Вы здесь

Как вырастить по-настоящему счастливого ребенка?


Ваши поступки, действия, общение, семейная обстановка, характер формируют психику вашего ребенка. И будет он счастливым или нет, зависит от того, что вы сделаете со своей головой. Будучи несчастными людьми, вы никак не сможете выстроить отношения с ребёнком, чтобы он был счастлив.


М. Лабковский: чтобы вырастить ребёнка счастливым, нужно самому быть счастливым.

Счастливый родитель — счастливый ребёнок. Если родители несчастливы, они не смогут выраcтить счастливых детей. И наоборот, если родители пребывают в гармонии, то намеренно делать что-либо для того, чтобы воспитать счастливого ребёнка вовсе не придётся. Факт: если взрослые не любят себя, то им не удастся воспитать детей уверенных, самодостаточных, даже если при этом они будут очень стараться. Невозможно дать другим то, чего нет у тебя.

В первую очередь дети должны получать от родителей комфорт, стабильность и доверие. Чтобы ребенок вырос психологически здоровым человеком и не страдал от неврозов, в детстве ему необходимо обеспечить чувство безопасности. 

Не унижайте и не критикуйте. Если же взрослые будут постоянно унижать и критиковать, то у ребенка никогда не будет доверия к другим людям и к жизни в целом. 

Если вы не хотите, чтобы ваш ребенок получил психотравму, не ведите себя агрессивно, не делайте так, чтобы он вас боялся. Будьте предсказуемыми, сделайте всё для того, чтобы ребенок вам доверял, чтобы он всегда мог поделиться с вами чем-то сокровенным. Когда дочь или сын хочет вам сказать что-то, не пренебрегайте этим, внимательно слушайте. Дайте совет, но только, если ребёнок просит о нём. 

Чтобы ребёнок хотел ставить цели и их достигать, ему нужны родители, которые с радостью бегут на работу, счастливо бегут с работы домой, а отдыхают ещё лучше, и все у них хорошо. А когда дома уныло, то вы можете сколько угодно ставить цели перед ребёнком — это всё не работает.

Не путайте заботу с воспитанием. Следить за тем, чтобы ребёнок был чист и не голоден — это забота. К огромному сожалению, многие родители уверены, что этого вполне достаточно. При этом большинство взрослых даже не знают, как правильно общаться с детьми. А потом дети идут в школу, и поговорить с родителями о чем-либо, кроме уроков и оценок они не могут.

Дети всегда все очень тонко чувствуют. Они понимают, когда с ними играют из чувства вины. Например, если мать возвращается вечером после работы уставшая, а дети требуют ее внимания, то ее начинает мучить совесть. С одной стороны детям нужно уделить время, а с другой стороны кто будет их кормить, если она уйдёт с работы? А хочет женщина только одного — лечь и отдохнуть. В этом случае и матери и детям тяжело. Выход — найти помощников или рассказать детям, что вы нуждаетесь в их поддержке. Если вы очень сильно устали, просто обнимите детей и ложитесь спать, пообщаетесь завтра. Лучше такой исход событий, чем истерика «на мне и так всё держится, отстаньте от меня, вы ничего не понимаете».

Просите прощения у детей, если вы виноваты. Если вы будете заглаживать чувство вины путём покупки игрушек, дети это тоже поймут. Такое поведение с вашей стороны непременно отразится не только на психике ваших детей, но даже и на их физиологии. Если вы не правы — извинитесь перед ребёнком. Тем самым вы ему демонстрируете, что свои ошибки нужно признавать и при этом — важно просить прощение.

Родителям стоит запомнить, что когда в семье появляется второй и последующий ребёнок, то старшим не стоит говорить (и вообще намекать), что они уже взрослые и самостоятельные. Такие разговоры старшие дети воспринимают как знак, «мы уже любим тебя меньше». Эти разговоры крайне неприятны и болезненны для детей и могут отразиться на их дальнейшей жизни.

Ребёнка нужно любить безусловно. Ребёнка нужно любить за то, что он просто есть, как и себя. А если вы недовольны своими детьми, значит, у вас есть причина быть недовольными собой, значит, у вас есть неудовлетворенные амбиции и простите, несостоятельность.

Если вы злитесь на ребёнка, то не задевайте его личность. Говорите о собственных чувствах. Вместо того чтобы сказать ребенку, что он плохой, скажите о том, что считаете плохим его поступок.

Карманные деньги должны быть у ребёнка лет с 6. Не крупные, но регулярно выдаваемые суммы, которыми он распоряжается сам. Не надо контролировать, на что ребёнок их тратит, и ставить сумму траншей в зависимость от его успеваемости и поведения.

Если родители в каждый момент времени знают о ребенке все: с кем он говорит по телефону, во сколько обедает, когда заканчивает делать уроки (и при этом проверяют эти уроки!), им кажется, что ситуация под контролем. А на самом деле чем больше родители контролируют ребенка, тем дальше ситуация от их контроля: он растет, подверженный чужому влиянию, и кто угодно может склонить его куда угодно. Почему? Да потому что у ребёнка нет своего мнения: его всегда контролировали.

Спрашивайте мнение ребёнка. С того момента, когда ребенка сидит за одним столом с родителями, нужно спрашивать, что он хочет есть, а не наливать ему в тарелку суп, потому что «у нас так принято». Учитывать его мнение во всём: «Ты это хочешь? Не хочешь? А что об этом думаешь? А как к этому относишься?» Ребёнок должен осознавать значимость своего мнения изначально.

Страх заставляет врать и скрывать. Ведь ребенок, который никогда не боялся родителей и последствий своего поведения, так как ему давали возможность оценивать и решать, что он сам об этом думает, врать не будет. У него даже опыта такого нет. 

Заметьте: маленькие дети не врут, они начинают это делать с возрастом, потому что вынуждены, опасаясь неприятных последствий!

Дети должны чувствовать, что родители добрые, сильные, что они всегда защитят и если в чем-то отказывают, то действуют в интересах детей, потому что очень любят. Здоровой является ситуация, когда мать спешит домой с работы и думает о том, как ей хочется обнять своих детей, как она соскучилась по ним. И моменты, когда мать искренне обнимает дочь либо сына, разговаривает с ними по душам, по-настоящему ценные. Они полезны и для детей, и для взрослых.

Нет никакого физического наказания. Есть физическое насилие. И точка.

Психолог: М. Лабковский

Фото: pexels.com

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.