Вы здесь

Дорожники и транспортники рассказали о совершенствовании отечественных путей


Состояние дорог в Беларуси, их ремонт и строительство — всегда под пристальным вниманием главы государства. В этом году в стране должно быть отремонтировано и возведено около трех тысяч километров дорог. В следующем году, как ожидается, новый вид получат еще более четырех тысяч километров, на строительство и реконструкцию которых выделят 2,2 миллиарда рублей. По плану, в 2024-м будут реализованы также два пилотных проекта по развитию электротранспорта: в Жодино (Минская область) и Шклове и районе (Могилевская область) — об этом говорили на недавнем совещании у президента по БелАС. А о планах на следующий год и предварительных итогах нынешнего рассказали сами дорожники и транспортники.​


Фото: БелТА

«Электрический» уклон

В Беларуси около 41 тысячи автобусов, до 30 тысяч из которых принадлежит организациям. Транспортом общего пользования в основном владеют коммунальные предприятия (около 5700 автобусов, 1425 троллейбусов, 275 трамвайных вагонов). 39 тысяч организаций и индивидуальных предпринимателей имеют лицензии на деятельность в области автомобильного транспорта, сообщил Андрей Гладкий, начальник управления автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта и коммуникаций:

— Автомобильный транспорт в совокупности с городским электрическим и метрополитеном перевозит около 96% пассажиров от общего числа людей, перемещающихся всеми видами транспорта. Автомобильным транспортом при этом ездит до 60% людей от общего объема пассажироперевозок — более 90% этого объема перевозится транспортными средствами организаций транспорта общего пользования.

Упор в стране делается на развитие электрифицированного транспорта (электробусов, троллейбусов на автономной ходьбе). По итогам пилотных проектов в Жодино и Шкловском районе специалисты рассмотрят, какой эффект получается от развития электротранспорта по сравнению с автомобильным, после чего эти новации распространят на другие города Беларуси.

Основная часть работ по проектам, которые реализовываются соответственно постановлению Совмина № 505, где определены два этих места, запланирована на 2024 год. Будут поставлены транспортные средства на электрической тяге отечественных производителей, которые, как планируется, заменят все пассажирские средства передвижения в Жодино и Шклове, уточнил начальник управления:

— Нам необходимо будет оценить затраты, возникающие в связи с эксплуатацией такого вида транспорта по сравнению с автомобильным («электрический» транспорт дороже обычных автобусов). Известно, что изначально затраты будут выше, так как нужно и строительство зарядных станций, и прокладка коммуникаций для станций. Позже оценим, как ведут себя в эксплуатации эти средства, и в начале 2025 года будем уже понимать, насколько эффективно и целесообразно эксплуатация электротранспорта и будет ли проект масштабирован по стране.

Наземные, подземные и цифровые километры столицы

В столице 313 маршрутов городского наземного транспорта протяженностью более трех тысяч километров и свыше 40 километров трех линий Минского метрополитена, поделился Андрей Илларионов, заместитель директора — начальник управления пассажирских перевозок предприятия «Столичный транспорт и связь» Мингорисполкома:

— В час пик на городские пассажирские маршруты выходят 867 автобусов, 548 троллейбусов, 89 трамваев и 64 состава метрополитена. В этом году проведен ряд мероприятий по оптимизации маршрутной сети. Организовано пять новых маршрутов, внесены изменения в схему движения еще 12 маршрутов, на 14 скорректировано расписание движения, на восьми увеличили количество подвижного состава, на ряде маршрутов организованы дополнительные остановочные пункты и рейсы. На маршрутах изменена также марочность.

Работы по оптимизации маршрутной сети продолжаются. В частности, активно занимаются вопросом нового микрорайона «Минск Мир» — в связи с предстоящим пуском метрополитена рассматриваются варианты реорганизации маршрутной сети. В ближайшее время транспортники хотят публично представить на обсуждение схему движения, которую предлагают для реализации.

Транспортники занимаются также автоматизированным изучением пассажиропотока на подвижном составе. Это делается с помощью инфракрасных датчиков, а также камер, установленных в салонах пассажирского транспорта, уточнил Андрей Илларионов:

— Анализируем получаемые видеоматериалы и углубленно изучаем возможности цифровых технологий, чтобы в будущем использовать их. Стараемся улучшить качество поездок пассажиров.

