Вы здесь

Кукла как бренд и «учитель» истории


На Гомельщине на новом языке культурного общения с туристами сейчас учатся разговаривать жители Чечерска. Городок на севере Гомельской области — почти ровесник Москвы, входит в популярный туристический маршрут «Золотое колесо Гомельщины». Манят туристов посетить сюда — самое необычное здание древней ратуши в Беларуси и уникальный памятник культуры и архитектуры в форме римского Пантеона — Спасо-Преображенская церковь. Теперь в Чечерске знакомить туристов с местным колоритом стараются через народные куклы.


В районном центре ремесел, фольклора и этнографии в начале года первых посетителей принял «Музей белорусской куклы». Идея его создания родилась из огромного желания восстановить Чечерский народный строй, показать через него традиции района. За дело взялись местные сотрудники, мастерицы народных художественных ремесел. После появилась идея вообще через образы кукол восстановить изображения всех белорусских костюмов. Сегодня в экспозиции более 100 красавиц ручной работы: куклы-обереги, обрядовые, а также модели в костюмах народных костюмов из разных регионов Беларуси. Все сделаны силами сотрудников центра. «Живут» куклы в комнате, стилизованной под Белорусский дом с печью и покутью.

По словам директора центра Юлии Феник, главная задача их музея — передать, что кукла — это не просто изделие, а мировой бренд, который ценится во всех уголках планеты. Одновременно это и общее достояние, и нечто сокровенное, с глубинным смыслом, сохраняющее особенности определенной обители. Чечерская экспозиция кукол создавалась в течение года. Коллекция, заверила руководитель центра, будет дополняться:

— Костюмы народных костюмов шили по эскизам, которые представлены в литературе. Кукол в народных образах создавали шесть мастеров районного центра ремесел. Работа над одной куклой в полном народном наряде занимает около месяца. Сегодня наши куклы передают 23 народных костюма разных регионов Беларуси. Планируем сделать как минимум еще десяток кукол-моделей, — пояснила Юлия Феник.

Отдельную экспозицию в музее составляют куклы на обрядовую тематику. Один из символичных экспонатов — рукодельное древо жизни с мини-куклами в национальных костюмах. Рядом олицетворение календарного цикла с оберегами. Здесь и защитник мастеров — кукла-десятиручка — одновременно и помощница хозяйки, которая успевает все сделать в доме, позаниматься детьми, позаботиться по хозяйству.

— Белорусский костюм очень разнообразный, красивый и символичный, с особым орнаментом, — объясняет мастер народных художественных ремесел Светлана Латутина.

Мастер впервые представила восстановленный костюм Краснопольского строя, к которому относят и Чечерщину, на выставках ремесленнического творчества Областного и республиканского уровней. Так к творческой деятельности чечерских мастеров народных художественных ремесел пробудился интерес — а с ним и мотивация развиваться:

— В восстановленном костюме Краснопольского костюма представляли свою экспозицию кукол и на различных мероприятиях, фестивалях. Когда создавали костюм, лапти пришлось долго искать, какие-то вещи покупали у людей, а вот фартук сами ткали, рубашка тоже новая. Все остальное – аутентичное. Многое нам передали жители района, — поделилась Светлана Латутина.

Интересно рассказывает Чечерская мастерица и о народном костюме как своеобразном этнографическом паспорте.

— Людей из разных районов можно было отличить по костюму. Например, было два варианта Чечерского костюма — это Краснопольский, Чечерский костюм ХІХ века – праздничный и ежедневный. Они имели свои различия. Праздничный — более яркий, имел орнаменты, вышивки, декоративный воротничок. Ежедневный проще. Предусматривались и вариации головных уборов. Для юной девушки – венок или ободок. Женщины носили намитки или платки, что было признаком замужества. Также образ составляли вышитая рубашка или рубашка, юбка и жилет, — объясняет Светлана Латутина.

Каждый атрибут, орнамент имел значение. Своя роль отводилась фартуку.

— Он был с вышивкой или соткан узорами. Семьи объединяли не одно поколение женщин. И все занимались костюмами, обшивали себя и мужчин. Конечно же, девочек с раннего возраста приучали к ремеслу. И в 13-14 лет малышка создавала свое первое изделие — фартук. По тому, как он получится, оценивалось, насколько умелая она будет впредь, — подчеркивает хранительница традиций.

Между тем, концепцию «Музея белорусской куклы» чечерские мастерицы видят куда шире, чем просто отражение реалий жизни предыдущих поколений жителей района и Беларуси в целом.

— Мы стремимся рассказать молодежи о традициях, объяснить глубинные смыслы узоров, орнаментов, отдельных нарядов народного костюма. Ставим для себя задачу научить нашу молодежь делать куклы в народных костюмах, интересоваться историей их создания. Сегодня впервые, благодаря музею куклы, мы организовали в районе занятия для школьников. Дети могут научиться делать куклу, самостоятельно выткать для нее народный наряд, — отметила директор Центра Юлия Феник.

Наталья КАПРИЛЕНКО

Фото: БелТА

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.