Вы здесь

Каждый ли учитель способен принять философию активной оценки?


Признайтесь, часто ли вам снятся сны о будущем экзамене или о том, что вас вызывают к доске, а вы очень боитесь получить низкую оценку? Оказывается, такие сны снятся и учителям, которые сейчас сами выставляют оценки, так как уж очень много негативного с ними связано... Страх и преклонение перед "двойками" и "десятками" формируется в школе буквально с первых лет обучения. Но есть учителя, которые не используют отметку в качестве кнута, более того - они придерживаются мнения, что без ошибок обучение и продвижение в принципе невозможны. На уроках у таких педагогов дети не боятся ошибаться, не боятся рассмешить своим ответом класс, они учатся в первую очередь для себя, а не для своих родителей или педагогов... Речь идет о сторонниках активной оценки (АО). На днях на базе Академии последипломного образования прошел фестиваль "Стратегии активной оценки в практике педагогов", который собрал около 90 учителей изо всех регионов Беларуси. В нем приняли участие финалисты и менторы пятого дистанционного курса по активной оценке, лидеры АО в Беларуси, представители системы дополнительного профессионального образования педагогов, а также руководитель экспертов по активной оценке в Польше Данута Стерн и директор школы из Вроцлава Александра Микульска, которые поделились с белорусскими коллегами своим опытом.


Учимся на ошибках

Николай Запрудский: "Почему активная оценка - лучшее, что есть в образовании?"

- Почему, когда вы применяете на своих уроках активную оценку, можете смело говорить, что находитесь в общемировом тренде? Почему активная оценка - лучшее, что есть в образовании? - рассуждает профессор кафедры педагогики и менеджмента образования Академии последипломного образования, кандидат педагогических наук, доцент Николай Запрудский. - Кроме доказательной медицины, существует и доказательная педагогика, есть люди, которые подтвердили эффективность данной формы работы. Для примера, австралийский профессор Джон Хети провел большое исследование, охватившее учителей, учеников и их родителей почти из 70 стран. В результате он установил факторы, которые позитивно и негативно влияют на качество образования учеников. В частности, было установлено, что первое место среди положительных факторов занимает активная оценка.

В докладе Открытого университета Великобритании были выдвинуты 10 наиболее значимых нововведений, которые окажут самое большое влияние на образование в мире в последующие годы. Одно из них - активная оценка (в докладе она названа динамическим оцениванием), но более распространенный термин и на Западе, и в России - формирующее оценивание.

Сторонники активной оценки называют ее новой образовательной философией. Она состоит из важных элементов, которые помогают сделать процесс обучения более направленным на личность каждого ученика. Почему философия? Потому что требует от учителя принять новую роль и отказаться от стереотипов, сложившихся в традиционной образовательной модели. Во-первых, педагогу нужно принять идею, что все ученики могут учиться: каждый на своем уровне, постепенно преодолевая ступеньку за ступенькой, при соответствующей поддержке учителя. А ошибки - это естественная составляющая учебного процесса. Одна из стратегий АО - учимся на ошибках. Учитель учит не для того, чтобы поймать на ошибках, а для того, чтобы научить. Если педагог дает возможность ошибаться, существенно изменяется поведение учеников, они смелее начинают высказываться, делиться интересными идеями, задавать вопросы, озвучивать гипотезы.

Именно комментарий от учителя (устный и письменный), а не оценка в баллах, является фундаментом активной оценки. Через комментарий учитель показывает сильные стороны ученика, пробелы в усвоении материала и дает рекомендации, как их исправить. Таким образом ученик принимает активное участие в собственном обучении, так как диагностика происходит в первую очередь для него. Все обучение в рамках активной оценки пронизано обратной связью: от учителя к ученику, от учителя к родителям, от ученика к другому ученику, от ученика к родителям. Учащиеся имеют возможность постоянно видеть и понимать свои успехи. Активная оценка подсказывает, в каком направлении им двигаться дальше, мотивирует и заставляет брать на себя ответственность за свое обучение.

Для педагога активная оценка - это понимание другой, самостоятельной позиции ученика. Путь к изменениям как внутри себя, так и вокруг. Но любое развитие - это, в определенной степени, выход из зоны комфорта, к которому готовы далеко не все.

