Вы здесь

Вернуть туристов на внутренний рынок


Курорты и экскурсионные маршруты в странах четверки есть, только отдыхающие о них мало знают

В прошлом году 740 тысяч белорусов ездили за границу через туроператоров. Правда, на государства СНГ пришлась только десятая часть этого потока. Если Россия еще популярна у наших граждан (федерация традиционно оказывается в списке наиболее посещаемых стран), то в другие регионы Евразийского союза белорусы заезжают редко. Как сегодня развить туризм в рамках ЕАЭС, чем привлечь отдыхающих в страны четверки и поддержат ли турфирмы новые направления?

24-6

24-6

 

Свобода капитала

Отдельной структуры в ЕАЭС, которая бы занималась вопросами туризма, пока нет. Поэтому основные организационные моменты сотрудничества в рамках четверки решаются на уровне Совета по туризму стран СНГ.

— Мы поворачиваемся в сторону соседей, используем положительный опыт, который был еще при Советском Союзе, — комментирует ситуацию директор Департамента по туризму Министерства спорта и туризма Беларуси Вадим Кармазин. — Тогда в основном путешествовали внутри страны, и туристические потоки были колоссальные. После развала СССР приоритеты резко поменялись. Появилась возможность ездить за границу, открылись пляжные курорты. Что касается въездного туризма, то ориентированность стран бывшего Союза на Запад понятна: каждое государство хочет привлечь европейцев. Но классический туризм всегда начинается с внутреннего. Сначала нужно дать возможность гражданам четверки путешествовать по стране.

Препятствий, чтобы налаживать туристический бизнес на территории ЕАЭС, не было и до этого. Белорусские операторы без вопросов могли открыть свое представительство в России, Казахстане и Армении. Теперь же в рамках Евразийского союза появился общий рынок услуг. Благодаря свободе движения капитала в строительство местной туристической инфраструктуры можно привлекать инвестиции из других стран.

Гастрономические туры и рыбалка в Каспийском море

Перспективы у туризма в рамках Евразийского союза, безусловно, есть. Те же экскурсионные маршруты всегда были востребованы. Это заметно по мировым тенденциям: народу уже недостаточно просто загорать на пляже, людям интересны обычаи, историческое наследие других регионов. По мнению Вадима Кармазина, мы очень слабо знаем потенциал соседних стран:

— Говорите, Россия нам хорошо известна? Сейчас федерация шагнула вперед, и «золотое кольцо» — это уже далеко не единственный вариант, который они могут предложить. Мы недавно встречались с российскими регионами. Каждый из них серьезно взялся за туризм и ищет свою нишу.

Краснодарский край, раскрутить который помогла прошлогодняя зимняя олимпиада, делает ставку на курорты, а Сочи еще и на горнолыжные комплексы. Коми позиционирует себя как экореспублика и привлекает туристов нетронутой природой. Похожую тематику развивает и Камчатка, где фишкой считаются гейзеры. Отдохнуть у моря можно в Адлере и Анапе.

Гиганты туристического рынка, такие, как «Tez Tour», «Натали Турс», «PEGAS Tourіstіk», направлениями по России, Армении и Казахстану не занимаются. Крупные компании работают с массовыми потоками и своих клиентов отправляют по ходовым маршрутам: Турция, Объединенные Арабские Эмираты, Кипр, Испания. Путешествия по странам четверки могут организовать небольшие операторы. Например, «Вояжтур» с декабря прошлого года предлагает экскурсии по Армении. Фирма организовывает отдых выходного дня в Ереване, недельные поездки, гастрономические туры. Правда, первое в мире христианское государство и одна из колыбелей цивилизации особой популярностью пока не пользуется: направление не раскручено.

С потенциалом Казахстана белорусы тоже не знакомы, хотя там серьезно взялись за разработку туристического законодательства и маршрутов. Страна предлагает орнитологические и экотуры, горнолыжный отдых, курорты с минеральными водами и даже рыбалку в Каспийском море, где водятся лосось, сазан, кефаль.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

 

Ставка на санатории и агроусадьбы

Экономическая интеграция способствует развитию туризма и в самой Беларуси. Взять тот же безвизовый режим. Учитывая, что средняя продолжительность посещения нашей страны иностранным туристом — 4 дня (это немного), формальности с оформлением документов могут спугнуть приезжих.

— Если с датой выезда на море иногда определяются уже за полгода, то отдых в Беларуси, за исключением оздоровления в санаториях, не планируется заранее. Мы это видим на примере российских туристов. Хорошая погода на выходные — поток значительно увеличивается. Нам нужно рассчитывать на отдыхающих, которые принимают решение за 3-4 дня, — говорит Вадим Кармазин.

