Вы здесь

В Могилевской больнице № 1 развивают новый вид помощи — алгологию


Алгология — это наука, которая изучает острую и хроническую боль как отдельный диагноз. В отличие от некоторых других стран, в реестре медицинских специальностей в Беларуси такого направления пока нет и наши медицинские вузы не готовят специалистов этого профиля. Но есть отдельные медики, которые активно продвигают передовую науку в массы. Так, в Могилеве на базе больницы № 1 недавно открылся кабинет боли, где на ноги (в прямом смысле этого слова, ведь чаще всего здесь помогают пациентам с болью в спине) уже поставили не одного человека. Прием пациентов ведет врач-анестезиолог отделения реанимации Могилевской больницы № 1 Сергей Гапанович. Правда, исключительно на общественных началах, так как никто его от прямых обязанностей не освобождал. И делает то, потому что знает — за алгологией будущее.


— Согласно международным исследованиям, каждый пятый землянин страдает хронической болью. К сожалению, в Беларуси таких исследований пока не проводилось, — резюмирует он. — Но, наверное, каждый из нас знает людей, которые вынуждены годами жить с болью в спине, голове, суставах. Они частые пациенты больниц и поликлиник, куда периодически обращаются, чтобы преодолеть острую фазу боли. Но полностью от него не могут избавиться, он — хронический. Наш долг — им помочь.

Врач констатирует: терпеть боль неправильно и опасно. Хроническая, тягучая боль может вызвать даже когнитивные нарушения, сопровождающиеся ухудшением памяти, снижением способности концентрироваться. Продолжительная боль может стать причиной депрессии, как, собственно, и сама депрессия — двигателем хронической боли.

Интересоваться алгологией Сергей Гапанович начал лет 10 назад, а когда в 2015 году в Минске впервые проводилась встреча в рамках международной инициативы Essential РАИП Management — основы управления болью, был одним из активных ее участников. Тот случай, когда врачи из разных стран мира делятся передовым опытом, как противостоять хронической боли.

— Это на самом деле очень важно, но недооценено, — говорит врач. — Первые клиники лечения боли появились в США в 70-е годы прошлого века. Есть они и в России, но тоже на общественных началах.

Собеседник придерживается позиции, что врач всегда должен просвещаться. 

А алгология — очень близкое направление для анестезиолога. Ему очень важно понимать проблемы пациента с хронической болью. Сергей Гапанович начинал с того, что самостоятельно договаривался по поводу стажировок, брал отпуск на работе и ехал получать новые знания. Чтобы больше углубиться в проблему, он выучил даже английский язык. Для поездок на стажировки за границу очень важно ее знать. Владение языком дает возможность вникать в суть науки, непосредственно задавать вопросы спикерам из англоязычных стран. Да и интересные публикации на английском языке никто специально для тебя переводить не будет. Сергей Гапанович самостоятельно осваивал литературу, набирался опыта в ведущих клиниках. Первая его стажировка проходила в центре по лечению хронической боли при университетской клинике в Кельне. Потом ездил в Австрию, где функционирует большой междисциплинарный центр лечения хронической боли. Возвращался оттуда вдохновенный и решительно развивал тему. Сергею посчастливилось с руководством: его начинания поддерживал бывший заместитель главного врача по медицинской части больницы № 1 Алексей Щербинский. В 2018 году Сергей Гапанович получил грант Президента на развитие направления лечения хронической боли. Благодаря гранту и поддержке руководства больницы в Могилеве и появился первый в стране кабинет лечения боли.

— Это очень важно, когда тебя понимают, — говорит собеседник. — Алгология — это медицина будущего. Сегодня наша белорусская медицина работает по 10-му международному классификатору болезней, а будет 11-й, где хроническая боль прописана как отдельная болезнь. Мы быстро поднимемся на эту ступень и встанет вопрос, кто будет лечить хроническую боль.

Могилевские врачи стали инициаторами создания в Беларуси общественного общества медицинских работников по изучению боли. Сегодня оно объединяет около 180 человек со всей страны. Это врачи и медперсонал разного профиля. Общество является членом специальной Всемирной организации. Чтобы в нее вступить, Сергей Гапанович подготовил презентацию на английском языке и защитил ее в онлайн-режиме среди мировых специалистов. Белорусов единогласно поддержали другие страны.

