Вы здесь

Работу — в практическую плоскость


В год свое­го пред­се­да­тель­ства в Евразийском экономическом со­ю­зе на­ша стра­на бу­дет проводить ра­бо­ту по от­ме­не лю­бых изъятий внутри объединения и со­дей­ство­вать формированию са­мо­го понятия «то­ва­р ЕА­ЭС». Об этом заявил в интервью кор­рес­пон­ден­ту «Со­юз — Евразия» Алек­сей СА­МО­СУ­ЕВ, начальник управления евразийской интеграции Министерства иностранных дел Беларуси. Так­же дипломат рас­ска­зал о сотрудничестве но­во­го объединения с третьими странами и пла­нах по его расширению, о ва­лют­ной и экс­порт­ной политике ЕА­ЭС.

24-28

24-28

 

Читайте ещё:

 

МИССИЯ ВЫПОЛНИМА

Избавиться от существующих барьеров

«Нет у нас других путей»

 

—Бе­ла­русь ста­ла пер­вым пред­се­да­те­лем в Евразийском экономическом со­ю­зе. Что известно о прог­рам­ме пред­се­да­тель­ства? На чем белорусские политики бу­дут де­лать ак­цент?

—Действительно, с 1 ян­ва­ря 2015 го­да Республика Бе­ла­русь на­ча­ла осуществлять свое пред­се­да­тель­ство в ор­га­нах Евразийского экономического со­ю­за: Вы­сшем евразийском экономическом со­ве­те на уров­не президентов, Евразийском межправительственном со­ве­те на уров­не премь­ер-министров, а так­же в Со­ве­те Евразийской экономической комиссии на уров­не вице-премь­е­ров. Это но­вая институциональная практика, вве­ден­ная в действие До­го­во­ром о ЕА­ЭС.

Не сом­не­ва­юсь, что читатели га­зе­ты «Звяз­да» еще в ян­ва­ре внимательно ознакомились с обращением Президента Республики Бе­ла­русь Алек­санд­ра Лу­ка­шен­ко к гла­вам го­су­дарств — чле­нов со­ю­за по слу­чаю бел­орус­ско­го пред­се­да­тель­ства, а так­же отслеживали информацию об итогах заседания Евразийского межправительственного со­ве­та 6 фев­ра­ля, в хо­де ко­то­ро­го премь­ер-министр Республики Бе­ла­русь Анд­рей Ко­бя­ков озвучил приоритетные инициативы бел­орус­ско­го пред­се­да­тель­ства. В этих приоритетах нет ничего сверхъестественного, они продиктованы сегодняшним днем.

В на­шем пост­оян­ном по­ле зрения бу­дут такие воп­ро­сы, как содействие продвижению че­ты­рех основополагающих экономических сво­бод со­ю­за (сво­бо­ды движения то­ва­ров, услуг, капитала и ра­бо­чей силы), от­ме­на лю­бых изъятий, сог­ла­со­ван­ная про­мыш­лен­ная и агроп­ро­мыш­лен­ная политика, импортозамещение. Так­же осо­бое внимание мы уделим формированию понятия «то­ва­р ЕА­ЭС», сов­мест­ным мероприятиям по развитию экс­пор­та, ра­бо­те с односторонними мерами защиты рын­ка в отношении третьих го­су­дарств. Вне­се­ны конк­рет­ные предложения по совершенствованию ра­бо­ты Евразийской экономической комиссии — глав­но­го экономического шта­ба на­ше­го со­ю­за.

Как видите, прог­рам­ма бел­орус­ско­го пред­се­да­тель­ства на­це­ле­на не толь­ко на укрепление экономического сотрудничества, но и на максимальное устранение всех сохраняющихся проб­лем­ных мо­мен­тов. Сей­час на­ша глав­ная за­да­ча — перевести ра­бо­ту в практическую плос­кость. И мы здесь над­еем­ся на серь­ез­ную под­держ­ку как со сто­ро­ны институтов ЕА­ЭС, так и ос­таль­ных го­су­дарств‑чле­нов.

[caption id="attachment_72801" align="alignnone" width="600"]Продукция белорусских заводов может стать образцом товаров для ЕАЭС.

Продукция белорусских заводов может стать образцом товаров для ЕАЭС.

