Вы здесь

На геногеографической карте Беларуси и России исчезнут белые пятна


Около 2 миллиардов российских рублей планируется направить за пять лет из бюджета Союзного государства на реализацию программы «ДНК-идентификация». Проект рассчитан на 2016—2020 годы и включает два основных блока: исследования в области медицинской генетики и исследования, направленные на развитие криминалистики.

С российской стороны заказчиком выступает Федеральное агентство научных исследований, с белорусской — Национальная академия наук. Кроме ученых России и Беларуси, в ее реализации примут участие компетентные органы в сфере расследования преступлений (следственные комитеты России и Беларуси), а также медицинские структуры. Головная организация от Беларуси — Институт генетики и цитологии Академии наук.


Генетика — против преступности

— Идея создания совместного проекта возникла у нас около трех лет назад во время обсуждения с российскими коллегами из Института общей генетики путей дальнейшего развития генетической науки, — рассказывает главный ученый секретарь Национальной академии наук Беларуси Александр КИЛЬЧЕВСКИЙ. — Программа уже согласована со всеми министерствами и ведомствами двух стран и готова к внесению в Совет министров.

Полное ее название — «Разработка инновационных геногеографических и геномных технологий идентификации личности и индивидуальных особенностей человека на основе изучения генофондов регионов Союзного государства».

По мнению Александра Кильчевского, пока геногеографическая карта Союзного государства покрыта многочисленными белыми пятнами, сократить которые и поможет программа «ДНК-идентификация».

Специалисты планируют разработать технологии определения по образцу ДНК вероятной внешности неизвестного индивида, его вероятного возраста, наиболее вероятного этногеографического происхождении и популяционной принадлежности.

Ожидается, что реализация программы позволит предотвратить теракты и преступления против личности, упростит процедуру идентификации жертв криминала, природных и техногенных катастроф. Из-за уменьшения площади территории поисков сократится время следственных действий, повысится раскрываемость преступлений, а значит, будут сэкономлены значительные бюджетные средства. Кроме того, геногеографические исследования достаточно провести только один раз, а применять на практике их результаты можно многие годы.

На Западе сегодня активно развиваются криминалистические базы ДНК, которые позволяют расследовать преступления за... лабораторным столом. Так, в Великобритании около 40 тысяч правонарушений раскрывается ежегодно при помощи анализа ДНК. В случае полного совпадения генетического материала с места преступления с генетическим профилем лица из базы данных личность этого человека, а также его местонахождение сразу становятся известны.

Человек на месте преступления, даже если он работает в перчатках, всегда оставляет следы своего присутствия. Это может быть кровь, слюна, пот, потожировые следы от рук и т. д. Нескольких молекул бывает достаточно, чтобы найти злоумышленника.

Кстати, новосибирского маньяка-педофила, который более 10 лет держал в страхе жителей города, удалось вычислить благодаря определению по ДНК региона происхождения преступника.

Первоначально по фотороботу была составлена ориентировка на выходца с Северного Кавказа, однако генетики опровергли эту версию. Y-хромосома указала на то, что преступник происходит из народностей юга Сибири. Таким образом в центре внимания следственных органов оказалась бурятская община в Новосибирске, что позволило значительно сузить круг поисков и вычислить маньяка.

Таким же способом вычислили и исполнителей теракта в «Домодедово». Регион происхождения преступника и его родственников по мужской линии был определен за несколько дней исследования особенностей ДНК останков террориста, взорвавшего себя в аэропорту, что в свою очередь помогло выйти на его сообщников.

Но для того, чтобы поставить метод на поток, нужно иметь данные фундаментальной науки. А для этого надо взять множество образцов ДНК. Для того, чтобы выделить один признак, потребуется ДНК от пятисот до тысячи человек. Собственно, для этого и затевается союзная программа. Финансирование понадобится для сбора генетического материала по регионам России и Беларуси и создания соответствующей базы данных. Специалисты успокаивают: каждый из добровольцев будет знать, что его ДНК будут изучать, и от него попросят письменного согласия.

Программа «ДНК-идентифи-кация» направлена также на полное замещение импортных технологических наборов реактивов, применяемых для идентификации личности. Все надеются, что благодаря отечественным разработкам удастся избежать зависимости от импорта.

Медицина будущего

Второе направление программы связано с медицинскими исследованиями.

