Вы здесь

Как белоруска создала свою систему реабилитации детей с кохлеарными имплантами


В Беларуси 892 человека прошли через кохлеарную имплантацию — операцию, которая позволяет компенсировать отсутствие слуха и стала возможной в два последних десятилетия, причем в Беларуси она делается бесплатно. Глеб Овчаров — один из них. И сегодня он участвует в концертах и мюзиклах, побеждает в певческих и декламаторских конкурсах, а когда-то был самым маленьким пациентом, которому провели кохлеарную имплантацию. Все перечисленное стало во многом возможным благодаря усилиям его родителей, в частности мамы Светланы Бурнас. Причем она подарила возможность говорить не только собственному сыну. Сегодня ее знают семьи детей с кохлеарной имплантацией из Беларуси, России, Казахстана, Узбекистана, Грузии и других стран. Благодаря Светлане Бурнос в Беларуси поставлен первый в мире мюзикл для детей с кохлеарными имплантами, а также появился первый в мире хор с такими малышами. Белоруска создала собственную систему, которая позволяет развить речь у малышей, родившихся с глухотой.


Собственный опыт

— Я музыкант, закончила консерваторию, и когда почву был всего месяц, для меня было очевидным, что он не слышит, — рассказывает Светлана. — При этом врачи говорили, что все нормально. В РНПЦ оториноларингологи принимали на тот момент детей только с шести месяцев, мы правдами и неправдами попали на платный прием. Сейчас все по-другому, и операции начали выполнять раньше, а тогда опасались брать совсем малышей. Нам говорили: у вас столько проблем, включая неврологические, решайте их. А я обивала все пороги и в итоге добилась кохлеарной имплантации. На тот момент Глеб был самым маленьким пациентом в Беларуси, кому была сделана такая операция.

Почву было всего 10 месяцев, когда врачи РНПЦ оториноларингологии провели хирургическое вмешательство, в 11 месяцев подключили звуковой процессор, и он услышал окружающий мир.

— Это не происходит как в кино: подключили процессор, и ребенок радостно кричит: «Мама, я тебя слышу». Глухие дети привыкли ориентироваться на что-то другое, и звуки не несут для них никакой информации. Это как бы мы оказались на шумной улице в Китае: вы все слышите, но не понимаете, что значат эти слова. Реакции у детей часто нет никакой, — говорит женщина.

Слух начинает развиваться внутриутробно, и пропущенный период дает о себе знать. Развитие речи у таких детей — без преувеличения огромные усилия сурдопедагогов, логопедов и в первую очередь родителей.

— Я не поддерживаю тех врачей, которые говорят родителям: все в порядке, сейчас вам поставят кохлеарные импланты, и ребенок будет слышать и разговаривать. Это безумная работа по развитию речи, и если ее не будет, даже при ранней имплантации, чудо не произойдет, — говорит Светлана. — Не все мамы понимают, что от специалиста ты только получаешь информацию, чтобы реализовывать ее на своем ребенке 24 часа в сутки каждый день. Иначе ничего не будет. Самый лучший специалист не поможет, пусть он и несколько раз в неделю занимается, если то же не будет ежедневно делать мама. Волшебной палочки нет.

Благодаря усилиям Светланы по реабилитации Глеб пошел в обычную школу с белорусским языком обучения. Сейчас ему 11 лет, он учится в 6 классе. Мальчик-победитель конкурса чтецов, причем среди детей с нормальным слухом: он дважды занимал 1-е место в школе и в Смолевичском районе, 3-е место в Минской области. Но прежде чем достичь таких успехов, Светлана и сама пережила депрессию.

— В первые месяцы я чувствовала, что впереди только тьма. Мне казалось, я умираю: не могла ни спать, ни есть, плакала целыми днями. Я же была музыкант, и для меня стресс, что сын не услышит музыку Баха... Если бы я увидела впереди такие результаты, возможно, лучше спала бы ночью и все пережила легче.

В тоже время Светлана благодарна государству и медикам за бесплатную программу кохлеарной имплантации:

— Когда я только узнала, что есть такая операция, предполагала, что моим родителям, наверное, придется продать свою трехкомнатную квартиру и переехать в однушку, а мы с мужем возьмем кредит. А оказалось, что это делается бесплатно благодаря государственной программе. Хорошо, что бесплатной является и замена процессоров, хотя иногда с этим случаются задержки.

К языку через музыку

После операции Светлана сама занялась реабилитацией сына. Она приобрела все возможные книги по сурдопедагогике и начала применять на сыне различные методики. А в четыре года начала водить на занятия в музыкальную школу.