Чтобы не зарасти мхом

Одна из участниц фестиваля АО, аспирантка Института образования Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" (Россия) Екатерина Куксо оперирует интересным термином "замшелость ума". Такой диагноз, по ее мнению, хотя и не является смертельным по медицинским показателям, но тем не менее вполне серьезен, особенно если речь идет об учителях. Признаками "замшелого ума" могут быть следующие фразы: «Его (ее) невозможно научить!», «Этот класс всегда такой недисциплинированный» и «Что делать, раз уж такие у них родители?» Примечательно, что часто у педагогов бывает "замшелый ум" относительно педагогических вопросов. Некоторые профессиональные задачи (например, подтягивание слабых учеников, развитие учебной самостоятельности) признаются в принципе неразрешимыми. Они постепенно покрываются мхом, и мало кто верит, что с ними можно справиться. Учителя часто сами поддерживают в учениках миф о "врожденных способностях". Проще же сказать: "У него (нее) нет способностей к математике", чем признаться себе: "Я пока не знаю, как научить этого ребенка. Для меня это сложная задача".

Интересно, что на дистанционный курс «Стратегии активной оценки», который вот уже пять лет проводит Общество белорусской школы, заявок всегда поступает больше, чем могут удовлетворить, иногда конкурс доходит до трех человек на место. Предпочтение отдается педагогам, которые хорошо обосновали свое желание учиться в анкете-заявке, а если из одного учреждения записывается на курс много желающих, то зачисляется один человек - лидер (заместитель директора или учитель, который возглавляет методическое объединение), который затем сможет в своем коллективе продвигать идеи активной оценки. Правда, есть одно обстоятельство, которое заслуживает внимания: для столичных учителей открыт "зеленый свет", они проходят фактически вне конкурса, так как сегодня, к сожалению, отнюдь не многие из них настроены что-то менять в своей работе. Но есть и совсем другие примеры - искренней заинтересованности педагогов...

- Одна из учительниц сказала буквально следующее: "Если бы не активная оценка, то я, наверное, ушла бы из школы в другую сферу", - рассказывает Николай Запрудский. - Особенно сильный прессинг как со стороны администрации учреждения, так и со стороны родителей учеников педагоги чувствуют в конце учебной четверти и не знают, как этому противостоять. Или вот еще одно из мнений: "Я не видел раньше такой искренней заинтересованности в том, что происходит на уроке. На меня смотрели и ловили каждое мое слово все без исключения".

Кстати, среди финалистов Республиканского конкурса "Учитель года - 2017", которые будут в сентябре бороться за почетный титул, есть и две выпускницы нынешнего дистанционного курса активной оценки. Неравнодушные педагоги никогда не останавливаются в своем развитии... Так какое же чудо происходит на уроках с активной оценкой?

Если вы не знаете, куда плыть...

Как призналась Данута Стерна, один ученик когда-то ей сказал: "Вы должны меня научить, а я посмотрю, как у вас это получится". Подобные ситуации, наверное, могут вспомнить многие педагоги...

Галина Сухова: «Урок считается эффективным только тогда, когда каждый ученик на нем "подрос". Но нельзя спортсмену-новичку сразу выставлять планку на уровне мастера спорта».

- Можно ли научить того, кому неинтересно? - задает отнюдь не риторический вопрос один из менторов дистанционного курса АО, учитель белорусского языка и литературы квалификационной категории "учитель-методист" витебской гимназии №5 Галина Сухова. - Но в учебный процесс нужно включать всех... Лев Выготский когда-то говорил, что урок считается эффективным только тогда, когда каждый ученик на нем "подрос". Но как бы мы ни хотели, нельзя спортсмену-новичку сразу выставлять планку на уровне мастера спорта. Никого не надо убеждать, что цель учителя и цель ученика внешне выглядят по-разному. Но очень важно, чтобы она зазвучала одинаково, а для этого нужно перевести цель учителя на доступный ученику язык. Или учитель может применить прием "Набор целей" - когда он предлагает возможный набор целей, а ученики выбирают из них только те, которые им по силам и которые для них интересны. Так работает одна из ведущих идей активной оценки - возможность сознательного выбора...

