Вы тут

Общее не значит наше?


До­го­вор о ЕА­ЭС про­возг­ла­ша­ет либерализацию автомобильных пе­ре­во­зок, но Россия решила защитить свой ры­нок.

Во многих вопросах создание Евразийского экономического союза сталкивалось с жестким противостоянием интересов стран-партнеров. Глобальный компромисс был, естественно, достигнут. Вот только по определенным позициям национальные правительства продолжают выставлять препятствия к выравниванию условий для бизнеса. Одной из таких неприятностей остается ситуация в сфере международных автомобильных перевозок. В частности, белорусские транспортные компании беспокоит Федеральный закон № 362, принятый в России в ноябре прошлого года и очень скоро вступающий в силу. Суть закона в ужесточении контроля за перевозками и перевозчиками (особенно иностранными). Получается, с чем боролись, на то и напоролись?

[caption id="attachment_71073" align="alignnone" width="600"]10-22 Без решительных действий белорусские перевозчики мо­гут лишиться свое­го бизнеса.[/caption]

Читайте ещё:

 

Селу нужен лидер

Трансгенный источник иммунитета

В единой системе инноваций

В ЕАЭС — закупки по одним принципам

Рынок, который построим мы

Что это было?

Избавиться от существующих барьеров

«Не критикуют только мертвецов»

Кто выжил, тот и сильный?

Только добросовестная конкуренция

Белорусский рынок глазами россиян

Связь без роуминга

 

Договорились

С 1 ян­ва­ря вступил в силу До­го­вор о Евразийском экономическом со­ю­зе, в раз­ра­бот­ке ко­то­ро­го участ­во­ва­ло Министерство транс­пор­та и коммуникаций Беларуси. «На протяжении 2014 го­да про­ве­де­на значительная ра­бо­та по созданию условий для максимально рационального и эффективного использования имеющегося транс­порт­но­го потенциала но­во­го интеграционного объединения», — заявил во вре­мя итоговой коллегии ве­дом­ства министр транс­пор­та и коммуникаций Анатолий Сивак.

Действительно, в рам­ках подписанного до­го­во­ра уда­лось достичь оп­ре­де­лен­ной степени либерализации условий выполнения меж­ду­на­род­ных автомобильных пе­ре­во­зок на территории Та­мо­жен­но­го со­ю­за. В частности, положения до­го­во­ра предусматривают, что меж­ду­на­род­ные автомобильные перевозки гру­зов, вы­по­лня­е­мые перевозчиками, зарегистрированными на территории од­но­го из го­су­дарств-чле­нов, осуществляются на безразрешительной ос­но­ве:

1) меж­ду го­су­дар­ством-чле­ном, на территории ко­то­ро­го перевозчики зарегистрированы, и другим го­су­дар­ством-чле­ном (двусторонние перевозки);

2) транзитом че­рез территории других го­су­дарств-чле­нов (транзитные перевозки);

3) меж­ду другими государствами-членами (перевозки в/из третьих стран внутри Та­мо­жен­но­го со­ю­за).

Не опять, а сно­ва

Помимо про­че­го, до­го­вор предусматривает, что го­су­дар­ства-чле­ны к 1 июля ны­неш­не­го го­да принимают прог­рам­му по­этап­ной либерализации выполнения перевозчиками, зарегистрированными на территории од­но­го из го­су­дарств-чле­нов, автомобильных пе­ре­во­зок гру­зов меж­ду пунктами, расположенными на территории дру­го­го го­су­дар­ства-чле­на, на период с 2016 по 2025 го­ды с определением степени и условий этой либерализации. Это относится к так на­зы­ва­е­мым ка­бо­таж­ным пе­ре­воз­кам (на территории од­ной стра­ны осуществляет внут­рен­нюю пе­ре­воз­ку гру­зов транс­порт­ная компания из дру­го­го го­су­дар­ства).

«Од­на­ко есть еще проб­лем­ные воп­ро­сы в интеграции, — за­яв­ля­ет пред­се­да­тель Ассоциации меж­ду­на­род­ных автомобильных перевозчиков (БА­МАП) Николай Бо­ро­вой. — Я имею в виду Фе­де­раль­ный за­кон № 362, ко­то­рый усиливает контр­оль за ра­бо­той автомобильного транс­пор­та в це­лом и в том числе, ко­неч­но, го­су­дарств-парт­не­ров. Очень бы хо­те­лось, что­бы мы не возобновляли появление транс­порт­но­го контр­оля меж­ду Российской Федерацией и Республикой Бе­ла­русь. Че­ты­ре го­да на­зад мы это ликвидировали, а сей­час все возвращается на круги своя».

Конкуренция так конкуренция

По­че­му же дан­ный за­кон так беспокоит перевозчиков? Все прос­то — его действие приведет к снижению объема пе­ре­во­зок на территории России иностранными компаниями, а значит, и сократит их прибыль. Позиция белорусских перевозчиков по­ня­тна: «Раз уж мы в од­ном экономическом прост­ран­стве, да­вай­те дей­ство­вать по принципу нор­маль­ной конкуренции». А на де­ле по­лу­ча­ет­ся, что как стремилась Россия защитить свой бизнес, так она про­дол­жа­ет это де­лать, по сути ста­вя своих и чужих в не­рав­ные условия. Но мы ведь вро­де как не чужие...