— Мой старший сын пошел в музыкальную школу, а Глеб сказал: «Тоже хочу». Я договорилась, что буду приводить его на занятия раз в неделю. На тот момент мы начали учить стихи, и он постоянно менял местами слова, путал окончания, и мы две строчки учили все лето. Я сказала музыкальному педагогу: «Если с сентября по декабрь вы одно четверостишие выучите и Деду Морозу споете, мы вместе это отпразднуем». Цель была — не музыка, а чтобы в его жизни появился дополнительный человек, с которым он будет общаться, от которого он будет брать что-то новое. И каждый урок они начали учить новую песню — через восемь занятий он пел все песни целиком, — вспоминает Светлана.

Она поняла, что стоит двигаться в этом направлении. Женщина сделала музыкальные занятия ежедневными и начала петь вместе с сыном каждый день по 15 минут. А через полгода он стал победителем республиканского конкурса «Рад слышать мир» в Беларуси среди детей с нарушенным слухом. Почву было тогда пять лет.

— Через несколько месяцев мы поехали в Санкт-Петербург на международный фестиваль «Волшебная симфония», где Глеб пел на сцене академической капеллы. В Петербурге сильны сурдопедагогические и логопедическая школы, я была уверена, что все остальные дети будут очень сильны. И была удивлена, что язык Глеба был одним из лучших. Я поняла, что благодаря занятиям пением наш язык стал быстрым, певучим, мелодичным, он стал использовать надъязыковые конструкции — фразеологизмы, сарказм.

Светлана Бурнас решила показать такой путь другим детям с кохлеарной имплантацией. В Минском городском ресурсном центре комплексной помощи детям с нарушенным слухом на базе 14-й школы ей предложили поработать музыкальным педагогом. Занятия проводились раз в неделю, но Светлана хотела сделать их ежедневными. Так появился канал на YouTube, куда после занятий она выкладывала песню, а родители должны были петь вместе с малышом ее ежедневно по 15 минут. Уже через 2,5 месяца воспитанники Светланы на новогоднем вечере спели песню «Елочка».

— Чем дальше я работала, тем меньше становился возраст моих учеников. Подключали процессор и ребенок, который не понимает звуков и не разговаривает, сразу приходил ко мне. Это положило начало открытию, что пение может быть до рассказывания, ведь дети легче поют, чем разговаривают. Именно пение закладывают фундамент для последующей речи. У детей с нарушенным слухом монотонный, отрывистый язык. Пение помогает сделать ее плавной и благозвучной. Появляются интонации: восходящие, вопросительные, над которыми бьются логопеды, — через песню это дается легче, — объясняет Светлана.

Мюзикл, хор, клип

За пять лет работы через занятия со Светланой Бурнас прошли сотни детей с кохлеарной имплантацией. И сегодня вместе с профессором Санкт-Петербургского НИИ уха, горла, носа и языка Инной Королевой она патентует свою методику пения для развития слуха. Кроме того, специалисты вместе ездят с семинарами в другие страны — Россию, Узбекистан, Киргизию.

Кроме этого, Светлана Бурнас реализовала ряд проектов для детей с кохлеарной имплантацией в Беларуси. Например, в прошлом году вместе с симфоническим оркестром при поддержке компании MED-EL, производящей кохлеарные импланты, поставили мюзикл «Маша и Витя против диких гитар» с участием детей с нарушениями слуха.

— Мой сын Глеб и моя ученица сыграли главные роли и пели вживую. О подготовке мюзикла MED-EL сняли документальный фильм, который озвучил Михаил Боярский, — говорит женщина.

На базе детской библиотеки имени Пушкина и государственной филармонии было организовано 17 «Встреч с музыкой». Каждая из них была посвящена отдельному инструменту: пианино, челеста, орган, клавесин, рояль, арфа, тромбон.

Еще один проект — «Пой с MED-EL».

— Раньше я брала детские песни, перерабатывала их и делала для детей доступными. Но через какое — то время все подходящие закончились, и я пришла к необходимости писать свои. Оказалось, что они еще лучше работают, так как я ставлю коррекционный каркас. Я написала три цикла песен, и первый лег в основу онлайн-курса «Пой с MED-EL», к которому имеется бесплатный доступ на YouTube. Это 12 занятий, рассчитанных на три месяца, каждую неделю открывается новая песня. Вместе с Инной Королевой мы разработали методические рекомендации, игры, которые сопровождают каждую песню, — говорит собеседница.

Сейчас готовится новый проект: на песню Светланы будет снят клип с детьми с кохлеарными имплантами из разных стран — России, Узбекистана, Казахстана.

— Я занимаюсь с детьми не для того, чтобы вывести их на сцену, а они там пели и соперничали. Мы делаем это для развития слуха и речи. Но без сцены я никому не докажу, что методика работает. Сейчас у меня 17 воспитанников, все они в хоре. Да, фальшивят, местами ошибаются, но результаты есть, — делится Светлана. — И, конечно, я наслаждаюсь тем, что делаю. Когда вижу концерт, где выступают мои воспитанники, и осознаю, что я к этому причастен, чувствую самую большую награду и мотивацию работать дальше.

Елена КРАВЕЦ

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.