Вы тут

Организатор проекта «Вытокі» Валентина Дынич: фестиваль не заканчивается!


Лида, Орша, Кобрин, Мозырь, Бобруйск, Солигорск — города, на которые этим летом иначе посмотрела вся страна. В этом году они в очередной раз вошли в историю Беларуси. Эти города первыми принимали культурно-спортивный фестиваль «Вытокі. Крок да Алімпу». Один из организаторов нового белорусского праздника — компания «Белбрендаудит». Вместе с галереей «АртХаос», Национальным олимпийским комитетом, Федерацией профсоюзов Беларуси они помогли белорусам иначе посмотреть на себя и на свою страну. В конце лета организаторы и участники со всей страны соберутся в Минске, чтобы подвести итоги и, конечно, определить планы на будущее. А пока для «Звязды» это сделала Валентина Дынич, директор компании «Белбрендаудит».


— Валентина Ивановна, сейчас все разговоры о результатах проекта «Вытокі. Крок да Алімпу». А вы помните, как все начиналось?

— Изначально проект задумывался в локальном масштабе. Инициаторами были «Белбрендаудит» и галерея «АртХаос». Мы планировали делать акцент на образовании, искусстве и на всем том, что называется культурой. И нам очень повезло. Душа, ум — все это было задействовано в искусстве, наших семинарах, но… тело тоже должно работать! И поэтому подключился спорт, изменилась культурная программа, она стала более зрелищной — все происходило естественно. Это было летом прошлого года, когда закрылись границы и все скучали, никуда не выходили. Мне кажется, в то время мир уже дошел до предела, когда через глобализацию, важные мировые проблемы начало теряться главное в самом человеке. И возвращение к своей истории, культуре было естественным шагом. Именно в прошлом году мы поняли, что нужно что-то делать, опираясь на свое, родное. Название «Вытокі» появилось позже и стало символом того, откуда и куда мы идем. Ведь, опираясь на историю, мы все строим свое будущее. А в истории всегда ищем какие-то примеры, аналогии, базу. И с тем, что нашли, выстраиваем путь. Понятно, что на этом пути нужно ориентироваться на свои корни.

Мне хочется подчеркнуть особую роль Национального олимпийского комитета в проекте «Вытокі. Крок да Алімпу». Комитет добавил динамики. То влияние, которое фестиваль приобрел и начал оказывать впоследствии, стало возможно благодаря НОК и Федерации профсоюзов. Олимпийский день же и раньше проводился, но только в Минске. А так, я думаю и олимпийский комитет убедился, что в регионах интереснее жизнь. И мы все в этом убедились.

— Прошлое лето стало временем, когда все начали активно путешествовать по Беларуси...

— И восхищаться тем, что здесь есть. И теперь в знаменитую песню «Каб любіць Беларусь, нашу мілую, трэба ў розных краях пабываць» надо вставлять «у родных краях пабываць». И, побывав здесь, воскликнуть: «Сколько у нас всего интересного!».

Авторские ложки.

— Теперь, когда в этом году фестиваль «Вытокі. Крок да Алімпу» заканчиваются, можете подвести итоги? Все ли задуманное удалось осуществить?

— Некоторые моменты даже превзошли наши ожидания. Мы реализовали все, что хотели, на 100 процентов. Многое мы увидели уже во время фестиваля и по дороге подхватили определенные моменты. Мы немного иначе планировали концертную программу, но получилось так, как получилось. Возможно, сначала мы меньше думали о конкурсах, но они были отличными. Очень хочется, чтобы все понимали, что фестиваль не заканчивается. И не потому, что мы строим планы и думаем, каким фестиваль будет на следующий год. А потому, что во время каждого мероприятия, в каждом городе рассматривалось состояние внутреннего туризма, региональных инициатив, в том числе и молодежных. Во многих вещах мы можем быть полезными. Мы не ограничиваемся простым проведением фестиваля, не говорим «Мы нашли и идем дальше». У нас есть задача — решить, что делать с неравнодушными людьми, с проектами, которые мы открыли. В каждом регионе очень много энтузиастов, и это действительно прекрасное общество. С этими людьми нужно работать, чтобы все их идеи были реализованы. Поэтому сейчас мы думаем, какое продолжение дать каждому круглому столу, семинару и беседе, которые проводили этим летом.

