Задумывались ли вы о том, что теряют дети, растущие без сказок? Увлекательные сюжеты помогают воспитывать малыша. В сказках говорится о дружбе, бескорыстной помощи, стремлении к справедливости, осуждаются неблагодарность и предательство, высмеиваются чванство, зависть, трусость, лень.
А как не сказать о сочной, образной, богатую на меткие сравнения и характеристике языка белорусских сказок! Между прочим, уверены ли вы, что умеете их рассказывать? Если бы только слышали настоящих мастеров этого жанра, которые собрались на международном форуме сказки в Академии наук, поняли бы, что при помощи сказочной истории можно и насмешить, и растрогать, передать красоту природы, познакомитб с народными традициями. Даже одну и ту же сказочку можно рассказывать по-разному, добавлять новые детали, вплетая в нее песни.
Радует, что в разных уголках Беларуси краеведы, педагоги и даже библиотекари пытаются «раскручивать» белорусское сказочную наследство. Например, на Любанщине проводится фестиваль сказки, а в прошлом году вышла шикарная книга с волшебными историями, записанными в разных деревнях района.
В Михановичском доме фольклора сказки не только собираются, но и исполняются современными детьми. «В них разбирается много интересных ситуаций. Через невероятные истории вообще дети узнают жизнь, — рассказывает руководитель образцового фольклорного ансамбля «Калыханка» Лариса Рыжкова. — На сказках я учу детей чувствовать народную интонацию, работать с голосом. Песенки, что добавляются в сюжеты, — это коды, допуски в историю, дети их очень любят. Кстати, благодаря им сказки лучше запоминаются. Когда эти малые вырастут, им будет что рассказать своим сыновьям и дочерям».
Между прочим, сказку можно задействовать не только в педагогическом процессе. Почему бы ее не использовать в туристической отрасли? Кроме фестивалей можно устраивать соревнования сказочников — например, в России проводится «сказкабаттл».
Сказка таит еще множество секретов. «Это непознанный мир, в котором столько пунктов, комплексов, связей, которые даже на сегодняшнем этапе развития фольклористики и других наук мы еще не можем объяснить. Сказки учат классифицировать мир, отвечать за себя, выживать, плюс, как утверждают психологи, в сказочных историях очень большой слой подсознательного, что воплощается в образах, сюжетах», — замечает Татьяна Володина, заведующая отделом фольклористики и культуры славянских народов Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы НАН Беларуси.
Некоторым сказкам, что встречаются в Беларуси, тысячи лет. Во времена Великого княжества Литовского и Речи Посполитой на нашу территорию попало огромное количество бродячих европейских сюжетов, у нас они приобрели свои детали, но сохранили четкую внешнюю основу, колорит. Разумеется, есть у нас и отличительные сказки — например о силачах. Существует много легендарных сюжетов о том, как такие персонажи меняли ландшафт: насыпали горы, перебрасывались камнями, молотами. Также в Беларуси можно встретить ряд неповторимых историй о животных. Но удивительно: сказки про зубров у белорусов не было, и вообще это животное не было представлено в мифологии, ее нет ни в загадках, ни в песнях. Зато второй персонаж, который сейчас сильно тиражируется, — аист, — был задействован в самых разных жанрах. Легенда об аистах (когда человек превратился в птицу) известна по всей территории Беларуси во многих вариантах. Иногда у аиста даже есть имя — Адам (или Степан, Иван). Эта легенда повторяет классический миф о Пандоре. Даже существует гипотеза, что история об аисте более древняя, так как связана с конкретными, а не абстрактными явлениями. Напомню, что аист выпускает из сумочки лягушек, змей, а Пандора — злость, зависть и т.д....
Сегодня сказочное наследие ждет и своих исследователей, и своих поклонников. Оно и не удивительно, ведь, говорят, сказка — как голограмма — тот случай, когда через малое можно познать весь мир.
Елена ДЕДЮЛЯ
«Обелиски раненой земли».
ОВЕН. На этой неделе фортуна улыбается вам во многих делах.
Каждый мужчина мечтает, чтобы его считали мужественным.