Вы здесь

Как в ГАИ борются за безопасность всех участников дорожного движения?


Города заполонил электротранспорт — самокаты, гироскутеры, моноколы и другие новомодные устройства. Не нужно сбрасывать со счетов и обычные велосипеды. Особенно много их появляется весной и летом, когда резко увеличивается количество желающих погонять под теплым ветерком. Вот тогда пешеходам нужно быть особенно внимательным: в любую секунду из-за спины может вынырнуть какой-нибудь шустрый «гонщик» на двухколесном транспорте. Причем за рулем иногда находятся и подростки, у которых инстинкт самосохранения еще отсутствует, а потому они не боятся риска.


Самокатов и велосипедов много, а потому и аварий больше

Все чаще люди используют велосипеды и средства персональной мобильности (СПМ) для целевых поездок, а не в качестве развлечения. Об этом сообщил заместитель начальника ГАИ МВД Беларуси Александр Занимон. По словам представителя ГАИ, такая практика связана с бурным развитием в городах профильной инфраструктуры. «Мы запросили информацию у крупных сервисов, которые дают в аренду как велосипеды, так и средства персональной мобильности. За последние два-три года количество пользователей и поездок увеличилось в два раза. Растут и продажи велосипедов и СПМ», — отметил Александр Занимон.

Но вместе с тем это провоцирует рост дорожно-транспортных происшествий. «В течение последних лет увеличилось количество ДТП, особенно в контексте поворота направо, когда транспортное средство пересекает пешеходный переход. Это свойственно, прежде всего, большим городам. В сельской местности к велосипедам на дорогах привыкли уже давно», — сказал представитель ГАИ.

Увеличение количества велосипедов и СПМ способствует нескольким полезным тенденциям. «Люди постепенно приходят к тому, что велосипед становится полноценным транспортом. Это хорошо с точки зрения разгрузки транспортных потоков, уменьшения выброса в атмосферу вредных веществ и формирования у людей культуры здорового образа жизни», — заметил Александр Занимон.

Только со светом

Представитель ГАИ отметил, что практически на всех средствах персональной мобильности есть активный свет, чего не скажешь о велосипедах. «Довольно редко можно увидеть, чтобы в темное время суток велосипедист ехал со светом, почему-то велолюбители пренебрегают этим. Более того, на многих „двухколесных“ иной раз нет и катафотов. Однако наличие света является, акцентирую внимание, обязанностью велосипедистов, чтобы избежать аварий. Мы еще раз призываем их установить световые приборы. Прежде всего для безопасности всех участников движения», — подчеркнул Александр Занимон.

И еще. В этом году велосипедистов вернули на проезжую часть. Александр Занимон привел статистику: после того, как в 2006 году из ПДД исчезла норма о перемещении велосипедистов по краю дороги (максимум в метрах от него), число погибших велосипедистов уменьшилось втрое.

В новых правилах ГАИ вернула эту норму, но разрешила перемещаться только там, где ограничена максимальная скорость передвижения. «Это зоны с ограничениями в 30 и 20 километров в час. К тому же в последнее время стало активно внедряться обустройство велосипедных дорожек не на тротуарах, а по краю проезжей части», — пояснил представитель ГАИ. В качестве примера — решение в Минске по улице Веры Хоружей.

Держите скорость

Как правило, средство персональной мобильности предназначено для индивидуального перемещения либо совместного, если это предусмотрено конструкцией изготовления. Максимальная скорость, с которой можно передвигаться на СПМ, — не более 25 километров в час, отметила начальник отделения организации межведомственного взаимодействия и пропаганды безопасности дорожного движения ГУ ГАИ МВД Вероника Романькова.

"Кроме того, при пересечении проезжей части по пешеходному переходу скорость "мобильных водителей"должна быть равной скорости пешехода, идущего пешком. При приближении к проезжей части убедитесь в безопасности. Также нельзя перемещаться на устройстве, будучи в состоянии алкогольного опьянения. Детям до 14 лет перемещаться на СПМ можно только в пешеходных и жилых зонах. Здесь большое внимание должно быть со стороны родителей«, — напомнила Вероника Романькова.

Что касается велосипедов, то сейчас разрешили передвигаться на них круглый год. «Если раньше в правилах были определенные ограничения, например, перемещения в гололедицу, то сейчас при надлежащем оснащении велосипеда и человека можно передвигаться на них круглый год.

Велолюбителям также можно не спешиваться на пешеходных переходах, однако, как и в предыдущем случае, делать это необходимо со скоростью пешехода, идущего пешком. Если проезжую часть пересекает велосипедист, которому меньше 14 лет, он обязан спешиться», — отметила представитель ГАИ.

В случае нарушения велосипедистами правил дорожного движения они могут быть привлечены к административной ответственности. «Повышенное внимание к велосипедистам должны проявлять и водители», — подчеркнула Вероника Романькова.

