Вы здесь

«Деревня Журавы. Ты прости, что тебя мы оставили...»


До Чернобыля Журавы были небольшой, всего 56 дворов, колоритной деревушкой с совхозными постройками и кузницей при дороге. Люди жили дружно, вместе справляли свадьбы, растили детей, проводили в последний путь знакомых и родственников. Обычный ритм жизни нарушила общая беда, которая отравила эти земли.


Деревня была выселена, а дома почти все зарыты. Только двое стариков отказались покидать родную землю. Дед решился на переезд только в 2002 году, когда умерла его жена. И еще один дом стал местом встреч для бывших сельчан — как птицы тянутся к своим родным гнездам, так и журавцы не хотят прощаться со своей малой родиной. Интересно, что у почти 60 % жителей бывшей деревни также красноречивая фамилия Жоров.

Владимир Жоров, который в 1989 году вместе с женой и двумя сыновьями, младшему из которых тогда было полтора года, переехал в городской поселок Глуск. Именно этот человек вдохновил бывших жителей объединиться и как-то почтить родную деревню, ведь те встречи во время Радуницы не могли заменить живого общения — каждый приезжал к своим умершим, и пообщаться за жизнь, как это было в лучшие времена, не получалось.

С датой определились сразу — праздник Ивана Купалы, который отмечается в июле. Раньше деревенская молодежь в эту таинственную ночь гуляла от души, — а такое не забывается.

— В моей телефонной книжке несколько десятков фамилий моих земляков, — улыбается Владимир Николаевич. — Мы накануне стараемся созвониться, но чаще всего никому об этом и напоминать не надо. Все ждут встречи. Приезжаем в субботу и разъезжаемся только на следующий день — в воскресенье. Мы даже специальные столы и скамейки сделали, чтобы сидеть вместе. Шашлыки жарим, шурпу делаем, уху — стол ломится от разной вкусности. Как и раньше, ночь за нашими разговорами пролетает незаметно. А днем ходим по деревне, и каждый приостанавливается там, где был его дом. Очень все это больно.

В прошлом году на перекрестке деревни, где раньше улица разделялась на две — одна шла прямо, а вторая вбок — журавцы установили памятный камень с трогательной надписью: «Деревня Журавы. Ты прости, что тебя мы оставили...» И дата, когда уехал последний житель, Иван Жоров, — 2002 год. На мероприятии присутствовали районные власти, звучали трогательные слова об общей памяти и любви к родным местам.

Этот камень стал вторым знаком памяти любимой сердцу деревушки. Перед этим неподалеку был сделан небольшой холм и установлен крест, который освятил настоятель Выдринской церкви отец Виктор.

В честь односельчан, не вернувшихся с Великой Отечественной войны

А в этом году Владимир Жоров наконец выполнил приказ своего отца Николая Макаровича, почтил память погибших на войне земляков. Отец говорил об этом еще до Чернобыля, а потом умер. Сын сначала обошел старожилов, чтобы записать фамилии. И один из них, Михаил Васильев, хорошо знавший всех тех героев, поименно перечислил фамилии и имена 42 человек. Когда Владимир Жоров сверял этот список с военкоматом, то выяснилось, что старик ни одной ошибки не сделал.

Несколько лет назад Владимир Николаевич поднял вопрос сохранения памяти земляков на очередной встрече. И земляки его поддержали. Проникновенные слова для журавцев, не вернувшихся с войны, написал известный журналист Наум Сандомирский.

— Мы думали установить этот памятник на 9 мая, но побоялись, что из-за коронавируса праздник перенесут, — говорит собеседник. — Поэтому в позапрошлую субботу мы его уже поставили на нашей деревенской площадке, неподалеку от креста и камня в честь деревни. А заодно установили еще один памятный знак, где схематично обозначили нашу деревню. Художник Валерий Василевский из двух фото сделал картинку, на которой каждый житель теперь с легкостью узнает милый сердцу родной уголок. Под рисунком написано: «Деревня Журавы. Островок памяти».

Владимир Жоров вместе с сыном Андреем.

В том, что она будет долгой, Владимир Жоров не сомневается. Ведь в дело включилась уже и молодежь. С доставкой памятников помогли ему сыновья Андрей и Дмитрий, которые хоть и не успели влюбиться в деревню так, как их отец, но там родились. Эти знаки далеко видно с дороги. Теперь каждый, кто будет проезжать по трассе Краснополье — Гомель, сможет приостановиться и почитать, что здесь когда-то была красивая деревня под не менее поэтичным названием Журавы.

Нелли ЗИГУЛЯ

Фото из домашнего архива Владимира Жорова

Краснопольский район


Комментарий в тему

Анжелика Гоман, председатель Краснопольского райсовета депутатов:

— В результате аварии на Чернобыльской АЭС на территории района прекратили свое существование 83 деревни. Но случай с деревней Журавы, когда сами жители чтят память деревни, единичный. У нас был замысел поставить на месте выселенных деревень памятные знаки, но пока его реализовать не удалось. Жители Журавов показали очень красивый пример. Изначально они установили памятный знак, а теперь, в 75-ю годовщину Великой Победы, почтили память своих земляков, не вернувшихся с войны. Я очень благодарна этим людям за их любовь к малой родине. Они приезжают сюда ежегодно, причем целыми семьями — с внуками и детьми. Такая память — самая что ни на есть настоящая.

Название в газете: Востраў пад назвай Журавы

Выбор редакции

Калейдоскоп

Восточный гороскоп на следующую неделю

Восточный гороскоп на следующую неделю

На этой неделе Тельцы будут просто незаменимы везде, где их знают.