— Конкретные идеи уже есть?

— Мы сделали брошюру по следам семинаров «Молодежный бренд». Мы отбирали немного проектов, чтобы каждый имел возможность на реализацию, и не в далекой, а в близкой перспективе. Во время фестиваля в Минске мы соберем авторов этих проектов, проведем для них консультацию с представителями министерств и ведомств. Надеюсь, в реализации проектов это будет большой шаг. Мы аккумулируем литературные произведения, которые были представлены на наших литературно-музыкальных салонах. Мы увидели, что в регионах есть прекрасные поэты. Я не буду оценивать их профессионально, но хочу оценить тех, кто своими произведениями затрагивает душу. Многие умело и очень метко используют диалекты. Возможно, мы организуем для них публикацию в журналах под отдельной рубрикой. Это, может быть, не великая поэзия, но нужно показать всем такое душевное слово.

— В музее «Полесская веда» в Мозыре вы предложили интересную идею — использовать музейные экспонаты на уроках физики. Например, показывать школьникам, как наши предки поддерживали огонь в доме или занимались бортничеством. А еще подобные необычные идеи у вас были?

— В каждом регионе было множество идей. Например, есть отличный проект «Познай Кобрин». И все материалы этого проекта можно использовать в школе. Проект начался, в том числе, знакомством с личностью математика Оскара Зарисского, жившего в Кобрине. И истории замечательных людей, связанных с нашей страной, можно включить в каждый учебник, по физике, по математике, по химии и т. д. и не просто упомянув их имена, а подчеркнув их роль в развитии науки, техники, технологий. И ученики иначе посмотрят на эти предметы. У каждого будет свое отношение к предмету. И таких примеров можно проводить множество.

Игра «Хатнік».

— А какое продолжение будет у круглых столов, посвященных историко-культурному наследию каждого города?

— В общем, очень хорошо, что мы начинали программу фестиваля именно с круглых столов. Экскурсоводы, сотрудники краеведческих музеев прекрасно знают свой регион. На каждом круглом столе были те, кому не все равно. Мы с ними знакомились, обменивались контактами. И я надеюсь, что мы все вместе встретимся и решим, как нам объединить усилия.

— Очень интересно, что первый день фестиваля начинался с круглого стола об историко-культурном наследии, а завершался открытием выставки современного искусства. Действительно «Колесо времени»…

— Очень многое зависит от людей. И нам посчастливилось встретиться с теми, кто понимает, что прошлое само по себе очень интересное, но нужно найти в нем то, что заинтересует современников. И в каждом регионе были отличные партнеры и единомышленники, которые на свою историю смотрели с современной позиции, и благодаря этому у нас всегда были темы для разговора. Например, прекрасный музей в Мозыре и его концепция: каждая экспозиция — один жизненный этап. Это же сделал современный человек, специалист. Просто собрать старые вещи — очень мило. Но это может не затронуть так, как затрагивает, если смотреть на них с позиции современности. Мы никого не загоняли на наши мероприятия. Для нас главным было качество, а не количество. И «Вытокі» — это мероприятие, которое стало откликаться своим посылом «а давайте обсудим, нам это интересно, и потом давайте сделаем».

— Валентина Ивановна, объехав всю страну, открыли ли вы какие-то вещи, которые вас лично очень удивили?

— Начну с людей. У нас столько очень интересных народных мастеров! Прекрасные люди досконально знают и отстаивают свои технологии. И они знают историю своего занятия. Мы все понимаем, что из глины делают разные вещи, обжигают ее в печи. Но я не знала, что иногда ее обжигают с мукой. А от этого получается такой интересный рисунок, мне кажется, даже запах другой у изготовления, и форма другая. И с этой тонкостью связано столько традиций. В Мозыре меня очень удивили их сбитень и медовуха. Я очень рассчитываю, что после «Вытокаў» у каждого региона появятся свои любители по всей стране.

