Вы здесь

Чудеса ремесленника Ирины Колесниковой


На работы из войлока минчанки Ирины Колесниковой невозможно не откликнуться эмоционально. В них — тепло души человека, у которого стоит поучиться искусству жить. 

Есть люди, в жизни которых регулярно происходят какие-то удивительные события. Наверняка это зависит от судьбы, характера, но мне кажется, часто это ещё вопрос веры. Ремесленник Ирина Колесникова из числа тех, кто, несмотря на возраст, продолжает верить в чудеса и будто притягивает их к себе. И пусть они не такие, как в сказках или современных фэнтези, а масштабом скромнее, тем не менее в преддверии праздников о некоторых замечательных историях из её жизни хочется рассказать. 


Чудо первое: найти своё призвание 

К валянию Ирина приобщилась 13 лет назад. После развода с мужем переживала непростой период. По диплому преподаватель немецкого языка, она успела поработать по специальности, позанималась репетиторством, попробовала себя в индустрии красоты. И всё у неё получалось, но душа просила чего-то другого. Узнав о проекте, который знакомил с традиционными для Беларуси ремёслами, решила поучаствовать. На мастер-классе в Браславе Ирина впервые подержала в руках мотки шерсти и сразу влюбилась в этот материал. 

Вернувшись в Минск, окончила курсы, освоила техники сухого и мокрого валяния. Начинала Ирина Колесникова с украшений и игрушек. 

— В то время я регулярно посещала одну библиотеку. И вот её сотрудница, узнав, что я увлекаюсь валянием, предложила подготовить несколько работ для международной книжной выставки, — вспоминает Ирина. — Сначала это повергло в панику: у меня же нет художественного образования! Но моя позиция: если жизнь что-то подбрасывает, нужно откликаться. 

В тот раз Ирина создала несколько сказочных образов. А потом не устояла против неожиданного для себя самой желания — выполнила объёмную картину с сюжетом из детской книги «Медвежонок и тигрёнок», которую читала дочери Яне. Именно эта работа и вызвала бурю восторга. Так картины из войлока стали главным «жанром» Ирины Колесниковой. 
С тех пор у неё было много выставок. В прошлом году представляла экспозицию в Браславе, который ей по-особому дорог. 

— Не перестаю удивляться, как порой рядовые события, вроде того же мастер-класса, могут перевернуть жизнь, — признаётся моя собеседница. — Первое время, принимаясь за работу, я будто впадала в состояние транса. Завершая, смотрела на картины и спрашивала себя: «Неужели это я сделала? Как у меня такое получается?» 

Чудо второе: встретить принца 

Однажды, откликаясь на предложение одной из галерей устроить выставку ко Дню святого Валентина, Ирина сочинила целую историю и представила в серии картин с героями-влюблёнными: рыжей барышней и её черноволосым спутником. 

Не прошло и полгода, как приятельница познакомила Иру с Сергеем. Уже при первой встрече Ирина отметила: до чего же мужчина похож на её героя с картин ко Дню влюблённых. А вскоре оба поняли — они как чашки из одного сервиза. И вот уже 8 лет они вместе. 

Рядом с Ирой Сергей тоже увлёкся творчеством. Сделал несколько картин. Купил специальный станок и освоил ткачество. Для него, банковского работника, это пока хобби. Но супруги не исключают: со временем будут у них и совместные проекты. Чтобы будни не превращались в дни сурка, Сергей и Ирина постоянно придумывают что-то интересное. Оба обожают путешествия. Во время ковида открыли для себя много чудесных мест на севере Беларуси. Регулярно ходят в горы. Поднимались на вершины в Хибинах, Карпатах. В этом году побывали в районе Эльбруса и в Дагестане. 

— Люди очень проверяются в походах, — убеждена Ирина. — Там, где можно замерзнуть, не найти воды, сразу становится видно, кто рядом с тобой: надёжный человек, который подставит плечо, или паникёр, эгоист. Для нас с Сергеем не проблема ночевать в палатке. И если я останавливаюсь в дороге и полчаса фотографирую понравившиеся места, мужа это не напрягает. 

В течение двух месяцев супруги занимались реконструкцией дома, который остался Ире в наследство от бабушки. Устали. Ира предложила Сергею: «Давай уедем на Кавказ, найдём малолюдное место и просто будем созерцать горы». Приехали, нашли. Несколько часов созерцали красоты. А потом двинулись вверх, к вершинам. 

Чудесам нет конца 

— Кому-то, возможно, мои чудеса покажутся чем-то обыденным, — рассуждает Ирина. — А я не перестаю удивляться, сколько в жизни поразительных совпадений. Однажды меня попросили изготовить работу — на велосипеде должна ехать семья: папа, мама и двое девочек. Одна дочка у пары на тот момент уже была, они ждали вторую. Пока я выполняла картину, женщина родила. Хотите верьте, хотите нет, но между их малышкой и «моей» обнаружилось явное сходство. 

Делала работу по просьбе молодого мужчины: накануне поздней осени он хотел подарить картину своей девушке, чтобы в ненастные дни её согревали воспоминания об их летнем отдыхе на море. Помимо шерсти, Ирина редко использует другие материалы, но эту работу ей захотелось дополнить ракушкой, привезённой из Грузии, где они с Сергеем провели отпуск в том году. Впоследствии выяснилось: обе пары отдыхали в одном и том же месте — недалеко от Кобулети. 

Как-то мастеру довелось создавать картину для женщины, родившейся на Фризских островах. Ирине прислали фотографии характерных для тех мест домов, одежды. На одном из островов Ирине повезло побывать, но при создании работы пришлось глубже изучить культуру и традиции фризского народа. Картина получилась не просто технически безупречной, но и заряженной эмоционально: глядя на неё, ты будто попадал под магию дюн, ощущал дыхание холодного северного ветра. Получив в подарок картину, женщина, давно не посещавшая родину, растрогалась до слёз! 

— Не могу забыть работу над картиной «Лавандовое поле», — делится Ирина. — Это был новый опыт — ничего подобного прежде не делала. Но только «зашла в тему», вокруг немедленно появились подсказки, я буквально напитывалась лавандой посредством живописи, французских фильмов, эфирного масла, которым активно пользовалась. Завершала работу со стойким убеждением, что сама прожила какое-то время в Провансе рядом с лавандовым полем. 

Вещи с солнечной, позитивной энергией любому человеку поднимают настроение. Они кажутся одухотворёнными, живыми. И я отлично понимаю, почему Ирину просят порой выполнить картины для больных родственников, людей, переживающих потери, жизненные неудачи. 

— Мне тоже нравится окружать себя яркими, вдохновляющими вещами, — говорит Ирина. — К тому же валяние само по себе — замечательная психотерапия. Когда начинаются холода, хочется разложить вокруг себя тёплую разноцветную шерсть, включить музыку и создавать красоту, которая обязательно подарит кому-то улыбку. 

Мы сидим в уютной кухне, пьём травяной чай с яблочной пастилой, приготовленной хозяйкой. Рядом в коробке среди мотков шерсти задремал пушистый кот Персик. Не могу удержаться, чтобы не погладить его, прощаясь. Покидаю этот дом с ощущением чего-то чудесного. Кажется, что посреди ненастья я несколько часов провела в сказке.

Ольга ПОКЛОНСКАЯ

Фото из архива Ирины КОЛЕСНИКОВОЙ

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.