Предприятие «Белдорсвязь» определено ответственным за вопросы цифровизации в дорожном направлении. Разрабатываются локальные документы Минтранса о том, что такое интеллектуальные транспортные системы, как они работают, кто с кем взаимодействует и какими данными обменивается, для чего это нужно и насколько эффективно. Работа ведется совместно с ГАИ и МВД, чтобы оптимизировать работу дорожников с помощью цифры, добавили эксперты.

Миллиарды на дорожную «одежду»

Дорожный комплекс страны развивается в рамках госпрограммы «Дороги Беларуси на 2021-2025 годы». В этом году на все отечественные дороги (республиканского и местного значения) предполагается потратить 1,4 млрд рублей на текущий и капитальный ремонт, возведение и реконструкцию дорог общего пользования, рассказал Сергей Леончик, заместитель начальника Главного управления автомобильных дорог Министерства транспорта и коммуникаций:

— На сегодня в республиканской сети реконструируется дорога Р46 в направлении от Лепеля до Полоцка. Участок введут в эксплуатацию до конца 2026-го. Коридор по дороге Р46 ключевой на сегодняшнем этапе развития автодорог, потому что ведет в сторону портов Санкт-Петербурга, Ленинградской области и является основным транзитным путем для сообщения с Россией с выходом к морю. На этом же коридоре находится дорога М3 Минск — Витебск, которая также активно реконструируется, — в 2024-м мы введем участок этой дороги от Логойска до Плещениц в цементно-бетонном исполнении. С использованием цемента реконструируется и дорога Р53-участок от Смолевичей до Жодино планируется сдать в 2024-м и продолжить работы на участке от Жодино до Борисова.

По некоторым проектам дорожники переключились на бюджетное финансирование и не рассматривают иностранную помощь или кредиты. Принято решение все объекты в стране возводить за счет бюджета, уточнил Сергей Леончик:

— Это взвешенная позиция, но мы не оставляем возможность использовать международные финансовые институты для привлечения заемных средств. Если будут выгодные предложения для страны в плане кредитов, то будем брать их и реконструировать дороги. В Беларуси 1787 километров платных дорог (плата индексируется по условиям инвестдоговоров). Оплата на новых участках дорог будет вводиться по мере их реконструкции и доведения параметров путей до первой категории.

Сегодня большое внимание уделяется также развитию мостового хозяйства. Несколько лет назад были обследованы все мосты, требующие неотложных работ и ремонта. В перспективный план внесены работы с 2022 по 2025 год. В прошлом году отремонтировали 80 мостовых сооружений (50 — на республиканских дорогах, 30-на местных). В этом году ремонтом будет охвачено 119 мостов.

Задача дорожников — сделать так, чтобы люди гордились существующими в стране дорогами и на себе почувствовали работу, ведущуюся специалистами, тем более это влияет на повышение комфорта и безопасности, а также работает на экономику.

Перевозчик, транспорт и водитель — в реестр

Для совершенствования качества, безопасности и кассовой дисциплины пассажироперевозок на авто-такси, в том числе заказанных через мобильные программы, подготовлен проект указа президента, который сейчас согласовывается в Администрации Главы государства.

Документом предусмотрено создание реестра автомобильных перевозчиков, в который войдут сведения как о перевозчиках, так и о транспорте, на котором осуществляется услуга перевозки, а также о водителях таких такси. Дополнительных требований для перевозчиков при этом не предусмотрено.

После отмены лицензирования для перевозчиков-таксистов в 2018 году сейчас невозможно применить меры воздействия к недобросовестным участникам рынка перевозок. Поэтому будет предусмотрен и механизм исключения из реестра за определенные нарушения и несоответствие требованиям правил перевозки.

Еще одна новация указа — все диспетчеры такси должны быть зарегистрированы на территории Беларуси как юридические лица. Технические средства и информационные системы также должны находиться на территории нашей страны, чтобы в случае некачественного оказания услуги пассажир знал, куда обратиться для урегулирования проблемы.

Ирина СИДОРОК

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.