Вы здесь

С какими проблемами чаще всего обращаются в службы ЖКХ


В топ-3 самых частых обращений белорусов по проблемам жилищно-коммунального хозяйства появляются вопросы ремонта жилищного фонда, благоустройства населенных пунктов, оказания коммунальных услуг. Среди обращений в службу 115 в Минске тема № 1 — уборка подъездов многоквартирных домов. В ноябре-декабре — уборка дворовых территорий от снега. Зимой это еще и работа систем отопления, а летом — вопросы водоснабжения, в частности отсутствие напора или вообще холодной воды в связи с разбором на полив, а также покос травы и уборка мусора. При этом в столице остается актуальной проблема неуплаты за жилищно-коммунальные услуги. В прошлом году почти 15 тысячам минчан по этой причине было отключено электричество и более двух тысячам — вода.


Количество обращений уменьшилось

Как проинформировал начальник отдела по работе с обращениями граждан, СМИ Министерства жилищно-коммунального хозяйства Юрий Долгошей, второй год подряд в системе ЖКХ наблюдается снижение количества обращений граждан. В 2023 году в организации системы Министерства жилищно-коммунального хозяйства их поступило 54 302, что на 14% меньше, чем в прошлом году. Уменьшение количества обращений произошло по всем областям и Минску, за исключением Минской области. В этом регионе количество обращений наоборот выросло на 18%.

Самыми проблемными из года в год остаются вопросы ремонта, эксплуатации и содержания жилищного фонда. Они составляют около 37% в общей структуре поступающих обращений. Среди проблем, волнующих граждан, подавляющее большинство традиционно касается ремонта кровли, стыков и стеновых панелей, содержание и ремонт лоджий и балконов. При этом количество обращений по этим вопросам уменьшилось на 24%.

На втором месте — вопросы благоустройства населенных пунктов (25%), и по сравнению с 2022 годом в прошлом году наблюдалось их увеличение на 2,7%. Но на это есть объективные причины, одна из них — передача на баланс ЖКХ всех мест захоронения в сельских населенных пунктах.

На третьем месте — обращения по вопросам оказания коммунальных услуг, занимающие 11,6% от общего количества (на 13,7% меньше, чем в 2022-м).

— В 2023 году остро стоял вопрос вывоза твердых коммунальных отходов в населенных пунктах Минской области. Рост заявок по отношению к 2022 году составил 60%. Причины этого — закрытие всех полигонов и увеличение маршрута доставки на полигоны ТКО, — сообщил Юрий Долгошей.

Что касается обращений в Министерство жилищно-коммунального хозяйства, то в прошлом году их поступило 3812, что на 6% меньше, чем годом ранее. Тематика такая же, как и по стране в целом, кроме того, что второе место занимало толкование жилищного законодательства. Это было обусловлено принятием ряда нормативных актов, в частности Указа Президента об арендном жилье для военнослужащих, а также подготовкой и принятием в январе Закона «об изменении законов по вопросам управления жилищным фондом и его эксплуатации».

Лидер заявок в службу 115 — уборка подъездов

В службу 115 ежегодно поступает более четырех миллионов звонков. В прошлом году их было около 4,7 миллиона, из них более двух миллионов 
(40%) — консультации.

— Круг проблем во многом зависит от региона и сезонности. Например, в Минске в прошлом году тема № 1-это уборка подъездов многоквартирных жилых домов. В ноябре-декабре в связи с выпадением снега — уборка дворовых территорий от снега и наледи, расчистка проезжей части. С наступлением отопительного сезона отмечается рост звонков граждан в части работы и налаживания системы отопления. В летний период актуальны вопросы водоснабжения: слабый напор, отсутствие холодного водоснабжения в связи с разбором на полив, а также вопросы покоса травы и уборки дворовых территорий от мусора, — рассказал Юрий Долгошей.

В топ-10 актуальных вопросов, волнующих граждан, вошли вопросы по отсутствию света в квартире и на лестничной клетке, уличному освещению, наличие ям и выступов на проезжей части и тротуаре.

— Уменьшение количества претензий свидетельствует о надлежащей работе службы 115, — резюмировал Юрий Долгошей.

Капитальный и текущий ремонт: на что надеяться?

В столице в систему организаций ЖКХ поступило 15 377 обращений граждан, что на 23% меньше по сравнению с 2022 годом. Снижение достигнуто по основным проблемам: на 39% по капитальному ремонту, на 27% — по текущему ремонту, на 28% — по благоустройству. Количество заявок снизилось на 3%.

В структуре поступивших обращений заявки по капитальному ремонту составляют 9%, по текущему ремонту — 18%, по техническому обслуживанию — 16%, по вопросам благоустройства — 17%.

Что касается капитального ремонта, то 51% обращений по этой проблеме связаны с качеством работ согласно проектно-сметной документации. Как напомнил заместитель генерального директора по идеологической работе Минского городского жилищного хозяйства Андрей Новик, капитальный ремонт выполняется на основании перспективных программ и текущих графиков (последние составляются на один год). Эти документы доступны в интернете. Текущие графики формируются до 1 февраля, размещаются на сайтах жилищных организаций, местных органов власти, и познакомиться с ними может любой желающий.