"Если вы не знаете, куда плыть, ни один ветер не будет для вас попутным", - сказал когда-то Сенека. То же и с учениками, которые услышали только тему урока, но не знают, что они должны изучить и зачем им это нужно. "Почему я должен подчеркивать, выделять, писать, решать?" А если открыть детям "тайну", зачем они учатся, вместе сформулировать цель урока, то можно сделать их своими союзниками. Учебная цель - это то, чего учитель с учениками надеется достичь в течение 45 минут урока. Цели нужно формулировать коротко и точно, вообще, правильное определение целей - отдельное искусство...

Носители философии активной оценки пользуются аббревиатурой "НаШтоБуЗУ" - это критерии оценки, информация для учеников - на что учитель будет обращать внимание (На Што Буду Звяртаць Увагу). Так сказать, контракт между учеником и педагогом на конкретный урок. Если педагог сразу определяет критерии успеха, ученик точно знает, какую работу он должен выполнить, какими будут ожидания учителя, а учитель не имеет проблем с оценивание работы ученика. С "НаШтоБуЗУ" и ученик чувствует себя на уроке более уверенно.

Подцепить ученика на "крючок"

Не менее важное искусство - умение задавать на уроке вопросы.

Элла Якубовская: "Ключевые вопросы - это тот "крючок", который цепляет внимание ученика и не отпускает, пока задача не будет решена".

менторов дистанционного курса АО, учитель физики квалификационной категории "учитель-методист" гимназии №1 из Жодино Элла Якубовская. - В мультфильме про Машу и Медведя главные герои находятся вместе на рыбалке и девочка сыплет вопросами: "А у меня клюет? А у тебя клюет? А если клюет? А тут клюет? А почему не клюет? А где клюет? А кто клюет? А как клюет? А вот так клюет?.." Машенька - это мы, учителя. Мы забрасываем детей вопросами, не оставляя им времени на раздумывание и обсуждение. Я провела свои исследования. Интересовалась у коллег, сколько времени они дают на поиск ответа. Говорили, что секунд тридцать. Ничего подобного, мои замеры показали, что максимум пять секунд. Запишите свой урок на видео и понаблюдайте...

Педагог должен продумать ключевой вопрос, на который в течение 45 минут учащиеся будут искать ответ. Это тот "крючок", который цепляет внимание ученика и не отпускает, пока задача не будет решена. Ключевые вопросы на уроке должны пробуждать интерес, подталкивать к размышлениям, втягивать и мотивировать, они должны быть тесно связаны с целью урока или даже с серией занятий, ускорять достижение цели. Это может быть вопрос-проблема, вопрос-гипотеза, загадка, задание, тезис, ситуация, рисунок или фотография, коллаж или даже поведение учителя - когда он создает определенную ситуацию на уроке. Вопросы должны провоцировать дискуссию, создавать проблемную ситуацию.

Вот несколько примеров ключевых вопросов. В Италии есть известная пещера, которую называют "Собачья пещера". Человек, когда в нее попадает, может находиться там длительное время, а собака сразу задыхается и погибает. Объясните, почему это происходит? Почему родниковая вода не замерзает зимой? Почему в национальных кухнях кавказских народов практически нет вареных и тушеных блюд? Что общего имеет космос со сковородой? Можно ли сделать так, чтобы вода кипела только в половине сосуда?

И еще одно замечание. Обычно учитель интересуется, кто хочет ответить на вопрос. И первая поднятая рука в классе "отключает" от поиска ответов примерно половину учеников в классе. А если руку поднял отличник, то и еще больше - все его одноклассники тут же расслабляются. Поэтому многие из учителей, которые учились на курсах АО, пользуются правилом неподнимания руки и вызывают учеников для ответа с помощью жребия, например, путем вытягивания полосок с фамилиями. Правило неподнимания руки снижает для учеников вероятность отсидеться, так сказать, в зрительном зале, даже когда идет работа в группе.