 Продукция белорусских заводов
может стать образцом товаров для ЕАЭС.[/caption]

 

—ЕА­ЭС позиционирует се­бя как объединение, отк­ры­тое для участия других стран. Ка­ко­вы пла­ны по расширению на этот год? Какие стра­ны предс­тав­ля­ют­ся наиболее перспективными партнерами?

—Во‑пер­вых, хо­чу ска­зать, что пер­вое расширение уже сос­то­я­лось: 2 ян­ва­ря 2015 го­да чет­вер­тым чле­ном ЕА­ЭС официально ста­ла Армения. Это­му событию пред­шест­во­ва­ла на­пря­жен­ная ра­бо­та как со сто­ро­ны ос­но­ва­те­лей со­ю­за — Беларуси, Ка­зах­ста­на и России, так и со сто­ро­ны стра­ны-кандидата. В про­цес­се присоединения бы­ла реализована до­рож­ная кар­та по выполнению Арменией обя­за­тельств в рам­ках Та­мо­жен­но­го со­ю­за и Единого экономического прост­ран­ства, включающая 17 раз­де­лов и 234 практических мероприятия.

Над­еем­ся, в ближайшее вре­мя завершится аналогичная ра­бо­та по присоединению Кыр­гыз­ста­на. Так что в сравнительно не­боль­шой вре­мен­ной от­ре­зок «трой­ка» трансформируется в «пя­тер­ку».

Но здесь я не­мно­го бы расширил ваш воп­рос. Ведь помимо по­сле­до­ва­тель­но­го расширения участников евразийской интеграции идет пост­оян­ный про­цесс вовлечения на­ше­го со­ю­за в меж­ду­на­род­ную экономическую систему. Ус­пеш­ность евразийского интеграционного про­ек­та уже се­год­ня вы­зы­ва­ет интерес у це­ло­го ря­да стран по все­му миру.

Унифицированы режимы сво­бод­ной торговли с государствами СНГ и Сербией, применяется общая система преференций для развивающихся стран, ве­дут­ся пе­ре­го­во­ры о создании зо­ны сво­бод­ной торговли с Вьет­на­мом, членами Ев­ро­пей­ской ассоциации сво­бод­ной торговли, соз­да­ны сов­мест­ные исследовательские груп­пы по изучению целесообразности заключения соглашения о зо­не сво­бод­ной торговли с другими странами. И, ко­неч­но же, участ­вуя в евразийском интеграционном про­ек­те, Бе­ла­русь, как и ее парт­не­ры по интеграции, вы­сту­па­ет за бо­лее тес­ное рав­ноп­рав­ное сотрудничество ЕА­ЭС с Европейским со­ю­зом с целью вы­хо­да в перспективе на общее экономическое прост­ран­ство «от Лиссабона до Владивостока».

— Предусматривает ли прог­рам­ма пред­се­да­тель­ства на­шей стра­ны углубление меж­пар­ла­мент­ско­го сотрудничества?

— На дан­ном эта­пе на­ша де­я­тель­ность сфокусирована именно на экономической интеграции.

Се­год­ня межпарламентские кон­так­ты стро­ят­ся на других площадках. Я имею в виду, в пер­вую оче­редь, Пар­ла­мент­ское собрание Со­ю­за Беларуси и России, Меж­пар­ла­мент­скую ассамб­лею го­су­дарств — участников СНГ. До­бавь­те к это­му активные двусторонние кон­так­ты парламентариев наших стран на все­воз­мож­ных межпарламентских фо­ру­мах.

— Планировалось, что стра­ны — участники ЕА­ЭС бу­дут тес­но сотрудничать в ва­лют­ной сфе­ре. Есть ли сей­час какие-то подвижки в этом направлении? Ведь, как известно, нынешние экономические неурядицы у нас начались из-за внешних фак­то­ров...

— В До­го­во­ре о ЕА­ЭС пре­дус­мот­ре­на раз­ра­бот­ка механизма взаимодействия упо­лно­мо­чен­ных ор­га­нов го­су­дарств-чле­нов в сфе­ре регулирования, контр­оля и над­зо­ра за де­я­тель­ностью на своих финансовых рын­ках. Мы впер­вые ввели понятие «общий финансовый ры­нок».