При загородном движении в условиях недостаточной видимости или в темное время суток нужно обязательно использовать одежду со светоотражающими элементами. «Подчеркну: именно одежда. Мы рекомендуем использовать жилеты повышенной видимости. Они значительно увеличивают зрительное восприятие для водителей, что, безусловно, повышает безопасность», — отметила Вероника Романькова.

Потенциальный убийца

С целью профилактики травматизма и сокращения количества ДТП, в первую очередь, по причине нетрезвого состояния, в нашей стране стартовала акция «Пьяному и бесправному не место на дороге!» Она, однако, не связана с тем, что «пьяных» аварий стало больше. Совсем наоборот.

«Динамика положительная: если говорить о двух месяцах этого года, то таких происшествий стало меньше в два раза. В 2023-м их было совершено 30, в этом году — 11. та же динамика с ДТП по вине бесправников: в 2022-м их было 212, в 2023-м — 161», — привела данные ГАИ Вероника Романькова. По ее словам, если пьяный садится за руль, то он потенциальный убийца. Такие происшествия имеют тяжелые последствия как для самого водителя, так впоследствии и для семьи пострадавшего.

Эксперты отмечают, что наказание неукоснительно найдет всех нарушителей. При этом Александр Занимон напомнил, что при пересечении пешеходного перехода велосипедисты и самокатчики должны соблюдать скоростной режим, и если они движутся быстрее пешехода, то будут наказаны. Причем будут оштрафованы даже через некоторое время, после обращения водителей, предоставивших данные с видеорегистраторов.

Ответил специалист и на вопрос, как накажут водителя такси, который перевез ребенка до 12 лет без детского автокресла. Все просто: такого автомобилиста, даже проявившего чуткость в помощи добраться до нужного пункта маме с ребенком, накажут в соответствии с правилами дорожного движения.

Светофоры с подсветкой тротуара

Свыше 200 мероприятий, направленных на повышение безопасности дорожного движения на улично-дорожной сети, реализовано в Минске в прошлом году, сообщил заместитель начальника УГАИ ГУВД Мингорисполкома Денис Ливанович. Работы, предусмотренные концепцией «Добрая дорога» на 2021-2025 годы, проводились, в том числе на дворовых территориях и вблизи учреждений образования. Инфраструктура совершенствовалась с учетом существующей обстановки.

Оборудованы островки безопасности, парковки транспорта, дополнительные полосы для движения и прочее. Организованы пилотные зоны по тестированию пешеходных светофоров с подсветкой тротуара и проезжей части, по фиксации нарушений правил остановки и стоянки, проезда автомобилей на красный сигнал светофора. «Продолжается работа по расширению автоматизированной системы управления дорожным движением, развитию магистральной улично-дорожной сети, велодорожек», — рассказал Денис Ливанович.

Всего в Минске в 2023 году произошло 565 дорожно-транспортных происшествий, что на 1,4% меньше, чем в 2022-м. В них погибли 24 человека. Чаще всего аварии связаны со столкновением транспортных средств и наездом на пешеходов. От общего числа погибших на долю пешеходов приходится 58%.

Остается актуальной проблематика травмирования несовершеннолетних. За прошлый год с участием детей случилось 68 аварий — снижение к 2022 году на 8%. В 57% случаев дети были пешеходами, в 17% — пассажирами транспортных средств, в остальных — велосипедистами.

Нагрузка на МКАД будет расти

В Минске на МКАД планируется создать систему идентификации, управления и информирования участников дорожного движения с обеспечением автоматического контроля. Этот вопрос обсуждался на заседании комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения при Мингорисполкоме.

Денис Ливанович отметил, что Минская кольцевая автомобильная дорога является одной из самых загруженных магистралей в городе. Эта популярность имеет отрицательную сторону: на МКАД происходит более 7% от общего количества учетных ДТП, на нее приходится треть погибших в авариях.

«Трагедия в Смолевичском районе, в результате которой погибли 13 человек, заставила всех нас глубже сосредоточиться на вопросе безопасности не только грузовых и пассажирских перевозок, но и в целом дорожного движения, — отметил Денис Ливанович. — Минск как экономический центр страны будет развиваться все быстрее, что привлечет приток граждан, которые не только проживают здесь, но и работают в городе. Как результат — нагрузка на МКАД будет расти. Те методы регулирования дорожного движения, которые сегодня применяются на Минской кольцевой автодороге, устарели и не позволяют в должной мере обеспечивать безопасность. Не приняв комплексные меры, будем каждый год фиксировать гибель людей. Наряду с реализацией инфраструктурных решений управление движением на МКАД должно перейти в сферу технологий и автоматизации, чтобы как можно меньше зависеть от человеческого фактора».

Заместитель начальника УГАИ ГУВД Мингорисполкома отметил, что изначально предполагалось внедрить систему как в Минске, так и на прилегающих дорогах Минской области к МКАД-2. Но принято решение ограничиться территорией города. Будет разработана соответствующая концепция, где определят основные направления деятельности и исполнителей. Ее основная задача — снизить нагрузку на МКАД со стороны грузового транспорта.

Сергей КУРКАЧ

Название в газете: Ліхачам і п’яным на дарозе не месца

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.