Вы здесь

Дэвид Разумов: Без надежды искусство не имеет смысла


Он молодой талантливый актер и режиссер, любит классику, умеет прислушиваться к критике, но всегда следует за голосом сердца. Сам Дэвид говорит: «Хоть я человек, который на все смотрит рационально, но хочу в этом мире приумножать свет и доброту». Это, пожалуй, и срабатывает для него как кредо, когда он выбирает пьесы для постановки, размышляет о собственных перспективах или оказывается перед очередным жизненным выбором. 

О том, как открыл для себя любимую профессию, чем увлекается и что для него никогда не потеряет ценности, мы поговорили с Дэвидом Разумовым при встрече.


— Когда вы полюбили театр настолько, что сделали работу в нем своей профессией?

— Поскольку наш мастер курса Сергей Михайлович Ковальчик был художественным руководителем театра, то занятия у нас проходили на Малой сцене Национального академического драматического театра имени Максима Горького, а не только в стенах Академии искусств. И вот с тех пор я начал знакомиться с профессией, понимать, как все в ней работает, и полюбил сцену.

— А решение поступать на режиссуру у вас откуда?

— С детства я смотрел кинофильмы и увлекался мастерством актеров. Думал, когда вырасту, то стану артистом, буду таким же классным и популярным, как они. Но, когда приходит время поступления, то молодой человек чаще всего боится и испытывает растерянность относительно того, какой путь выбрать для себя. И у меня так произошло. Я пошел на режиссуру, зная что там недобор парней, побоявшись поступать на актера.

— Однако теперь вы имеете возможность работать в театре в обоих амплуа...

— Изначально все было обусловлено моей целью быть артистом. Поэтому еще на пятом курсе, когда мы готовили дипломные работы, я сделал спектакль «водоворот» для самого себя. Даже наивно думал, что сделаю постановку, которую впоследствии возьмут в репертуар театра, и у меня сразу будет главная роль. Но все сложилось совсем иначе. Спектакль в репертуаре появился только через три года. В любом случае мне, считаю, очень повезло, так как я овладел режиссерской профессией. После окончания учебы два года отработал во Дворце детей и молодежи «Ореон», где ставил концерты, праздники, детские сказки. И тогда понял, что это мое, Я люблю то, чем занимаюсь. Недавно моя коллега и подруга Мария спросила меня, каким я вижу себя через пять лет? На что я ответил несколькими пунктами, и один из них был таков: у меня не осталось актерских ролей. Мне хочется со временем заниматься только реализацией своих проектов.

— Но актерство дает вам опыт...

— Игра в спектаклях дает богатый опыт. Благодаря тому, что я много раз прошел процесс от первой читки пьесы до премьеры спектакля на сцене, то имел возможность наблюдать со стороны за работой различных режиссеров. И, самое главное, я знаю, как воспринимают те или иные режиссерские требования актеры, что им нравится, что их обижает и чем они бывают недовольны. После, когда уже сам работаешь как режиссер, лучше понимаешь, как выстраивать взаимодействие. И это делает тебя более уверенным. Все мои роли дают мне большую радость и удовольствие. Просто понимаю: чем больше ты хочешь работать режиссером, тем больше это мешает тебе как артисту. Совмещать невозможно, так как нужно одинаково сильно углубляться в процесс.

— В школьные годы ваша тяга к творчеству проявлялась?

— Помню, как классе в пятом, когда у меня только появился телефон с камерой, я друзьям во дворе говорил, куда стать и что делать, мол, мы снимаем кино. Еще на гитаре играл с детства, а после занимался во Дворце детей и молодежи «Золак». И у нас устраивались разные концерты. А так я учился в обычной школе и, честно говоря, мне было не очень интересно. Учителя вообще думали, что из меня ничего не выйдет. А в одиннадцатом классе, когда я пошел на подготовительные курсы по режиссуре, с интересом начал углубляться в новый для себя мир. Тогда уже сидел на последней парте и иногда читал «Фауста», которого готовил на тот момент как режиссерскую экспликацию для поступления.

— А ваша семья как отнеслась к выбору творческой профессии?

— Одна из самых больших удач в моей жизни, что мать и отец во всем меня всегда поддерживали. Многих моих друзей, наоборот, родители направляли на выбор более престижных, по их мнению, профессий. А мои спросили, чего я хочу, куда планирую пойти учиться. И такой их подход до сих пор удивляет меня. От мамы слышу, что они мной гордятся.

— Работа в одном театре со своим мастером Сергеем Ковальчиком — для вас тоже удача?