— Программа «ДНК-идентификация» станет колоссальным шагом к медицине будущего — так называемой «4П-медицине»: персонализированной, предиктивной (предсказательной), превентивной (предупредительной) и партисипативной (предполагающей активное участие пациента в профилактике заболеваний и их лечении), — подчеркивает Александр Кильчевский.

Работая в этом направлении, ученые Союзного государства планируют определять генетическую предрасположенность людей к развитию опасных патологий. Так, по данным Всемирной организации здравоохранения, сердечно-сосудистые заболевания представляют одну из главных причин инвалидизации и смертности во всем мире. В крупных городах ежегодно регистрируется более 300 случаев инфаркта миокарда на каждые 100 тысяч жителей. Острейшую медико-социальную проблему современности представляют также кардио-метаболические нарушения, включая диабет, который эксперты ВОЗ назвали пандемией ХХІ века.

— Мы не ставим диагнозы, а только помогаем медикам определять предрасположенность пациентов к тем заболеваниям, которые можно предотвратить, — поясняет заведующая лабораторией генетики человека Института генетики и цитологии НАН Беларуси, доктор биологических наук, профессор Ирма МОССЭ. — Например, если у человека есть риск диабета, он может придерживаться определенной диеты, и эта болезнь у него не разовьется. В случае склонности к развитию остеопороза (хрупкости костей) пациент переходит на молочную диету и прием препаратов кальция. Если анализ ДНК указывает на предрасположенность к сердечно-сосудистым заболеваниям, то придется бросить курить, нормализовать вес и подружиться со спортом.

В рамках союзной программы будут разработаны геномные технологии для выявления генетических маркеров риска развития сердечно-сосудистых заболеваний, метаболического синдрома, диабета, остеопороза, наследственной тромбофилии, гепатита С и других — не менее восьми заболеваний.

Кому спасателем не стать?

Также, программа «ДНК-идентификация» повлияет и на выбор методов лечения, поскольку одни и те же лекарственные препараты могут быть как эффективными, так и неэффективными или даже опасными, в зависимости от генотипа человека. А ДНК-диагностика позволяет назначать лекарства индивидуально каждому пациенту (это и есть персонализированная медицина).

К примеру, в 2004 году в США 31 миллион человек, перенесших инфаркт миокарда, принимали препарат «Варфарин» — в результате в 16% случаев имели место осложнения, вплоть до смертельных. Частота генов (генотипов), ответственных за чувствительность к «Варфарину» и другим лекарственным средствам, также будет определяться в рамках союзной программы «ДНК-идентификация».

Медицинские аспекты ДНК-идентификации связаны и с криминалистикой. Любой биологический материал — волос, кровь, слюна, потожировые пятна — позволяет выделить ДНК и сказать о человеке не только какого он пола, возраста и внешности (его цвет глаз, волос, кожи, телосложение), но и чем он болел. Это сужает круг поиска, ведь такой пациент мог состоять на диспансерном учете или просто обращаться со своей проблемой к врачам. Подобная информация может быть ценной и при идентификации жертв аварий и катастроф или в случае потери человеком памяти.

Еще одно любопытное направление — исследование генетических аспектов стрессоустойчивости. Это важно и для спортсменов с их колоссальными перегрузками, и для представителей экстремальных профессий — спасателей, водолазов, космонавтов...

— Мы планируем заниматься и таким интересным направлением, как генетика интеллекта. Пока она слабо развита в мире, но почему бы нам не определять способности ребенка, чтобы понять, в какой области он может стать выдающимся специалистом: выйдет ли из него физик, певец, инженер или кулинар? Чтобы человек не тратил даром свое время, — делится планами Ирма Моссэ. — Кстати, мы уже можем прогнозировать спортивные успехи, исходя из генетических данных ребенка. Если генетикой спортивные достижения в человеке не запрограммированы, то даже круглосуточные тренировки не принесут желаемого результата...Более того, они могут закончиться и травмами, и другими серьезными проблемами со здоровьем.

По словам Александра Кильчевского, предполагаемый объем финансирования программы «ДНК-идентификация» — 1,9 млрд российских рублей (около 25 млн долларов). Планируется, что 696,5 млн российских рублей выделит белорусская сторона (8,8 млн долларов) и 1 293,5 млн — российская.

nіkalaeva@zvіazda.by

Название в газете: Разобрать на ДНК

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.