Вы здесь

Премьера оперы «Севильский цирюльник» состоялась в Большом


На улице ночной Севильи в костюме скромного бакалавра граф Альмавива ждет, когда в окне появится благородная девушка, в которую он влюблен. Чтобы титул не затмил человека, граф скрывает свое имя от красавицы Розины — она живет под присмотром старого опекуна... Знаменитая история о приключениях Фигаро французского драматурга Бомарше, автора «Севильского цирюльника, или напрасной предосторожности» и «Женитьбы Фигаро», в очередной раз предстает на сцене Национального академического Большого театра оперы и балета Беларуси.


На этот раз особенно интересное сценическое воплощение, так как работали над спектаклем Творца из Италии: режиссер Альдо Тарабелла и художник, автор сценографического решения и костюмов Энрико Мусенич. Язык комической оперы в двух действиях итальянский (с русскими субтитрами), что привлекает еще больше внимания широкой аудитории. Та, между прочим, немного соскучилась по легким и нехитрым сюжетам. А именно таким и славится «Севильский цирюльник», который был представлен в конце юбилейного театрального сезона — 6 и 7 июня. Двумя премьерными спектаклями дирижировал Владимир Овадок.

Опера-буфф «Севильский цирюльник» Джоаккино Россини ставится в различных театрах мира с 1816 года. Либретто когда-то написал Чезаре Стербини. Кстати, наибольшую известность ему принес этот текст музыкально-сценического произведения. В Большом театре Беларуси много раз обращались именно к классическому прочтению, и Премьера (10-е обращение) не стала исключением. Однако черты и детали, характерные только для определенного обращения, заставляют размышлять об отличительности и необходимости очередной постановки в отечественном театре.

Кстати, перед подготовкой спектакля специально объявляли кастинг: была необходимость найти артистов для исполнения главных партий. Так случилось, некоторые имена будут неизвестны зрителю. Что касается главных ролей, то графа Альмавива в постановках Большого театра воплощают Юрий Городецкий, Валерий Макаров и Андрей Матюшонок. Доктора Бартола играют Дмитрий Капилов и Илья Певзнер. В роли Розины на сцену выходят Татьяна Гаврилова и Светлана Котина. Фигаро, изобретательного и остроумного, энергичного и жизнерадостного, который с легкостью придумывает интриги и добивается своих целей, играют Игорь Онищенко и Алексей Макшанцев. Как отмечают в театре, приглашенные артисты (Валерий Макаров, Игорь Онищенко, Алексей Макшанцев, Светлана Котина) еще в декабре прошли кастинг на участие в постановке — и с успехом дебютировали на белорусской сцене.

Еще до премьеры было известно, что режиссер Альдо Тарабелла требует от певцов-актеров, помимо прочего, умения и даже стремления импровизировать. Это чувствуется — легкость, непринужденность, с которыми артисты появляются на сцене и общаются между собой, не могут не быть замеченными и оцененными зрителем. Наряду с ненапряженностью действия, чрезвычайно простым сюжетом и юмором, хотя абсолютно специфичным и неактуальным, спектакль способен оставить только положительные эмоции. А что еще требуется от оперы-буффа, основы которой заложены так давно и никем не смещены? Другое дело, почему этот жанр остается в поле зрения современных постановщиков... Напоминание о комедии масок, своеобразная интерпретация комизма, простота сюжета, почти полное отсутствие психологизма, заразительная веселая музыка — пожалуй, все это привлекает и режиссеров, и певцов, и музыковедов... А еще — тема праздника жизни: в такой опере противопоставляется искренняя любовь молодых и тирания корыстной старости. Победа первого — символ гармонии мира.

Между тем, например, доктор искусствовед, профессор Лариса Кириллина уверена: в чистом виде жанр оперы-буффа принадлежит прошлому, и любые попытки его актуализировать приводят к более или менее меткому диалогу XX и XVIII веков (эту мысль музыковед высказала в далеком 1995 году). Все же в эпоху своего расцвета комическая опера рассказывала прежде всего о современности, повседневности, конечно, поэтизированной. К счастью, в Большом театре не стремились интерпретировать классическое произведение. Это та же поездка в прошлое. И пока Фигаро здесь, рядом, стоит пытаться подружиться.

Евгения ШИТЬКО

Фото БелТА

Выбор редакции

Жилье

Арендная ставка на съемное жилье продолжает снижаться

Арендная ставка на съемное жилье продолжает снижаться

Свежесть района, квартиры с новой планировкой — эти факторы сегодня имеют ключевое значение.

Образование

В фокусе — профессиональное образование

В фокусе — профессиональное образование

Руководители образовательных ведомств Андрей Иванец и Конгратбай Шарипов уверены, что сотрудничество в сфере образования является важным фактором для устойчивого социально-экономического развития двух стран.

Общество

«Серая» зарплата — печальные результаты

«Серая» зарплата — печальные результаты

Что теряют работник и государство?

Финансы

Как банки защищают от мошенников денежные переводы

Как банки защищают от мошенников денежные переводы

За четыре месяца 2024 года раскрываемость тяжелых киберпреступлений по сравнению с аналогичным периодом прошлого года повысилась на 19%.