Представители автомобильной ассоциации «БАА» рассказали об основных трендах, которые фиксировались на отечественном рынке легковых машин.
Как сообщил директор унитарного предприятия «БАА-Консалт» Дмитрий Ярота, всего члены БАА продали за прошлый год 25 тысяч 408 новых машин. Это на 8174 транспортных средства больше, чем было в 2022 году (плюс 47,5%). На легковые машины пришлось 85,6% (21 761 штука), а на легкие коммерческие авто — 14,4% (3647 штук). При этом продажи непосредственно легковых машин увеличились на 46,6%.
Дмитрий Ярота отметил, что впервые за последние четыре года наметилась тенденция к повышению увеличения продаж. До этого их объем у дилеров боа постоянно падал: в 2020 году — на 18%, в 2021 году — на 11%, в 2022 году — на 63%. Для сравнения: самым продаваемым был 2019 год, когда в стране было реализовано 64 504 машины.
Однако текущий результат за последние 10 лет является далеко не лучшим, но сам факт изменения тенденции говорит о многом.
Подсчеты автомобильной ассоциации свидетельствуют, что за прошлый год количество моделей, которые представлены на отечественном рынке, сократилось практически вдвое — с 142 до 78. за тот же период количество брендов снизилось почти на треть — с 28 до 20.
Дмитрий Ярота отметил, что произошли тектонические сдвиги внутри ассоциации, внутри брендов и моделей. Учитывая, что 6-7 новых марок появилось у членов боа. То есть происходит кардинальное изменение структуры продаж ассоциации, во многом благодаря приходу на рынок китайских брендов, включая Geely. В 2022 году из 28 брендов было представлено 4 китайских, то есть 14% от общего числа. В прошлом году количество китайских брендов возросло до 11 (уже 55%). Доля продаж китайских автомобилей в 2022 году составила практически треть от всего рынка машин (31,7%), а в 2023 году — 82%, причем доля Geely в этом показателе достигла 87,4%.
Абсолютным лидером продаж в прошлом году на отечественном рынке стал Geely, а следом с большим отставанием идет Lada. В целом пятерка лидеров выглядит следующим образом:
Самыми популярными моделями легковых авто в Беларуси стали Geely Emgrand (5372 машин), Geely Coolray (X50) (4745 машин) и Geely Atlas Pro (2971 машин).
Продажи легких коммерческих авто выросли на 52,5%. Здесь лидируют GAZ Gazel Next Van (885 машин), GAZ Gazel Next Track (668 машин) и Volkswagen Transporter (396 машин).
В свою очередь председатель правления автомобильной ассоциации «БАА» Сергей Варивода заявил, что прошлый год показал довольно высокую адаптацию отечественного рынка к негативным процессам, заметив при этом, что сохранились дилерские центры, обеспечена занятость, предложение на рынке не сузилось.
Белорусские автомобильные дилеры прогнозируют спрос на легковушки в 2024 году. Таким образом, планируется, что рост продаж составит 25%, заявил председатель правления.
Сергей Варивода отметил, что участие в прогнозировании приняли 16 дилеров. «Консенсус-прогноз по группе легковых автомобилей, по мнению автодилеров, на 2024 год составит (продажа) 26 850 легковых автомобилей, рост к 2023-му составит около 25%».
На рынке страны появится не менее чем до 28 новых моделей легковых автомобилей. Цена на легковушку должна остаться стабильной, и сильного роста цены не прогнозируется. Он добавил, что на это положительно повлияет рост доходов населения и доступность кредитов.
По прогнозам автомобильных дилеров, на автомобильном рынке в этом году цены рвануть не должны. Все опрошенные дилеры заявили, что в первом полугодии новые авто не подорожают более чем на 5%.
Кроме того, автомобильные дилеры собираются продать в следующем году не менее 1,9 тысячи электромобилей (а это уже в семь раз больше, чем в прошлом году) и около 4,5 тысячи легких коммерческих автомобилей.
Легкий коммерческий транспорт — это автомобили, полная масса которых должна составлять не более 3,5 тонны (легкие грузовики, фургоны, пикапы, а также микроавтобусы, в которых не более 16 мест).
Отечественный завод «Белджи» в прошлом году полностью выполнил все планы по производству и продаже машин. На отечественный рынок реализовано 15 тысяч 705 автомобилей, что в три раза больше, чем в 2022 году. Примечательно, что 10 315 автомобилей приобрели физические лица, объем продаж юридическим лицам составил 5335 машин, из них 1278 штук купили бюджетные организации.
Экспертами завода подсчитано: всего в нашей стране уже реализовано более 50 тысяч таких автомобилей.
Расширяется и сервисная сеть завода, заявил генеральный директор предприятия Геннадий Свидерский во время пресс-конференции. На сегодня в стране успешно функционируют 33 сервис-центра, а в первом квартале планируется к открытию дополнительно два подобных центра в Минске.
Директор отметил, что в прошлом году на рынок были выпущены новые модели Geely Okovango, Geely Monjaro, Geely emgrand. По модели Geely emgrand проведен комплекс работ по ее модернизации, и в первом квартале текущего года на рынок выйдет обновленная версия автомобиля с шестиступенчатой автоматической коробкой передач, в которой будет атмосферный 1,5-литровый двигатель, а также модификация с механической коробкой передач.
Компания «Белджи» в текущем году собирается выпустить рестайлинговые варианты популярных моделей автомобилей Geely, анонсирует Геннадий Свидерский.
Он отметил, что результатом продаж в прошлом году у «Белджи» довольны, Geely стали лидером продаж в стране. По словам Геннадия Свидерского, главной задачей, которая была решена в 2023 году, стало приобретение лицензии на самую продаваемую модель, в результате появился «Белджи» Х50.
«Мы переходим на новый уровень, имея сегодня документацию, активнее запустили процессы локализации с нашими партнерами. Мы считаем, что эта модель, проходя различные усовершенствования, будет долго жить на рынке. И это та модель, где мы считаем, что все секреты программно-аппаратного комплекса современного автомобиля будут нами освоены», — сказал генеральный директор.
Он уточнил, что компетенции по легковым авто будут накапливаться в Беларуси и позволят совершенствовать конструкцию машин. Также Geely собирается сохранить завоеванные позиции на рынке.
В частности, будет проведен рестайлинг седана Emgrand, ведь машина пользуется большой популярностью. Кроме того, собираются провести рестайлинг модели Okavangо, X50 с четырехцилиндровым двигателем и Atlas. Геннадий Свидерский добавил, что основу модельного ряда в текущем году составят ранее освоенные модели, а также обновленные версии.
Сергей КУРКАЧ
Фото Виктора ИВАНЧИКОВА
Совместные проекты ядерных технологий.
В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.