— Он научил меня всему, что я умею. Очень благодарен Сергею Михайловичу за это. Даже сейчас слышу от него ценные советы, чувствую поддержку во всем. Благодаря ему, считаю, состоялся «Фауст. Сделка с дьяволом». Потому что он в меня поверил. Меня очень впечатляет, когда люди своим доверием способны поддержать другого. Сергей Михайлович до последнего не вмешивался в мою работу, а уже на последнем прогоне дал несколько советов, которые помогли улучшить спектакль. Поэтому я продолжаю у него учиться.

— Вы родились, учились и работаете в Минске. А интересно вам было бы попробовать поставить что-то с коллективом, например, в другом городе?

— Безусловно, ведь любой новый опыт — это развитие. А если ты постоянно находишься в одном окружении, то расти уже становится сложно. Ты знаешь артистов, их возможности, а когда все по-новому, где никто никого не знает, появляется почва для роста. Я бываю на премьерах спектаклей в других театрах и городах и вижу, какой там уровень. Везде есть хорошие и артисты, и режиссеры, и результаты...

— В театре идут ваши спектакли «В водовороте», «Фауст. Сделка с дьяволом», а теперь вы работаете над «Маскарадом» Лермонтова... Какой будет эта история?

— У Лермонтова все заканчивается трагически, а мне всегда хочется, чтобы в финале была надежда и свет, ведь без них для меня искусство не имеет смысла. Поэтому у меня и Фауста Бог спасает, и Павел выходит из водоворота. Конечно, есть вечные темы, о которых мы говорим со сцены. И, перечитывая «Маскарад», я понимал, что это замечательная история, но там сложный стиль и не все в содержании прошло испытание временем. Хотя некоторые монологи просто вне времени и всегда будут актуальны. Мне хочется сделать это произведение современным. 

И показать главное: что бы ни происходило в жизни, не переставайте любить и верить.

— А, по-вашему, любовь — что за чувство?

— Об этом можно рассуждать часами. Если коротко, то это чувство, которое способно всегда прощать. Оно не ищет выгоды, несет свет. Я считаю, если любишь человека, то никогда его ни в чем не упрекнешь. Наоборот, всегда и во всем будешь поддерживать. Есть у меня в спектакле «Водоворот» строки: «Если ты захочешь сжечь весь мир, то я буду рядом подавать тебе бензин». Любовь невозможна без верности. Но оно бывает жестоким и несправедливым.

— Где и когда вы рассмотрели свою вторую половинку?

— Мы с женой работаем в одном театре. До того, как стать парой, мы продолжительное время дружили. Учились вместе, совместно проводили время. Сначала каждый из нас был в отношениях и мы просто хорошо относились друг к другу. А когда там не сложилось, то постепенно наши светлые симпатии переросли в большое чувство. Начали встречаться, и уже через два месяца предложил создать семью, так как понимал, что мы давно знакомы, и я готов к большей ответственности за близкого человека.

— Творческая зависть знакома вам?

— У меня бывает только творческое увлечение. Я иногда смотрю какую-то постановку и думаю, как человек смог сделать такое. В такие моменты мне хочется поговорить с режиссером и самому научиться так делать. А зависть — чувство напрасное. Простой пример: едешь на машине, стоишь на светофоре и видишь рядом «Порш». Думаешь: классно! А по сути каждый из вас — на четырех колесах и доедет в свое место назначения. Поэтому бессмысленно завидовать, ведь это убивает в человеке все хорошее, разъединяет нас с другими.

— Выдержали бы испытание славой, деньгами, красотой? 

— Мне кажется, что вся наша жизнь — это испытание, Где ты постоянно заставляешь себя бороться, стремишься быть достойным. Поэтому я постоянно напоминаю себе, что важно быть на правильном пути. Все время сверяюсь, не свернул ли со своего маршрута. Ведь иногда, даже заглядевшись на красивое авто, можешь потерять свой вектор и направление, которое по-настоящему важно. И тогда жизнь как раз и испытывает тебя каким-то предложением, отправляет тебе сообщение, чтобы посмотреть, пойдешь ли ты дальше. Если сумеешь остаться верным себе, то и баланс сохранится.

— Во что вы верите и ради чего стоит жить?

— Я хочу верить, что в конце всегда есть свет и надежда. И именно это хочу транслировать...

Елена ДРЯПКО

Фото из архива Дэвида Разумова

Выбор редакции

Калейдоскоп

Восточный гороскоп на следующую неделю

Восточный гороскоп на следующую неделю

На этой неделе Тельцы будут просто незаменимы везде, где их знают.