Вы здесь

Импульсы к развитию: Единым рынкам быть


Прошедшее 12 августа в Сочи заседание Евразийского межправительственного совета, как отметили эксперты, отнюдь не было рядовым. На нем действительно были предприняты шаги, которые станут импульсами к дальнейшему развитию интеграции, так необходимой странам — участницам ЕАЭС.


Наиболее значимым моментом в повестке дня было рассмотрение проекта Таможенного кодекса Евразийского экономического союза. Это важнейший документ, который определяет правила обращения товаров как в самом Союзе, так и в отношениях с внешними торговыми партнерами. Правда, разработка была достаточно нелегкой. Достаточно сказать, что по итогам предыдущего заседания Евразийского межправительственного совета, прошедшего 20 мая в Ереване, оставалось нерешенным 57 вопросов. Их значимость для отдельных участников ЕАЭС была так высока, что дальнейший процесс согласований представлялся очень сложным, в связи с чем многие ожидали, что процесс согласований может продлиться вплоть до 28 октября, даты, до которой договорились подписать новый Таможенный кодекс. Для Беларуси эта дата также значима, поскольку именно тогда в Минске должен пройти очередной Евразийский межправительственный совет. К счастью, до заседания в Сочи остались неурегулированными лишь 11 вопросов — именно их и надо было решить лично премьер-министрам. Процесс согласования прошел очень эффективно, в связи с чем результаты должны поступить в Евразийскую экономическую комиссию уже до 20 сентября.

Вторым очень значимым вопросом для ЕАЭС и Беларуси в том числе было формирование единого фармацевтического рынка. Вопрос оказался искусственно затянут, поскольку ранее планировалось, что он заработает в полном объеме уже с января 2016 года. По итогам заседания в Сочи наконец принято важное решение — единому фармацевтическому рынку в ЕАЭС быть, и принят пакет документов по реализации этой инициативы в жизнь. Будет принята система надлежащих практик по разработке, изучению, производству и дистрибьюции, а также по осуществлению контроля безопасности лекарственных средств. Важность начала работы единого фармацевтического рынка заключается в равенстве возможностей для всех производителей в этой сфере, независимо от страны их расположения в рамках ЕАЭС. У фармацевтических предприятий вне России появится больше возможностей зарабатывать на российском рынке и привлекать инвестиции для реализации интересных проектов. Помимо этого, единые стандарты производства будут соответствовать лучшим мировым практикам, что позволит производителям ЕАЭС надеяться выйти и на другие рынки за пределами евразийского интеграционного проекта.

Что касается планируемого в октябре заседания в Минске, то его повестка еще формируется. То, что хотелось бы реализовать в жизнь белорусской стороне во время его проведения, значительно отличается от реальных возможностей это сделать. Для Беларуси по-прежнему важна выдвинутая в ходе первого председательства в прошлом году отмена всех изъятий в сфере движения товаров и услуг. Наибольший интерес — в торговле нефтью и нефтепродуктами и в оказании транспортных услуг. Беларусь, не обладая собственными энергоресурсами, очень заинтересована в возможности свободно покупать и доставлять на свою территорию энергоресурсы из любой точки на карте ЕАЭС. Но еще многие годы, судя по всему, Россия не будет согласна на снятие этого ограничения. Что касается транспортных услуг, то тут едина позиция и России, и Казахстана. Обладая огромной по сравнению с другими участниками интеграционного проекта территорией, правительства этих двух стран заинтересованы в развитии бизнеса прежде всего своих перевозчиков. Но это создает трудности для транспортных компаний из Беларуси, Кыргызстана и Армении. Многие перевозчики из этих стран просто перемещают свои предприятия в Россию и Казахстан, что негативно сказывается на сфере услуг в трех самых небольших государствах ЕАЭС. Хотелось бы в октябре увидеть прогресс и в согласовании единой промышленной политики ЕАЭС. Но на это тоже надежд мало. Судя по всему, в ближайшее время значимых успехов в этой сфере так и не будет достигнуто, а это означает, что в разных странах ЕАЭС будут создаваться дублирующие предприятия, осложняя жизнь уже существующим.

Положительное значение имела бы совместная экспортная программа для стран—участниц ЕАЭС, включающая равный доступ к экспортным кредитам, содействие за рубежом для продвижения своей продукции со стороны всех правительств стран — участниц интеграции. Но и здесь близких перспектив не прослеживается. Хорошим стимулом для развития взаимных бизнес-проектов и туризма могло бы стать снижение транспортных тарифов на проезд граждан между странами ЕАЭС. К сожалению, реальность другая — так, с 15 августа 2016 года ОАО «Российские железные дороги» повышает международные тарифы на проезд пассажиров в сообщении с Республикой Беларусь.

Сергей КИЗИМА, доктор политических наук

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.