Чем Беларусь может быть интересна жителям России, Казахстана и Армении? Той же санаторной базой. Белорусские оздоровительные учреждения доступны по цене. К тому же больше 60 процентов всех денег, заработанных на туризме, дали санатории. Это направление стоит развивать и дальше, но с учетом современных тенденций. Допустим, строить многофункциональные SPA-комплексы, где, в том числе, будут продаваться сопутствующие товары: крема, бутилированная вода, лечебная грязь. В Департаменте по туризму уверены, что стоит пойти еще дальше и популяризировать медицинский туризм. Ежегодно около 130 тысяч иностранных граждан уже получают медицинскую помощь на нашей территории. Раз есть спрос, почему бы не организовывать подобные туры через специальных операторов?

Востребованным остается агротуризм. Наши усадьбы посещают граждане 54 стран. В умеренный белорусский климат часто стремятся жители жарких регионов, поэтому такой вид отдыха привлечет, к примеру, Казахстан, где большой перепад температур и горячее лето. Государствам четверки может быть полезен и сам опыт агротуризма. В Беларуси сложилась хорошая практика в нормативно-правовом обеспечении, кредитовании и организации этой сферы в целом.

Среди других потенциально привлекательных для иностранцев направлений — деловой, экологический туризм, охота.

Новые направления сегодня кстати

Переманить туристов, ездящих в Турцию, и заинтересовать фирмы продвигать евразийские маршруты помогут информационные туры для операторов и участие страны в международных выставках:

— Уверен, что интерес к Казахстану и Армении у бело-русов есть, — говорит Вадим Кармазин. — Тем более за последние годы там улучшилась и отельная база, и бюджетные варианты размещения. Нашим коллегам достаточно провести пару хороших рекламных туров — и поток наладится. Пример — та же Грузия, которая «выстрелила» буквально три года назад. Операторам открыли Батуми, Тбилиси, показали цены — процесс пошел. Сейчас это направление активно развивается, есть прямой авиарейс в Грузию.

Понятно, что турфирмы ориентируются на прибыль и не станут продавать заведомо убыточные маршруты. Но игнорировать интересные предложения, которые зацепили клиентов, оператор не будет. К тому же, чем больше направлений у компании, тем устойчивее она себя чувствует на рынке. В ситуации, когда отдых в Египте оказался невозможен (2011—2012 годы), фирмы, которые занимались только Египтом, почти разорились. Тогда некоторые операторы решились открыть как альтернативу новое направление — Иорданию, с прямым вылетом из Минска. И не прогадали.

Сейчас конъюнктура рынка снова поменялась: Украина стала менее доступной, а люди все равно тянутся к морю. Новые курортные направления сегодня очень кстати.

Есть еще несколько моментов, которые сдерживают развитие туризма в Евразийском союзе. Например, проблема с допуском экскурсоводов. По законодательству России, Армении и Казахстана, проводить экскурсии в названных странах могут только их граждане, что противоречит общим понятиям построения рынка. Нужно улучшать туристические сайты, чтобы пользователь мог не только получить информацию, но и заказать путевку онлайн. К слову, в белорусском законе о туризме скоро появится понятие «электронный договор». Это позволит иностранцам купить и оплатить наши услуги, не выходя их дома.

Чтобы продвигать межрегиональный туризм, стоит использовать возможности в рамках членства Всемирной туристской организации. С ее помощью можно реализовывать крупные проекты, такие, как шелковый путь в Азии. Уже давно обсуждается маршрут «из варяг в греки», который бы охватил несколько стран. Есть идея возобновить молодежный туризм, популярные раньше поезда дружбы. А в год 70-летия Великой Победы для стран четверки особенно актуальными будут маршруты военно-патриотической тематики, которые традиционно поддерживаются (в том числе и финансово) государством.

Наталия ЛУБНЕВСКАЯ.

Выбор редакции

Калейдоскоп

Скоро выпускной! Что выбрать, чтобы выглядеть достойно на главном школьном празднике?

Скоро выпускной! Что выбрать, чтобы выглядеть достойно на главном школьном празднике?

Начнем, разумеется, с девочек, ведь именно их мамы уже сейчас ломают голову над выпускным нарядом дочерей.

Общество

Начинается сезон аттракционов. Кто и как следит за их состоянием?

Начинается сезон аттракционов. Кто и как следит за их состоянием?

В  Беларуси отработало 65 % аттракционов (160 штук), а многие работают и свыше 30 лет.

Экономика

Как выбрать квартиру на вторичном рынке

Как выбрать квартиру на вторичном рынке

За последние несколько месяцев рынок вторичного жилья заметно оживился.

Общество

Чтобы приобретать товар безопасно, или Как защитить права потребителя

Чтобы приобретать товар безопасно, или Как защитить права потребителя

В стране на 11 % снизилось общее количество обращений граждан, связанных с нарушением прав потребителей.