В Финляндии школьная форма — это джинсы и худи (толстовка), причем так одеваются там не только дети, но и педагоги. Все очень неофициально. Ученики обращаются к своим учителям по имени. Ситуация, когда на уроке говорит только педагог, невозможна. Школьников не заставляют запоминать множество информации, которую без проблем можно найти в интернете, зато учат, как ее искать. В одной школе учатся дети из самых разных семей, независимо от их доходов, и, конечно, дети мигрантов. В стране практикуется территориальный принцип закрепления за учреждением образования - рынке школ не существует. Во всех без исключения учебных заведениях для детей создаются одинаковые условия. Главный принцип - равные стартовые возможности для всех. Частная школа в стране только одна, причем рассчитана она на детей бизнесменов и дипломатов, которые вынуждены часто менять место жительства (с учетом этой специфики там действует международная программа). Об особенностях финской системы школьного образования, которая зарекомендовала себя как одна из самых успешных в мире, рассказал во время своего мастер-класса в Минске независимый консультант в сфере образования Кари ЛОУХИВУОРИ.
Не рок-звезда, а педагог
Кари имеет сорокалетний педагогический опыт, причем более 30 лет он возглавлял школу, которая стала символом финского образовательного чуда. Полтора года назад он оставил свой пост и с тех пор стал своеобразным послом финского образования. В Беларусь его пригласила компания «А-100 Девелопмент», которая собирается возводить в микрорайоне Новая Боровая «школу будущего». Над нестандартным проектом работала международная команда архитекторов. Создатели решили использовать "концепцию аэропорта", в основу которой положено постоянное движение и пространство: это значит, что предусматриваются максимум пространства для общения и игр школьников, многочисленные зоны отдыха и игровые комплексы, кафе со столиками на улице и выход на крышу здания из библиотеки и компьютерных классов... "Но самое важное все-таки не стены, а то, что в них происходит. Поэтому нам очень хотелось, чтобы хоть часть идей, которыми поделится эксперт, нашла отражение в нашей действительности", — подчеркнула перед началом выступлення Кари Лоухивуори директор компании Светлана ШЕВЛИК. Для того чтобы вместить всех желающих послушать финского педагога, пришлось арендовать концертный зал «Минск». Причем география участников не ограничилась столицей — на встречу зарегистрировались педагоги и директора школ из всех областных центров и из ряда райцентров. Добровольно, после рабочего дня в вечернее время они приехали в Минск, чтобы найти ответы на свои вопросы или подтверждение своим мыслям. И, наверное, нашли, так как неоднократно выступление гостя прерывалось аплодисментами...
— Я впечатлен! Столько людей, будто бы я рок-звезда, но на самом деле я обычный учитель. Вы, наверное, не туда попали, — пошутил Кари. — У меня часто спрашивают, в чем заключается секрет финской системы образования? Отвечаю: короткий день в школе, много перерывов для игр, мало домашних заданий и длинные каникулы. Вы думаете, что я снова шучу? Но то, что я сказал, действительно очень близко к истине...
Престижная профессия
Серьезно о необходимости реформирования школы в Финляндии задумались в 70-е годы ХХ века.
— У нас нет, например, нефти, как в Норвегии. Да, у нас есть лес, но мы не можем бесконечно продавать «зеленое золото». Поэтому решили сделать ставку на образование, которое должно стать нашей сильной стороной, — объясняет Карри. — По этой причине очень много усилий было приложено и для подготовки учителей, и для перемен в школе.
Профессия учителя в Финляндии очень уважаемая, поэтому в вузы идет только хорошо подготовленная молодежь. Ранее действовало правило — девушек и парней набирали «пятьдесят на пятьдесят», но сейчас такой подход считается противозаконным, поэтому отбирают исключительно по знаниям. А поскольку девушки демонстрируют лучшую подготовку, их представительство в профессии увеличивается. Обучение в магистратуре — обязательное для всех будущих учителей, которых готовят быть еще и исследователями. Будущих педагогов учат анализу своей работы и глубокому пониманию всех процессов, происходящих в детском коллективе.
Начальная школа в Финляндии — шестилетняя. А базовое образование учащиеся получают в течение девяти лет. Далее они выбирают: либо идут в старшую школу с прицелом на высшее образование, или выбирают профессионально-техническую подготовку.
— Я знаю много людей, которые будучи детьми, даже представить себе не могли, что они еще десять лет будут учиться. У них была только одна мысль — как отремонтировать свой мопед и как поскорее начать зарабатывать собственные деньги. Но в один прекрасный день они просыпаются повзрослев и думают: наверное, было бы неплохо пойти учиться дальше и запустить свой бизнес, выучиться на юриста или, может, даже на учителя. Самое главное — двери для получения образования у нас всегда открыты, — подчеркивает финский эксперт. — В старших классах школы можно одновременно получать еще и профессию. Желание учиться не зависит от благосостояния семьи. Образование для всех бесплатное. Финское правительство вкладывает средства в государственную систему образования, чтобы поддерживать ее в соответствии с самыми высокими стандартами. Эта система обеспечивает равенство для всех и во всех школах: бесплатные учебники, обеды для учащихся... У нас не возникает ситуаций, когда одна школа более популярна, потому что там созданы какие-то особые условия для обучения, которых нет в других школах.