«Эта ситуация не мо­жет улучшить ведение бизнеса в ЕА­ЭС, — говорит Николай Бо­ро­вой. — На 10% мы увеличили объем пе­ре­во­зок, при этом нам уда­лось получить толь­ко к кон­цу го­да рен­та­бель­ность 0,6%. К боль­шо­му сожалению, два последних го­да мы не мо­жем об­нов­лять подвижной сос­тав. Чест­ное сло­во, если не бу­дет принято решение, свя­зан­ное с под­держ­кой наших перевозчиков, а мы эти предложения предс­тав­ля­ем (они ка­са­ют­ся, например, утилизационного сбо­ра, ко­то­рый увеличил наши за­тра­ты на приобретение подвижного сос­та­ва на 7%), то нам бу­дет очень тя­же­ло. У нас на 20% выросли до­хо­ды, а на 17% рас­хо­ды. А если мы не бу­дем об­нов­лять парк, то бу­дет и мень­ше пе­ре­во­зок».

Не­смот­ря ни на что

Что же та­кое меж­ду­на­род­ный автомобильный транс­порт Беларуси? Это 15 ты­сяч боль­шег­руз­ных автомобилей, свы­ше 3 ты­сяч ма­лых и микропредприятий, ко­то­рые ра­бо­та­ют в этой области. И да­же не­смот­ря на неблагоприятную внеш­нюю конъюнктуру и не­прос­тую ситуацию на рын­ке транс­порт­ных услуг, получившую развитие в про­шед­шем го­ду, по прогнозируемым дан­ным, за 2014 год общий объем пе­ре­во­зок отечественными перевозчиками увеличится на 10% и составит око­ло 11,7 млн до­лла­ров. «Стоит ска­зать, что 84% этих гру­зов пе­ре­ве­зе­ны в двух­сто­рон­нем сообщении, обслуживая экс­порт­но-импортные предприятия. А это на­ша глав­ная за­да­ча. При этом 51% пе­ре­во­зок в двух­сто­рон­нем сообщении приходится на транспортировку гру­зов меж­ду Бе­ла­русью и Россией. В прош­лом го­ду мы на 2,4% снизили использование разрешений и увеличили объем пе­ре­во­зок на безразрешительной ос­но­ве. Это не слу­чай­но. Это ре­зуль­тат боль­шой ра­бо­ты, ко­то­рая бы­ла про­ве­де­на бизнесом», — делится итогами Николай Бо­ро­вой.

Кстати, отличительная чер­та 2014 го­да — значительное увеличение участия белорусских транспортников в пе­ре­воз­ках экс­порт­ной продукции. «Так­же мы стремимся сократить порожние пробеги. Коэффициент использования про­бе­га увеличился и сос­тав­ля­ет 0,78, то есть каж­дые 78 км из 100 мы про­ез­жа­ем с гру­зом. Но еще есть к че­му стремиться — идеала по­ка не достигли».

При дефиците пе­ре­во­зок из стран Ев­ро­со­ю­за белорусские транс­порт­ные компании выбрали путь создания дочерних предприятий на территории Ка­зах­ста­на и России. В течение толь­ко по­след­не­го го­да бы­ло соз­да­но не­сколь­ко хороших транс­порт­ных компаний в стра­нах-парт­не­рах. «В 2014 го­ду мы выполнили бо­лее 3 ты­сяч пе­ре­во­зок по та­кой схе­ме (груз до­став­ля­ют из За­пад­ной Ев­ро­пы в Бе­ла­русь, а по­том да­лее в Россию и Ка­зах­стан), — говорит Николай Бо­ро­вой. — А так­же мы использовали возможности, пре­дус­мот­рен­ные Ука­зом гла­вы го­су­дар­ства № 358, ко­то­рый да­ет воз­мож­ность та­мо­жен­но­го оформления экс­порт­ных и импортных гру­зов на наших терминалах, по­сле че­го идет до­став­ка на разрешительной ос­но­ве в стра­ны ЕА­ЭС».

***

Прислушаются ли к мнению белорусских транс­порт­ных компаний в стра­нах-парт­не­рах по ЕА­ЭС, бу­дет зависеть от жесткости официальной позиции бел­орус­ско­го правительства. Она, в принципе, сформирована. Во вся­ком слу­чае, по сло­вам заместителя премь­ер-министра Беларуси Анатолия Калинина, те­ма пост­оян­но контролируется: «Что ка­са­ет­ся проб­лем по интеграции, то они есть — не­ко­то­рые ущемления наших интересов, бо­язнь наших перевозчиков. По­это­му нам нуж­но про­яв­лять настойчивость в рам­ках До­го­во­ра о ЕА­ЭС. Мы мно­го говорим о ка­бо­таж­ных пе­ре­воз­ках, но от­ве­та по­ка не услышали. Мы ве­дем сей­час пе­ре­го­во­ры и консультации в рам­ках трех стран. Над­еем­ся, что най­дем соглашение, ко­то­рое не бу­дет пре­пят­ство­вать ка­бо­таж­ным пе­ре­воз­кам в рам­ках Единого экономического прост­ран­ства. Но это про­цесс, необходимо вре­мя».

Владислав КУЛЕЦКИЙ.

Выбар рэдакцыі

Грамадства

Выбіраем аптымальную пару года для пахудзення. Спойлер: і гэта не лета!

Выбіраем аптымальную пару года для пахудзення. Спойлер: і гэта не лета!

Жыццё ў «эпоху спажывання» — сур’ёзнае выпрабаванне для чалавека.

Эканоміка

Нашы фінансы павінны прыносіць даход. Які? Вось у чым пытанне

Нашы фінансы павінны прыносіць даход. Які? Вось у чым пытанне

Адукаваныя людзі загадзя плануюць свой паток фінансаў, размяркоўваючы іх па перспектыўных напрамках, тым самым забяспечваючы сабе нябеднае жыццё.

Культура

Мінск 1941. Як гэта было

Мінск 1941. Як гэта было

Неба пачарнела ад самалётаў.