Вмес­те с тем воп­рос интеграции в финансовой и, в том числе, в ва­лют­ной сфе­ре, не­сом­нен­но, яв­ля­ет­ся одним из наиболее слож­ных и чувствительных для сто­рон, и, со­от­вет­ствен­но, бу­дет ре­шать­ся пост­епен­но. В этой связи го­су­дар­ства — чле­ны Со­ю­за договорились о создании наднационального ор­га­на по регулированию финансового рын­ка с месторасположением в Ка­зах­ста­не к 2025 го­ду, по­сле завершения гармонизации за­ко­но­да­тель­ства в сфе­ре финансовых рын­ков.

По­ка слож­но де­лать предположения относительно фор­ма­та, условий и сро­ков сотрудничества го­су­дарств — чле­нов ЕАЭС в ва­лют­ной сфе­ре. Но, не­сом­нен­но, недавние события в экономике наших парт­не­ров, и преж­де все­го в Российской Федерации, диктуют необходимость ускорить формирование механизмов макроэкономической координации.

Именно по­это­му на заседании Евразийского межправительственного со­ве­та 6 фев­ра­ля 2015 го­да в Моск­ве, проходившем под белорусским пред­се­да­тель­ством, да­но поручение правительствам сто­рон и Евразийской экономической комиссии во взаимодействии с центральными (национальными) банками про­ра­бо­тать воп­ро­сы целесообразности углубления сотрудничества го­су­дарств-чле­нов в сфе­рах макроэкономической и ва­лют­но-финансовой политики.

Ка­ко­ва бу­дет даль­ней­шая динамика движения — вре­мя по­ка­жет.

— По­ка что у участников ЕА­ЭС от­сут­ству­ет единая про­мыш­лен­ная и экс­порт­ная политика, что отрицательно ска­зы­ва­ет­ся на экономиках союзников. Вмес­то объединения для сов­мест­но­го развития промышленности региона, стра­ны про­дол­жа­ют конкурировать. Бу­дет ли на­ша стра­на пы­тать­ся решить этот воп­рос? На­сколь­ко ре­аль­но, что в будущем предприятия стран ЕА­ЭС бу­дут ра­бо­тать в од­ной ко­ман­де?

— Как я уже упо­мя­нул, это один из без­услов­ных приоритетов бел­орус­ско­го пред­се­да­тель­ства.

Еще в мае 2013 го­да Высшим евразийским экономическим со­ве­том был оп­ре­де­лен пе­ре­чень ос­нов­ных направлений про­мыш­лен­но­го сотрудничества го­су­дарств — чле­нов ЕА­ЭС, включающий 19 пунк­тов, в том числе такие важ­ные для Беларуси направления, как лег­кая про­мыш­лен­ность, об­ра­бот­ка древесины, производство машин и оборудования для сель­ско­го хо­зяй­ства и многие другие. В это же вре­мя бы­ла одоб­ре­на концепция сог­ла­со­ван­ной агроп­ро­мыш­лен­ной политики. Сей­час Евразийская экономическая комиссия ве­дет по­сле­до­ва­тель­ную ра­бо­ту по практическому наполнению дан­ных до­ку­мен­тов, в том числе с привлечением бизнес-сообществ наших стран. Но, на­вер­ное, эта ра­бо­та ве­дет­ся не так быст­ро, как хо­те­лось бы.

Именно по­это­му один из пер­вых пунк­тов обращения Президента Республики Бе­ла­русь посвящен как раз необходимости принятия мер по ско­рей­ше­му пе­ре­хо­ду к сог­ла­со­ван­ной, а в перспективе — и к единой про­мыш­лен­ной и агроп­ро­мыш­лен­ной политике, развитию про­мыш­лен­ной кооперации, реализации сов­мест­ных инвестиционных про­ек­тов как внутри Со­ю­за, так и за его пределами.

Нам предстоит серь­ез­ная ра­бо­та по анализу национальных прог­рамм в области промышленности и сель­ско­го хо­зяй­ства, сложившейся струк­ту­ры кооперации меж­ду конкретными организациями-производителями, сравнительно-пра­во­во­му анализу. Не сом­не­ва­ем­ся, что дан­ная ра­бо­та от­ве­ча­ет интересам всех го­су­дарств — чле­нов ЕА­ЭС.

Над­еж­да ЮШКЕВИЧ.

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.