Вы здесь

«Для нас важно, чтобы «Березка» не была безликой»


Накануне пленума по современной детской литературе, который состоится в Союзе писателей Беларуси, мы решили поближе познакомиться с изданиями для детей и подростков, заглянуть По ту сторону обложки журнала, пообщаться с теми, кто его создает. Импонирует, что исполняющая обязанности главного редактора «Березки» Полина Королева — креативный молодой специалист, а значит, лучше чем кто понимает потребности сегодняшних юных читателей, ведь сама еще недавно познавала мир и себя в нем через призму подросткового мироощущения. Сегодня Полина рассказывает, как создается журнал и чем при этом руководствуется редакция.


Полина Королева.

— «Березка» — журнал для подростков. Это самая впечатляющая аудитория, учитывая особенности возраста. Каким видите вашего читателя? 

— Хороший вопрос, ведь любое издание должно иметь своего адресата. Если он есть, то есть и цели, и особое отношение. Редакция «Березки» понимает, что несет ответственность за то, какой продукт ежемесячно будет получать читатель. Поэтому каждый новый номер журнала не должен быть хуже предыдущего. Речь не только о содержании и визуальной составляющей, но и об отношениях с читателем. 

Для нас важно, чтобы «Березка» не была безликой либо бездушной. Поэтому на первых страницах, в рубрике «От редакции», мы стараемся оставлять послание, интересоваться жизнью читателей, а также рассказываем о себе и своих идеях. Так создается невидимый диалог. 

Что касается совокупного образа нашего читателя, то представляется человек, которому интересно все новое, кто готов окунуться в темы, которые раньше казались далекими, и смотреть на повседневность с диаметрально противоположных точек зрения. Не секрет, что «Березка» раскрывает различные темы, при этом сохраняя высокий литературно-художественный уровень материалов. Как засвидетельствовала Практика личных встреч, у читателя это не вызывает сложностей. Напротив, качество публикаций привлекает более взрослую аудиторию. И мы становимся не только подростковым изданием, но и журналом, способным вырастить читателя и оставаться с ним так долго, насколько это для него возможно. 

— Что, по вашему мнению, наиболее интересно подросткам и каким образом стремитесь отразить то в журнале? 

— В журнале множество разнообразных рубрик. Мы пишем о компьютерных играх, анализируем новинки мировой мультипликации и кинематографа. Однако, на мой взгляд, читатель готов приобрести то издание, что удивит его. Если содержание предсказуемо и касается актуальных только сегодня вещей, это печально. Поэтому наши авторы не чураются экскурсов в историю и в некоторой степени становятся документалистами. 

Не менее важно, что мы рассказываем и частные истории. Так, за каждым текстом стоит личный опыт отдельного человека или нескольких людей. Кто-то ищет локации, описанные в современных белорусских книгах, другие возвращаются на малую родину и рассказывают о местных достопримечательностях через призму упоминаний о прошлом. «Березка» за то, чтобы в тексте присутствовал автор, чтобы он рассказывал и вдохновлял читателя чувствовать то же самое. 

Думаю, нам повезло найти своего читателя, который на самом деле готов к экспериментам и неожиданностям. Ему интересно все современное, он готов открывать новое. 

— Кто для подростка писатель? Может ли он стать лучшим другом и есть ли подобные примеры в вашей практике? 

— Здесь стоит особое внимание отдать рубрике «История успеха», где публикуются интервью, герои которых осуществили свои мечты, что поначалу казались нереальными. Подобные материалы становятся для читателей мотивацией, толчком для действий. Объясню, почему это существенно. 

Стартовый возраст наших подписчиков — 12 лет. По себе каждый помнит, что это сложный период, когда важно, чтобы тебя поддерживали. «Березка» является в некоторой степени проводником, опорой. Мы даем проверенные советы и в целом рассказываем о том, что знаем и видели сами. Главное — не быть пустословным и искренне стараться помочь.

Во время презентации журнала «Березка».

Не могу сказать, насколько тесно читатели контактируют с отдельными авторами журнала, но несколько подобных историй имеем. Были случаи, когда писатели начинали дружить с подписчиками, а после в редакцию приходили благодарности. Многие авторы вообще воспитывают новое поколение журналистов, чьи материалы уже печатаются в «Березке». 

Что касается воспоминаний моей юности, то мне очень жаль, что не знала о таком журнале. Поэтому многие материалы до сих пор помогают мне решиться на какой-либо поступок, а герои текстов (которые часто моложе меня) являются примером смелости. Поэтому, на мой взгляд, «Березка» может быть другом читателя именно как целостное издание. Мы стараемся делать качественным все: от обложки до финальных титров. 