— А среди творческих проектов что бы вы могли выделить?

— Было много интересных проектов, посвященных рассказам о регионе через мобильные приложения (например, проект из Лиды). Сегодня это очень важно и интересно. Еще я бы выделила проект по созданию ложек. Мастер сам производит ложки для каждого индивидуально, для детей, для взрослых. Он раскрашивает их экологически чистыми красками. Казалось бы, мы столько этих ложек видели, а его после выступления 15 минут не отпускали. В Кобрине была представлена интересная игра для детей и взрослых «Хатнік». Она решает множество задач, добивает познакомиться с народными мастерами региона. В Витебске школьники делают отличный экологический проект в виде игры типа «монополии». Интересные проекты можно перечислять и далее. И мы себе не простим, если они не увидят мир.

— Одним из критериев выбора города для фестиваля была спортивная история. Валентина Ивановна, можете каждому городу дать небольшую характеристику, на которую вы опирались, выбирая его?

— Действительно, Национальный олимпийский комитет смотрел на спортивную жизнь города, мы — на особенности культуры и истории. И хочу сказать, что мы не совпали только в Минской области. В Кобрине отличное сочетание великих имен, народных традиций. Я даже не могу выделить что-то одно. Там и великое имя Суворова, интереснейшие события войны 1812-го и других исторических периодов, уникальный строй Леликовской свахи. Мозырь — особенное Полесье, и какие там богатые традиции театра, изобразительного искусства! Бобруйск — это очевидная культура, которую обязательно нужно было подчеркнуть и показать, как люди разных религий жили вместе и дружили, уважали друг друга. История города стала поводом для очень важного разговора. Орша интересна не только своей военной историей. Этот город имеет огромный потенциал для производственного туризма, сейчас это активно развивается. Оршу выделяет лен, который проходит через всю нашу жизнь. А там же и институт льна, и оршанский льнокомбинат. Солигорск приводит пример, как быть молодым и в то же время культивировать свое историко-культурное наследие. Беларусь всегда славилась своими технарями, и Солигорск тоже этим выделяется. В Лиде я бы выделила неповторимую историческую часть и сотрудников музея, которые очень хорошо чувствуют время.

Валентина Ивановна, долгое время идут разговоры о создании туристического бренда Беларуси, но результата нет. По вашему мнению, «Вытокі» смогут поспособствовать его появлению?

— Я отвечу: И да, и нет. Благодаря «Вытокам» мы увидели, что регионы очень разные и очень интересные сами по себе. И в результате это может объединиться в бренд, как из ниток получается ковер. Но к этому нужно прийти и идти нужно именно от регионов. И, на мой взгляд, наша слабая сторона в том, что регионы часто копируют друг друга, не выделяют свои особенности, а бренд — это изюминка, то, что выделяет. И если сами регионы определятся, чем они отличаются, тогда и возникнет бренд страны. Это как мозаика, состоящая из различных компонентов. И вот благодаря «истокам» появятся сначала бренды регионов, а потом уже и страны. Действительно, были разные попытки сделать бренд, и талантливые люди их делали. Но бренд — это то, что нельзя просто так придумать. Он сам появится. Ведь бренд — это положительная реакция на что-то, и чтобы она возникла, нужно самому заинтересоваться.

— Список городов для проведения фестиваля «Вытокі. Крок да Алімпу» на следующий год уже составлен?

— Нет пока. В этом году фестиваль был посвящен 30-летию Национального олимпийского комитета. Но я уверена, что спорт, здоровый образ жизни, семейные ценности останутся темами проекта. Как и чествование своего, белорусского. О городах есть время подумать. Но могу сказать, что с большой долей вероятности это будут города, о которых мы знаем меньше, чем они заслуживают.

Валерия СТЕЦКО

Фото из личного архива героини и НОК Беларуси

Выбар рэдакцыі

Энергетыка

Беларусь у лідарах па энергаэфектыўнасці

Беларусь у лідарах па энергаэфектыўнасці

А сярод краін ЕАЭС — на першым месцы.