— Наше общество создано исключительно с практической целью, — отмечает специалист. — Мы собираемся на конференции, читаем лекции. Первая состоялась в онлайн-режиме, когда в стране свирепствовал жестокий ковид, а вторая прошла в Минске уже оффлайн. В ней участвовал и наш друг — президент Эстонского общества боли Борис Габович.

Могилевские алгологи проповедуют мультидисциплинарный подход, лечат боль независимо от его происхождения, ведь хроническая боль — это уже боль всего организма. Алголог помогает пациенту оценивать свое болевое состояние по 10-балльной шкале. Чтобы человеку было проще сориентироваться, ему предлагают что-то вроде теста, где под цифрами изображены еще и смайлики. Вон тот красный — десятка, иначе говоря, невыносимая боль. Для врача очень важно поставить наиболее правильный диагноз боли, чтобы эффективнее с ним бороться.

— Мы уменьшаем боль с высоких цифр до более низких путем объяснения его сути и предоставления советов, как его преодолевать, подбираем специальную фармакотерапию, — говорит Сергей Гапанович. — Не всегда хроническую боль можно вылечить, но возможно улучшить качество жизни. Если человек пришел к нам с больной поясницей, не факт, что он пойдет со здоровой. Позвоночник, если там изношены суставы, не пересадишь, диски не поменяешь. Но пациент будет знать, что это не смертельно, что, если он сохранит активность и займется гимнастикой или плаванием, сможет вернуться к нормальному образу жизни. Ни в коем случае нельзя сдаваться — ложиться в постель и стонать. Нужно будет пересмотреть и свое питание. Белая мука, легкие углеводы создают кислую среду и содействуют выработке интерлейкин, поддерживающих все воспалительные болезни. Газировкой, пирожными, тортом можно побаловать себя на праздник, но так не должно быть каждый день. Овощи, рыба, масло — наше спасение. Поэтому мы рекомендуем так называемую средиземноморскую диету. Лишний вес — дополнительный фактор риска. Даже пересаженный сустав будет плохо работать, если ему придется носить лишние 50 килограммов. Если человек не будет выполнять рекомендации, ему не поможет ни волшебная таблетка, ни укол. Главная мотивация — должен быть спрос на здоровый образ жизни.

В избавлении от хронической боли уделяется большое внимание физической реабилитации.

— Суть боли — биопсихосоциальная модель, — объясняет врач. — Биологические аспекты — это наш возраст, пол, генетика — все то, на что мы не можем повлиять. Проблема хронической боли очень часто сочетается с депрессией. Пациентов с теми или иными проявлениями депрессивных моментов у нас достаточно много и они не получают адекватной поддержки. У нас не принято обращаться к психотерапевтам и психиатрам. Это наша психологическая составляющая. Такой человек считает себя ущербным. Начинает сам себя накручивать, загонять, отдаляться от социума. Общество нуждается в здоровом человеке. Наша задача — вернуть пациента в общество. И надо его во многом переубедить. Бывает, что на разговор с человеком не хватает и часа.

К сожалению, кабинет боли пока не имеет возможности принимать амбулаторных пациентов, его услугами пользуются в основном пациенты отделений больницы, которые находятся здесь на стационарном лечении. Но это не значит, что доступ для всех остальных закрыт.

— Нам звонят, и мы даем советы, — говорит Сергей Владимирович. — Основная наша задача — объяснить, что боль лечится движением. Лозунг одной немецкой клиники боли — больше активности, меньше боли. Боль лечат инструкторы по физкультуре, физиотерапевты. Есть место медикаментозным методам, так называемые малоинвазивные техники. Хотелось бы, чтобы в стране больше внимания уделяли развитию этого гуманного человекоориентированного направления лечения боли.

Сергею Гапановичу в его деле активно помогает инструктор-методист физической реабилитации Анастасия Арсенидзе. Она активно овладевает специальными знаниями, много где учится. За последние несколько лет изучила китайскую медицину, окончила в Москве школу тейпирования и получила международный сертификат. Сейчас постигает приемы остеопатической манипуляции, учится восстанавливать работу костей, мышц, сухожилий.

— Мышцы работают — живет кость, есть кровообращение, — аргументирует она. — При нестерпимой боли применяем тейпирование — эластичные ленты, которые накладываются на мышцу, например, с эффектом корсета. Назначается комплекс упражнений, которые предстоит выполнять на протяжении всей жизни. Известно, что от человека требуется максимум усилий, чтобы выполнять наши рекомендации. Но тут выбора нет. Это лучше, чем всю жизнь пить какие-то препараты.

Нелли ЗИГУЛЯ

Фото автора

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.