Вы здесь

Анри Матисс в Художественной галерее Михаила Савицкого


Всю жизнь знаменитый француз Анри Матисс находился в непрерывном поиске. В стремлении к максимально эффектной и одновременно гармоничной выразительности он менял свои художественные инструменты и менялся сам. Выставочный проект «Анри Матисс. Взгляд», расположившийся в Художественной галерее Михаила Савицкого, позволяет осмыслить эти изменения и проследить основные направления его творческих поисков. 118 литографий из работ одного из наиболее влиятельных художников XX века дополняет выставка Алика Замостина, а также экспозиция белорусских графиков, живописцев, скульпторов, представителей декоративно-прикладного искусства.


Анри Матисс «Цирк». Литография 1983 г. с работы 1947 г.

Анри Матисс прославился не только как живописец, но и как гравер, иллюстратор книг, монументалист-декоратор, театральный художник, скульптор, керамист, мастер гобелена и витража. Он создатель нового вида декоративного искусства — вырезок из бумаги, окрашенной гуашью, — аппликации, которую позже стали называть декупажем. Вершиной его экспериментов стала книга «Джаз» о цирковой жизни, им написанная и проиллюстрированная. Несомненно, главное в серии — игра с цветом: мастерство, к которому Анри Матисс стремился всю жизнь. Произведения очень сложно понять, история и «конструирования» в этом случае многое объясняет. Однако создатели экспозиции не сочли необходимым поместить некоторые факты или комментарии художника или искусствоведов — произведения сопровождаются цитатами Анри Матисса из статей, книг, писем и размышлений. Они не делают ту или иную литографию более понятной, а просто дополняют выставку, действительно передавая взгляд творца на мир и искусство. А это одна из целей проекта с красноречивым названием. Так, по выдержкам посетитель понимает, что для Матисса было созвучием красок, гармонией, «живым портретом»…

Как раз жанр портрета занимал особое место в творчестве художника. Лицо интересовало его больше, чем натюрморты или пейзажи. Как замечают искусствоведы, стремясь к максимальному выявлению целого, художник игнорировал несущественные детали и максимально упрощал формы, считая вредным и ненужным то, что не влияло непосредственно на эмоционально-энергетический импульс. Многие представленные композиции кажутся обманчиво простыми, но за каждой из них огромная работа.

Посетители могут увидеть серии «Портреты» и «Окна». Это особенно ценные вещи. Выпущены они были в количестве всего 50 экземпляров, поэтому на аукционах стоят очень дорого. Среди героев Анри Матисса — как знаменитые деятели (Сергей Прокофьев, Луи Арагон), так и малоизвестные персонажи, в том числе родственники художника. Лаконичные изображения-еще одна демонстрация того, что художник стремился передать не точный образ того или иного человека, а эмоции и чувства, связанные с героем.

Первый по времени портрет — «Мадам Матисс. Женщина в шляпе» (литография 1954 г. с работы художника 1905 г.). В каком-то смысле произведение можно назвать судьбоносным... в 1897 году Анри Матисс и его возлюбленная Каролина Жабло разошлись, а осенью того же года художник познакомился с Амели Порейр. Уже в январе 1898 года Анри и Амели поженились, и довольно скоро у них появились сыновья-погодки Жан-Жерар и Пьер (последний в будущем станет известным арт-дилером и много сделает для продвижения творчества Анри Матисса в США). Внебрачную дочь Матисса Маргарет после официального удочерения также взяли в семью. Она и жена многие годы были любимыми моделями художника. Но этот портрет мадам Матисс означал для художника очень много: примерно в тот период он отходил от влияния многих течений, которым отдал дань на рубеже веков, и выработал свой стиль: плоские формы, яркие краски, накладываемые широкими мазками, четкие резкие линии, отсутствие стремления к портретному сходству, но точная передача характера. Работу многие не приняли. Как-то художнику сказали, что он не видит женщин такими, какими их показывает. «Если бы я встретил такую женщину в жизни, то испугался бы и убежал, — ответил Анри Матисс и добавил: — Я создаю не женщину, а картину».

Анри Матисс.Мадам Л. Д. Желтое, зеленое, синее. Литография 1954 г. с работы 1947 г.

В части экспозиции, посвященной портретам, помещен и «Автопортрет в полосатой майке» (литография 1954 г. с работы 1906 г.). Жесткая борода, широкий, чуть выпуклый лоб, большие серьезные глаза — это одно из наиболее простых произведений, здесь еще не очень чувствуется буйство красок и разгул эксперимента, которые будут заметны позже. Художник здесь мрачно-задумчивый и якобы нарочито неряшливо одет: считается, что это был очень тревожный, беспокойный период его жизни, борьба не только за признание, но и за выживание.

