Вы здесь

Парк такси за последнее время вырос на 30 %


В нерегулярных перевозках пассажиров в прошлом году было задействовано около 35 тысяч легковых автомобилей.

Отраслевая лаборатория антимонопольного и ценового регулирования, существующая на базе Белорусского государственного экономического университета, провела исследование рынка нерегулярных городских пассажирских перевозок легковыми автомобилями. В проблемное поле исследования вошли не только перевозки автомобилями-такси, но и другие формы организации перевозок: такси, фрахт и аренда автомобиля с водителем.

Реальные цифры в четыре раза отличаются от официальной статистики

Как показало исследование, именно с 2017-го по 2019 год наблюдается резкий рост числа юрлиц, занимающихся деятельностью такси, — на 43,4 %, или на 2223 субъекта хозяйствования. По итогам прошлого года, их количество составило 7445 организаций и индивидуальных предпринимателей. Такой вид экономической деятельности, как аренда автомобиля с водителем, начал учитываться в статистике только в 2019 году — цифра достигла 608 субъектов на конец года. Индивидуальные предприниматели составляют до 88 % от общего числа тех лиц, которые занимаются такси. А вот среди субъектов деятельности аренды легковых автомобилей с водителем «ипэшников» около 70 %.

Какие изменения произошли в сфере такси в последние три года? В нерегулярных перевозках пассажиров в прошлом году было задействовано около 35 тысяч легковых автомобилей. Этот показатель увеличился приблизительно на 30 %.

Кроме того, было выявлено, что за исследуемый период почти на 60 % выросли цифры статистики по пассажирообороту автомобилей-такси по нашей стране. Однако опросы экспертов рынка и водителей, проведенные отраслевой лабораторией, показали, что официальная статистика не в полной мере фиксирует реальный пассажирооборот. Исходя из экспертных оценок и результатов опроса водителей, пассажирооборот нерегулярных пассажирских перевозок легковыми автомобилями за 2019 год составил не менее 1176 миллионов пассажиро-километров, что более чем в четыре раза превышает официальные данные.

Зарплата водителей продолжает расти

На расширение рынка оказали влияние несколько факторов. Во-первых, это отмена лицензирования деятельности такси в 2018 году и ряд других регуляторных изменений. Вторым фактором стало значительное развитие сервисов-агрегаторов. На настоящий момент на рынке имеет место разнонаправленная динамика трех основных показателей:

  • увеличивается количество поездок на автомобилях-такси, притом что снижается средняя продолжительность одной поездки;
  • дорожает километр поездки, но за счет снижения средней продолжительности одной поездки снижается и ее средняя цена;
  • заработок водителей растет за счет увеличения количества поездок и времени, отводимого на занятость в сфере такси.

Исходя из результатов опросов водителей и экспертов, общий объем рынка в 2019 году составил более 824,1 миллиона рублей, или около 394 миллионов долларов. Доля услуг нерегулярных пассажирских перевозок в ВВП Беларуси находится в диапазоне от 0,086 % (по нижней, пессимистической оценке) до 0,35 % (по верхней, оптимистичной оценке). Для сравнения, в 2018 году услуги по временному проживанию и питанию за весь сегмент HoReCa (гостинично-ресторанный бизнес) составили 0,9 % ВВП, деятельность в сферах творчества, спорта, развлечений и отдыха — также около 0,9 % ВВП.

Часть рынка в тени и фрахт

Несмотря на отмену лицензирования деятельности такси, ряд требований законодательства сильно влияет на субъекты деятельности пассажирских перевозок. В связи с этим, существенная часть водителей такси отказывается от легализации своей деятельности. Эксперты оценивают долю таких перевозок на уровне около 30 % от общего объема рынка. Величина нелегального рынка в прошлом году составила 239 миллионов рублей, или около 114,28 миллиона долларов. Объем легального рынка, соответственно, оценивается в 585,1 миллиона рублей (279,76 миллиона долларов).

Также опросы экспертов и водителей показали, что на практике имеет место также такая форма осуществления перевозок, как фрахт. По средневзвешенной оценке экспертов, доля фрахта как подвида экономической деятельности составляет около 40 %. Таким образом, возникает необходимость учета, прозрачного регулирования и контроля за осуществлением деятельности, которая имеет место на практике, но недостаточно оформлена с точки зрения регуляции и учета.

Справка. По договору фрахтования одна сторона (фрахтовщик) обязуется выделить другой стороне (фрахтовальщику) за плату всю или часть емкости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.

Работа без лицензии и актуальная статистика

Одна из ключевых проблем, которые отметили специалисты лаборатории, — снижение уровня безопасности и дисциплины соблюдения требований Правил дорожного движения, в том числе водителями такси. Одной из причин этого эксперты видят отмену лицензирования, которое являлось инструментом в борьбе с нарушителями и профилактикой нарушений. В то же время возвращение лицензирования усложнит вход на профессиональный рынок такси, что потенциально может сказаться на доле теневого сегмента.

В целом исследование показало, что на рынке на сегодняшний день отсутствуют единство, системность и единая методология сбора информации между различными ведомствами, занимающимися регулированием этой сферы.

Несмотря на введенное в 2018 году обязательство электронных информационных систем (ЭИС) предоставлять информацию о поездках в налоговые органы, использование возможностей ЭИС с точки зрения передачи данных в контролирующие органы происходит не в полной мере. Отсутствие актуальной статистики значительно усложняет возможность оперативно реагировать на все вызовы и проблемы, которые выявляются на рынке нерегулярных пассажирских перевозок автомобилями-такси.

Сергей КУРКАЧ

Превью: taxiburgas-airport.ru

Выбор редакции

Общество

Как биотехнологии улучшают качество жизни и здоровья человека?

Как биотехнологии улучшают качество жизни и здоровья человека?

По прогнозам специалистов, не менее 20 процентов от объема товаров в XXI веке будет за биотехнологиями.

Общество

Собираем гардероб школьника вместе со стилистом

Собираем гардероб школьника вместе со стилистом

Поиски и приобретение «школьной формы», как по старой привычке говорят мамы и папы, — та еще головоломка!

Общество

Медицинское освидетельствование у витебских газовщиков осуществляет... робот

Медицинское освидетельствование у витебских газовщиков осуществляет... робот

А в магазине консультирует изображение специалиста.