Сделать родителей союзниками

- В активной оценке меня очень привлекает постановка целей и ключевые вопросы, - констатирует учитель истории и обществоведения из бобруйской гимназии №3 Иван ПЕСЕНКО. - Ключевые вопросы очень стимулируют интерес детей и в процесс поиска ответов втягиваются даже самые слабые ученики. Если ключевой вопрос сформулирован правильно, то на уроке работают все. Я преподаю историю и шестиклассникам, и старшеклассникам. Правило неподнимания руки с младшими учениками работает хуже, потому что они все хотят отвечать, и для них неподнимание руки - скорее, наказание. А вот работа в группах хорошо срабатывает в старших классах, и случается, что, работая в команде, мои ученики приходят к очень интересным выводам. А самое сложное для меня - выставлять оценки и объяснять ребенку, за что он получил тот или иной балл. Когда оценивание превращается в отметку, которую нужно выставить в журнал, для меня это настоящая проблема.

- Самое сложное - это искоренить в сознании учеников и их родителей генетическую направленность на отметку. Потому что даже в первых и вторых классах с безоценочным обучением они пытаются переводить все плюсики, солнышки и смайлики в баллы, - признается учительница начальных классов столичной школы №55 Наталья Литовчик. - Очень сложно убедить, что дети учатся в первую очередь для себя. К тому же и родители склонны перекладывать ответственность на учителя. Проще двигаться вперед, вооружившись стратегией активной оценки с первого года обучения, как это произошло у меня. На родительском собрании я провела урок - с постановкой целей, определением критериев оценивания, только в роли учеников были родители. А затем спросила, было ли им интересно на таком уроке?

- Для меня активная оценка - это источник чистой воды. Я пионер в своем учреждении, который тянет всех за собой, но мне делать это проще, поскольку я руководитель, - смеется директор Заелицкого учебно-педагогического комплекса детский сад - средняя школа Глусского района, учитель белорусского языка и литературы Светлана ЛАБОДАЕВА. - Первый раз об активной оценке услышала на курсах в областном Институте развития образования, затем начала искать дополнительную информацию в интернете, и вот я уже выпускница дистанционного курса. Вместе со мной активную оценку осваивают еще три учителя из моей школы, которые, надеюсь, в будущем также станут слушателями дистанционного курса. "Двойки" я категорически не признаю. И я не сторонник того, чтобы наказывать за невыполненное домашнее задание. Если ты поставишь неудовлетворительную оценку ученику, разве после этого что-то изменится? А много ли родителям говорит выставленная ​​учителем в дневник "семерка" или "восьмерка"? А вот когда я пишу в комментарии "низкий уровень техники чтения", а потом "перевожу" для родителей, что техника чтения требует анализа текста, поэтому нужно вместе читать тексты, вместе их обсуждать и вообще чаще практиковать семейное чтение. Педагогический эффект от такой формы работы совсем другой... Понятно, что нельзя по школе издать приказ - всем учителям освоить новую стратегию обучения. Принудительно это не делается. Но я буду постепенно делать своими единомышленниками все больший круг педагогов в своем районе.

Надежда Николаева

nіkalaeva@zvіazda.by

Фото Надежды Бужан, Надежды Николаевой

Название в газете: Мода, которая становится классикой

Выбор редакции

Общество

Если вор молчит, за него «говорят» следы. Разоблачить преступника поможет трасология

Если вор молчит, за него «говорят» следы. Разоблачить преступника поможет трасология

Банда грабителей «попалась» благодаря отпечаткам специального инструмента.

Калейдоскоп

Гороскоп на эту неделю

Гороскоп на эту неделю

ОВЕН. На этой неделе вы сможете выгодно проявить ваши деловые качества, что благоприятно скажется на профессиональных успехах.

Общество

Старинные усадьбы Гродненщины. Ищем балы, приведений и вдохновение

Старинные усадьбы Гродненщины. Ищем балы, приведений и вдохновение

Одни из самых интересных уголков нашего края зачастую не видны с трасс и, бывает, к ним не ведут специальные указатели, а лишь проселочные дороги.

Общество

Журналист «Звязды» проконтролировал ношение масок в общественных местах

Журналист «Звязды» проконтролировал ношение масок в общественных местах

Почему наш корреспондент в Витебске прицепился к покупательнице в магазине?