Интерьеры Матисса тесно связаны с образом окон. Это любимый мотив творца и единственная в его творчестве определенная форма в пространстве, с которой он выполняет многочисленные эксперименты. Окно воспринималось как портал в мир иной, давало художнику повод для осмысления вечных тем изобразительного искусства. Открыто ли оно; что находится снаружи; в каких позах находятся персонажи в помещении-каждая деталь влияет на настроение и интерпретацию картины. И даже названия заставляют созерцать и рассуждать: «Тишина живет в доме» (литография 1948 г. с работы 1947 г.), «Небольшой интерьер с круглым мраморным столом» (литография 1948 г. с работы 1947 г.), «Две девушки в Коралловом интерьере, синий сад» (литография 1948 г. с работы 1947 г.), «Интерьер с черным папоротником» (литография 1948 г. с работы 1948 г.)…

Сегодня творчество знаменитого импрессиониста и одного из лидеров течения фавистов изучается и переосмысливается, но в свое время многие специалисты-современники утверждали, что художник оторван от действительности и превращает живопись в декорацию, а его картины пренебрежительно называли обоями. Анри Матисс не обращал на это внимания, уверен в том, что творец волен сам определять критерии крепостничества и законы искусства. Несмотря на критику и чудовищные события, происходившие вокруг (художник даже хотел пойти добровольцем на фронт, когда началась Первая мировая война, но не смог этого сделать по состоянию здоровья), он продолжал создавать яркие и светлые картины, рассказывающие о красоте мира и радости творчества. Его мечтой было гармоничное спокойное искусство.

Проект «Анри Матисс. Взгляд» совместили с новой экспозицией фотохудожника Алика Замостина под названием «Лабиринт красок». В коллекции, представленной зрителям, 40 фотополотен, отличающихся от прежних работ автора. Посетители могут увидеть произведения разных жанров: портреты, пейзажи, а также сюжетные сюрреалистические композиции. Анри Матисс считается одним из главных экспериментаторов начала ХХ века, и организаторы решили показать творчество нашего современника, экспериментатора XXI века Алика Замостина, совмещающего искусство фотографии, эстетику традиционной живописи и графику цифровых технологий. Одна из главных причин-яркие цвета произведений уроженца Беларуси. Как считают организаторы, у зрителей есть возможность сравнить двух авторов и сделать выводы. «Я начинал с черно — белой фотографии, потом занимался графикой: это был хороший опыт и достаточно интересные, по мнению профессионалов и зрителей, работы, — отмечает Алик Замостин. — Однако меня всегда привлекало разнообразие красок, поэтому я перешел к более активной работе с цветами — так мои фотографии стали фотоживописью. Но в этих фотокартинах нет ничего придуманного: ни одной лишней детали. У меня есть собственная формула хорошей фотографии: «Если вы посмотрели на работу и через неделю ее помните — она действительно достойна. Забыли через час? Значит, слабая».

Ирина Кобякова «Цветы на окне», 2021 г.

Также в отдельном зале представлены работы известных белорусских художников и новичков: Дениса Барсукова, надежды Буки, Виктории Гончаровой, Алины Дмитриевой, Жанны Климович, Марьяны Карпович, Марка Романюка, Маргариты Манис... Помещена в экспозиции скульптура Сергея Гумилевского и Геннадия Козела, а также керамика Ирины Кобяковой и Лилии Нищик. Большинство авторов-молодые творцы, которые еще только пробуют свои силы. Как пояснил куратор выставки Олег Рыжков, отбирали картины по принципу яркости, смелости, определенных нововведений и экспериментов. Наиболее удачными в плане считывания отсылок к творчеству Анри Матисса и демонстрации собственного стиля можно назвать работы «Цветы на окне» (2021) Ирины Кобяковой, «Девушка в блузке с цветами» (2021) Анны Плотниковой и «Thorns» (2021) Никиты Орлова. Некоторые художники в передаче момента решили сосредоточиться на определенных цветах и оттенках, что пошло только на пользу. Среди таких картин-холодное и меланхоличное «Детство, утренний лес» (2017) Анастасии Протасовичской и яркая и экспрессивная «Вальпургиева ночь» (2021) Владимира Кондрусевича. Так или иначе, некоторые работы все же выбиваются из общей концепции: в первую очередь — Ольги Жук и Владимира бескровного. Несмотря на понятные (и не очень) мотивы, произведения выделяются техникой, но не более.

На выставке «Анри Матисс. Взгляд» демонстрируются документальные фильмы, которые знакомят с биографией и творческим путем французского автора. К тому же каждый желающий сможет попробовать разгадать тематический квест. Экспозиция, дополненная живописью и графикой белорусских мастеров, продлится до 20 июня. Куратор проекта Олег Рыжков отметил, что сразу после его завершения в этом зале будут демонстрироваться шедевры мировой современной фотографии и компьютерной графики.

Евгения ШИТЬКО

Фото автора 

Печатается в газете «Літаратура і мастацтва»

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.