— Существует распространенное мнение, будто подростки не читают. Можете оспорить? 

— Вопрос из серии противостояния отцов и детей. Боюсь, что нам всегда будет казаться, будто с младшим поколением что-то не так. Думаю, вы слышали фразу «КВН уже не тот». Но если задуматься, проблема КВН в том, что он как раз и остается прежним, пока мир вокруг и люди меняются. Вот и мы, как КВН, верны своим принципам, в то время как реальность стремительно бежит вперед, а юное поколение подстраивается под новые правила, чтобы чувствовать себя в этой игре комфортно. 

Впрочем, спорить с тем, что читать книги для современных подростков не модно, не буду. Но это не значит, что печатные источники я называю пережитком прошлого. Здесь дело касается устремлений к новым знаниям. Мы еще в начале определились, что читатель нашего журнала — тот, кто сам жаждет открывать неизведанное. Мы всего лишь те, кто дает возможность избавиться от мрака незнания. Мы — каталог интересных историй и событий, качественная разминка для мозга. От читателя требуется перевернуть первую страницу — и, как говорят, шоу начинается. Но для тех, кто не готов взять издание с полки, «Березка» не подходит. 

Есть и другая проблема кроме подросткового нежелания читать. Многие просто не знают о существовании «Березки». Мы поняли это, когда начали активно вести социальные сети: люди были удивлены, что журнал до сих пор выходит. Теперь задача № 1-реклама. Встречаемся с детьми в школах и библиотеках, организуем видеоконференции, и отдача есть. Так что тираж издания не всегда зависит от качества содержания либо проблемной аудитории. Часто просто не хватает рекламы. 

Подводя итоги, скажу, что не надо спешить обвинять молодое поколение во всех грехах. Как писал Евтушенко, неинтересных людей в мире нет. Подростки готовы читать по-белорусски отечественный контент. Просто они не всегда знают, где найти достойный материал. 

— А что вы сами любили читать? 

— В подростковом возрасте у меня не было постоянных интересов. Бросало от японских Хокку до Лавкрафта с его сумасшедшим-арабом и Некрономиконом, иногда на полке появлялся почти канонический Виктор Драгунский. Можно сказать, что это было время поисков и всестороннего обогащения, что пришлось очень кстати позже, спустя годы. Начитанность помогает. Хотя и до сих пор в домашней библиотеке хаос. Наиболее зрелые ее жители — Иосиф Бродский, Алан Мур и Федор Достоевский. Очень люблю и отечественных классиков за эпические истории и отношения к родной земле. Якуб Колас в сердце навсегда. А самым любимым произведением остается «Ладья отчаяния» Владимира Короткевича. 

— Существует ли в какой-то форме сотрудничество «Березки» с писателями, когда редакторы, зная ближе свою читательскую аудиторию, могли бы советовать литератору определенные темы и сюжеты, которые у подростков прошли бы на «ура»? О чем вы посоветовали бы нашим творцам писать для подростковой аудитории? 

— Мы сотрудничаем с большим количеством внештатных авторов, это хороший способ разнообразить страницы журнала. Но по той причине, что номера почти всегда тематические и продумываются до мелочей, любой текст, его структура и концепция обсуждаются заранее. Неприкосновенным остается только авторский стиль и личные рассуждения/умозаключения писателя. Сотрудничество продолжается и в процессе написания материалов: авторы готовы к правкам, вносят свои предложения. В этом плане у нас большая свобода, главное — чтобы текст обогащал читателя и был интересен в первую очередь самому журналисту. 

— Можно ли заглянуть По ту сторону обложки журнала? 

— Важной составляющей остается визуальный образ журнала. На протяжении последних лет «Березка» сотрудничала со многими художниками, и каждый добавлял что-то новое. На удивление, когда работаешь в команде, где все готовы слушать и слышать, итоговый продукт превосходит самые смелые ожидания. Мы стремимся, чтобы визуально журнал был современный и в меру яркий. Учитываем популярность минимализма, но каждый номер делаем стилистически особенным, чтобы он соответствовал тематике: мистике, Рождеству, киберпанку... 

Говоря о командной работе, следует отметить, что официальная редакция «Березки» — пять человек, каждый из которых, безусловно, специалист в той или иной области. Но самое прекрасное в этих людях — ген экспериментаторства. Кроме того, это большие энтузиасты, которые волнуются за журнал и хотят сделать его лучшим. И если спросить, Кто самый главный любитель «Березки», то ответ будет очевиден: это мы, редакция. 

Беседовала Алиса БРАТКА 

Фото прислано Полиной КОРОЛЕВОЙ

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.