Вы здесь

Шаг в черно-белое и не только


Большой графический проект в столичном Дворце искусства представляет художников со всего мира. Имена ошеломляют: Марк Шагал, Сальвадор Дали, Пабло Пикассо, Осип Цадкин... И в большом пространстве, среди метров разных стран, стоит обратить внимание на белорусских мастеров графики, которая в нашей стране издавна была на почетном месте среди других направлений изобразительного искусства. И не зря — были мастера, которые держали высокий уровень. И продолжают держать. Поэтому выставочный проект якобы состоит из двух частей: выставка белорусской станковой и книжной графики ХХ—ХХІ веков, а в ее рамках проходит проект «Теггадгардиса», который знакомит с западноевропейской графикой разных веков. И тот, кто ожидал открытия масштабного проекта графического искусства, в принципе, не ошибся. Масштаб действительно значительный: охват в несколько столетий. Иными словами, организаторы пошли не вширь (по нашим именам), а углубились в историю мирового искусства, вписав в нее белорусских творцов. Вот, например, Наполеон Орда, который создавал в XIX веке и оставил нам образы многих белорусских местечек, усадеб, дворцов. И долго же для нас не существовало такого мастера, так как много прожил за пределами Беларуси, но, как только стало возможно вернуться, отдал Родине всю свою любовь и восхищение. А как творцу Беларусь его открыла в ХХ веке, заполнив лакуну в истории отечественного искусства... Марк Шагал? Также же приход его в белорусское искусство состоялся в конце ХХ века. Поэтому история не менее интересна и важна, чем современность: она дает ответы на многие вопросы: почему наше искусство развивалось так, а не иначе, почему личности из прошлого все равно повлияли на отечественное культурное пространство и что и почему мы имеем сегодня?.. При том, что даже для неосознанного зрителя выставка будет интересной, и не только с точки зрения собранных имен, среди которых мировые звезды искусства. Отличительная и интересная сама графика, в которой разные техники, стили. А какие образы...


— Большой и масштабный выставочный проект составили несколько проектов: «Теггадгардиса», проект, связанный с книжной графикой, проект, связанный со станковой графикой белорусских художников. И не надо забывать, что в отдельном зале представлен проект молодых белорусских художников, — отметила первый заместитель председателя Белорусского союза художников Наталья Шарангович. — Я вспомнила свое детство, наверное, потому, что на этой выставке есть работы моего отца (художника Василия Шаранговича. — Авт. ). Глядя на них, я подумала, насколько для меня графика всегда была какой-то алхимией, непонятным, но очень привлекательным творчеством, которое всегда имело результат, который можно было увидеть. Но можно было увидеть и процесс, который не меньше, а может быть, и более интересный, чем результат. То, что мы видим в этих залах — а это большое количество работ, созданных в разное время художниками из разных стран, в разных техниках, — и есть алхимия творчества. Потому что когда видишь конечный результат, то представляешь себе, как это создавалось. Куратор проекта Александр Зинкевич взялся за невероятно сложную работу. Неслучайно здесь нет этикеток: представлены серии работ художников, указаны их фамилии и годы их жизни. Даже не написаны страны их происхождения. Потому что графика — что-то единственное, большое и магическое. В минимализме этого оформления каждый художник будет смотреться как отдельная звезда. Они и есть звезды, которые жили и живут в соседних с нами странах. Но рядом с ними находятся великолепные работы белорусских художников. И они тоже звезды. — Лазарь... Семен? Герус, Анатолий Тычина, Георгий Поплавский, Арлен Кашкуревич. Они вызывают у нас, с одной стороны, водоворот эмоций, с другой стороны, впечатляют техническим мастерством.

Выставка, занимающая оба этажа Дворца искусства, представляет более 300 произведений из частных коллекций, а также из собрания произведений Белорусского союза художников. Куратор корпоративной коллекции «Белгазпромбанка» и куратор выставки Александр Зинкевич признается:

— У нас были непростые, но очень интересные несколько недель, в рамках которых мы готовили проект. Это уникальное явление в выставочной жизни Беларуси и вообще в культурной жизни, потому что здесь представлено то, что добывалось из недр коллекций людей, которые собирали графику долгие годы или только начали. Такой подход помог создать воображение, как графика развивалась. Это уникальное собрание графического искусства как ХХ века, так и предыдущих времен.

Один из метров белорусского графического искусства, чьи работы есть на выставке — Лев Алимов, — отметил, как оформлена выставка. Участник многих международных проектов за пределами Беларуси, он был поражен именно подачей, оформлением. И тем, как сделан акцент на фрагментах из произведений, чтобы подчеркнуть уникальность каждого автора.

И нам интересно, что рядом с произведениями авторов, чьи имена вписаны в историю, и современных мэтров, таких как Валерий Славук, выставляются творцы более молодого поколения: Всеволод Швайба или Федор Шурмелев и другие. И для многих эта выставка станет настоящим открытием с точки зрения того, что мы имели в графике, что имеем и что, возможно, Беларусь еще получит — найдет, вернет и воспитает в будущем. Стоит поторопиться, так как выставка длится только до 23 апреля.

Лариса ТИМОШИК

Выбор редакции

Экология

Какие прогнозы на лето делают метеорологи?

Какие прогнозы на лето делают метеорологи?

Три месяца сплошной жары нам не обещают

Регионы

Самый продолжительный урок исторической правды и дружбы

Самый продолжительный урок исторической правды и дружбы

Участники «Поезда памяти» предыдущих лет делятся своими впечатлениями от проекта.

Жилье

По каким критериям дамы входят в программу по капремонту?

По каким критериям дамы входят в программу по капремонту?

Обо всех тонкостях проведения капитального ремонта рассказали специалисты.