Театр отменяется!
В Финляндии все строится на доверии. Причем это касается всего общества. Правительство доверяет местным муниципалитетам, местные органы власти доверяют директору школы, директор школы — учителям, а родители доверяют школе. Одно из основных достижений школьной реформы — отсутствие школьных инспекторов. В профессию идут лучшие, которых не нужно контролировать, они сами все сделают для своей профессиональной самореализации.
— Мы положили конец школьным проверкам, так как все учителя знают, что инспекция — это театр: ты надеваешь костюм, галстук, все встречают инспектора, улыбаются ему, дети перепуганные, боятся что-либо сделать или сказать не так, а когда проверка уходит, мы все выдыхаем: "Ну слава богу, теперь вернемся к нормальной жизни" — говорит Кари.
В финской школе много лет действует система самооценки. Она имеет трехлетний цикл. После окончания каждого цикла родителям, сотрудникам школы и учащимся направляется анкета, по результатам которой определяются десять направлений, по которым школа показала себя хорошо, и десять направлений, где она отстает. Из них выбираются три темы, на которых придется сконцентрировать свои усилия в ближайшее время.
— Регулярные проверки и мониторинги у нас не проводятся, хотя в некоторых странах считают, что детей нужно постоянно тестировать и экзаменовать. Мол, так можно выявить, насколько хорошо ученики подготовлены. Мои коллеги из США и Великобритании жаловались, что очень устали от многочисленных проверок, — подчеркивает Кари. — Первый серьезный тест наши ученики проходят после окончания средней школы, перед поступлением в университет. Национальный совет по образованию может выборочно взять несколько школ и проверить их по каким-то дисциплинам, чтобы убедиться, что система хорошо работает повсеместно. Это как сдать анализ крови — если ты идешь к врачу, у тебя же не берут всю кровь, а только несколько капель. Здесь действует такая же логика: предметом для анализа выборочно становятся небольшие группы по всей стране. Школьная реформа положила конец конкуренции за счет каких-то цифр. У нас нет необходимости доказывать, что твоя школа лучшая соседней.
В Финляндии нет реформ, которые спускаются сверху. Министерство и администрация ничего не навязывают, все всегда обсуждается с учителями. Сотрудничество и диалог с педагогами — очень важный момент в финской школе. Причем у учителей полная автономия. Они могут выбирать ту методику, которую считают эффективной. Учителя — эксперты, и они сами решают, как учить детей.
Найти ключик к каждому
Отдельная тема — система поддержки. Она должна быть оказана ученику сразу, как только появились первые проблемы, чтобы пылинка не превратилось в бревно. Вмешательство на раннем этапе очень важно. Если учитель сам не справляется, он может пригласить педагога по особым нуждам. Они вместе разрабатывают специальную программу поддержки. А в очень серьезных ситуациях ребенка могут перевести в небольшую группу (не более 10 учащихся). С такими группами работают учитель, педагог по специальным нуждам, социальный работник, который связан с городской организацией социальных работников, психолог, школьная медсестра... Но даже если детей переводят в специальные группы, все равно стараются, чтобы некоторые предметы они изучали в больших группах, а если в учебе появился прогресс, такой ученик может вернуться в свой класс.
— Какая рабочая обстановка считалась идеальной в школе сто лет назад? — поинтересовался Кари у белорусских педагогов. — Если в классе — тишина, все сидят за партами, разговаривает только учитель, ученику нужно поднять руку и дождаться разрешения, чтобы что-то сказать. Если он плохо себя ведет, его выгоняют из класса. Сегодня такие подходы неактуальны. Если есть проблема, ее надо решать, а если ребенка просто выгнать из класса, он вернется, но вместе со своей нерешенной проблемой.
Считается, что к каждому воспитаннику педагоги должны найти подход. Если метод в работе с учеником не работает, значит, это не тот метод. Задача педагога — обеспечить совместное обучение детей с различными потребностями, помочь каждому воспитаннику найти оптимальный способ достижения цели. Поддержка ребенка в школе экономит существенные государственные средства. Если ученик исключается из школы, он становится безработным и никогда не будет платить налоги. Может стать наркоманом, преступником, попасть в тюрьму. Для его семьи — это катастрофа, а для общества — слишком высокая плата.
— Раньше от школьников требовалось знать столицы всех государств, названия рек, множество дат... Учитель выливал ведро информации на ученика, а потом эта информация выливалась из его рта. Ученик был пассивным ее потребителем, — продолжает финский эксперт. — Сегодня, когда у каждого из нас в кармане смартфон, нет необходимости все знать наизусть. Требуется базовый уровень знаний, чтобы понимать ту информацию, которую можно найти в «гугле». Куда более важно научить своих учеников быть гибкими, восприимчивыми ко всему новому, инновационными, уметь организовывать поиск новых решений. Практические науки играют большую роль, поэтому мы учим своих воспитанников критически мыслить и самим создавать новую информацию. Это совершенно другой подход к обучению.