— В настоящее время капитальный ремонт выполняется по многоквартирным жилым домам в соответствии с программой до 2025 года. Порядок проведения капитального ремонта четко регламентирован нормами законодательства, в его рамках ведутся работы по ремонту крыш, стен, фасадов, фундамента, балконов, козырьков, выполняется замена инженерных сетей многоквартирного жилого дома. Последние два года при проведении капитального ремонта в Минске внедрен комплексный подход, означающий, что проводится капитальный ремонт отдельно стоящего дома, а группы домов, расположенных рядом. Это один строительный городок, одна подрядная организация, проводятся работы, после этого территория благоустроится. Жильцы не задают вопросы, почему соседний дом отремонтировали, а мой — нет, — отметил Андрей Новик.

Сейчас в Минске восстанавливаются дома 1970-1980 годов постройки. Средний срок проведения капитального ремонта — 4-6 месяцев в зависимости от общей площади дома. На сегодня в столице начаты строительно-монтажные работы по 77 многоквартирных жилых домах.

Что касается текущего ремонта, то большинство обращений граждан в прошлом году касалось ремонта подъездов (33%). Эта жилищно-коммунальная услуга, как правило, выполняется после проведения капитального ремонта, но за счет средств собственников. Размер платы исчисляется от фактически выполненных работ, определенных в соответствующем акте. Критерием проведения ремонта мест общего пользования является их ненадлежащее техническое состояние.

— Текущий ремонт может быть как плановый, так и неплановый. Организации ЖКХ проводят осмотр жилищного фонда, анализируют обращения граждан, по результатам этих мероприятий формируют планы текущего ремонта на следующий календарный год, которые до 1 февраля размещаются в интернете. За месяц жильцов информируют о вариантах его проведения, за 10 дней проводится общее собрание, где сами жильцы выбирают материалы, цветовую гамму и виды работ, которые будут выполняться. 

С этой информацией можно ознакомиться у заказчика проведения работ на любой стадии их проведения. Безусловно, имеют место как недоделки со стороны строительных организаций, так и нежелание собственников участвовать в собрании и интересоваться сохранением жилищного фонда, — пояснил Андрей Новик.

Как действовать, если затопили соседи?

Лидером обращений, касающихся технического обслуживания, является порядок компенсации при бытовых заливках квартир. От таких случаев никто не застрахован, поэтому нужно помнить следующее. В случае заливки необходимо сразу обращаться на номер 115 или в жилищную организацию любым доступным способом. Эксплуатирующая организация или аварийная служба должна прибыть на место и локализовать течь. В день заливки составить акт, где указать виновные и пострадавшие стороны. После высыхания, но не позднее чем через 20 дней, составляется еще один — дефектный — акт, в котором указываются объемы строительно-монтажных работ. С этими документами виновная и потерпевшая стороны знакомятся под роспись, и потерпевшая сторона сама определяет вариант возмещения ущерба.

Как же предупредить такие ситуации?

— Следить за исправностью сантехнического оборудования, отключать водоснабжение при длительном выбытии и по возможности страховать свое имущество, — посоветовал Андрей Новик.

Что отключат за неуплату?

Почти 17% обращений, поступивших в прошлом году в столице, касались вопросов благоустройства и санитарного состояния жилищного фонда. Все планы по благоустройству в 2023 году жилищными организациями в Минске выполнены с превышением показателей. 

В 2024 году также запланирован большой объем мероприятий по обустройству 864 дворов с ремонтом асфальтно-бетонных покрытий, пешеходных дорожек, наружных лестниц, несущих стенок, замене детского игрового и спортивного оборудования, установке и ремонту детских игровых площадок.

Кроме того, в этом году запланировано выполнить ремонт и установку 440 контейнерных площадок для сбора отходов, включая 390-модульную конструкцию. Такие конструкции (они изготавливаются из металлопрофиля, легкие и красивые, не требуют разработки проектно-сметной документации) устанавливаются в столице последние два года.

За прошедшие пять лет в Минске законсервировано почти четыре тысячи стволов мусоропроводов. Есть план и на текущий год: планируется законсервировать около 400 единиц. Однако эти работы выполняются исключительно по желанию и по согласию большинства жильцов.

— Актуальные вопросы по поводу оплаты за жилищно-коммунальные услуги. Есть нормы законодательства, регулирующие, что оплата должна выполняться плательщиками услуг до 25 числа месяца, следующего за отчетным. В случае неполноты оплаты или неуплаты начинается комплекс мероприятий по взысканию задолженности. Во-первых, с первого дня, с 26-го числа, начисляется пеня в размере 0,3%. Во-вторых, это телефонные звонки должнику, письменные предупреждения, устные напоминания оплатить жилищно-коммунальные услуги. После получения уведомления поставщики услуг имеют полное право прекращать поставку жилищно-коммунальных услуг, — напомнил Андрей Новик.

Он сообщил, что в 2023 году было прекращено электроснабжение в 14 810 жилых помещениях, в 2198 — водоснабжение. Кроме того, на имущество должника могут быть наложены арест, ограничение на выезд с территории Беларуси и крайняя мера — выселение и публичная продажа квартиры с торгов.

Елена КРАВЕЦ

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.