. И все же сюда не зарастает тропа. Массовые митинги и дни памяти с участием широкой общественности, властей и молодежи традиционно проходят несколько раз в год. Приезжают к мемориалу туристические группы. Заворачивают сюда и путешественники, которые едут в путешествие по Беларуси. К траурному месту привозят местные жители и своих родных, приезжающих издалека. Кладут цветы, зажигают лампадки.

Это трагедия — боль не только тех родов, чьи родственники похоронены в больших братских могилах. Боль пронизывает сердце каждого честного человека. Заставляет почувствовать, какая это ценность — мир.

Маргарита УШКЕВИЧ 

Фото автора

Проект создан при финансовой поддержке в соответствии с Указом Президента № 131 от 31 марта 2022 года.

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.