Одно из последних нововведений в финской школе — появление межпредметных модулей, которые включают в себя несколько дисциплин. Это могут быть, например, искусство и история. Химия, трудовое обучение и иностранный язык. Рисование, трудовое обучение и информационно-коммуникационные технологии. Вообще в финской системе образования большую роль играют такие предметы, как изобразительное искусство, музыка, трудовое обучение. Кари говорит, что не стоит забывать о другом полушарии мозга, отвечающем за творчество, искусство, ремесла... В седьмом классе и мальчиков, и девочек учат готовить на уроках трудового обучения различные блюда, а в старших классах и юноши, и девушки осваивают техническую работу, их учат пользоваться различными инструментами.
Оценка или усный комментарий?
Уроки длятся 45 минут. Продолжительность перерывов — 15 минут. Если уроки объединяются, перерыв составляет 30 минут. Это то время, которое ученики должны посвятить активным играм, желательно на свежем воздухе. Финны уверены, что у детей нельзя отбирать детство. Они должны играть и общаться со сверстниками. Даже то, что мы называем «тратой времени», на самом деле очень важно для них. Именно поэтому никто не подгоняет детей с учебой и не требует, чтобы малыши, которые приходят в первый класс, умели читать и считать. Здесь уверены, что всему свое время.
Для оценивания в финских школах используется десятибалльная шкале. 8 считается хорошей оценкой, 9 и 10 — отличной, а 4 — это фиаско. Но оценка есть не очень много, куда важнее получить вербальную обратную связь, устный комментарий, особенно в начальных классах, где баллы вообще не выставляются.
«Любая оценка, выставленная учителем, во многом субъективная, в ней нет единой правды. Вот почему ученик, которого оценили в баллах, особенно если он сомневается в справедливости оценивания, должен иметь возможность получить от учителя прямую обратную связь, а педагог должен объяснить, на чем базировалась его оценка, — подчеркивает Кари. — Педагог ставит цели вместе с учеником, объясняет, чего он от него ждет, поэтому оценка делается прозрачной и понятной».
У финского эксперта поинтересовались, как можно стимулировать ребенка без выставления оценки? «Школьника нужно сравнивать не с другими учениками в классе, а с самим собой. Чтобы ребенок понимал, насколько он успешен сегодня, как развивается, далеко ли прошел вперед по сравнению с предыдущим годом. Это помогает ученику видеть свой прогресс, ставить собственные цели и развиваться непрерывно», — ответил Кари.
Открыть окна и двери
Между учителями и педагогами в финских школах практикуются очень демократичные по нашим меркам отношения. «Мои ученики могли мне сказать: «Привет, Кари!» или «Привет, Рекс!» («Рекс» — это прозвище директора школы), но я не вижу в этом ничего обидного, — говорит финский педагог. — Такое обращение нисколько не снижает мой авторитет среди учеников. Авторитет приходит через профессионализм и завоевывается на уроках. Конечно, всегда найдутся несколько человек, которые интерпретируют ситуацию по-своему, поэтому нужно будет обсудить ее со всем классом. Это как дрессировка собаки. Если постоянно бить своего питомца, вы его ничему не научите, кроме как бояться хозяина. А если вы вместе с детьми будете учиться отвечать на риски, находить вместе решения, тем более что решение часто может быть не одно, к вам обязательно будут прислушиваться».
«Что, по вашему мнению, можно было бы взять белорусской школе с финской, чтобы положить начало переменам в системе образования?», — спросили у Кари Лоухивуори белорусские педагоги.
— Любые изменения в школьной системе требуют очень много времени, поэтому нужно быть терпеливыми. Я думаю, что все начинается с подготовки учителя плюс нужно предоставить школе достаточно ресурсов, — ответил эксперт. — Необходимо открывать окна и двери для международного опыта, смотреть, какой подходит непосредственно к вашей системе, но нельзя просто взять и скопировать чужую школьную систему, потому что школа и образование очень сильно связаны с историей и культурой конкретной страны. Но в любом случае учителям нужно давать больше свободы и возможность влиять на те процессы, которые происходят внутри школы. Очень важно, чтобы школами управляли те люди, которые сами были учителями, стояли перед классом и завоевывали внимание учеников ежедневно. И чтобы был постоянный диалог между администрацией и педагогами. Школа — это прежде всего учитель!
Национальный совет по образованию Финляндии определил, каких граждан должна воспитывать школа: уверенных и ориентированных на будущее, с критическими и аналитическими способностями, активных, интерактивных, креативных, способных к взаимодействию, преданных сообществу, экспертов по многим вопросам, готовых использовать свой потенциал и учится в течение всей жизни.
Надежда НИКОЛАЕВА
Общежитие в агрогородке Большая Рогозница вступило в эксплуатацию совсем недавно.
Факты для тех, кто сомневается, прививаться или нет.