Одно из самых ярких и уже традиционных событий Дня белорусской письменности — вручение Национальной литературной премии. Как правило, интрига держится до последнего, и только во время праздника мы узнаем имена очередных лауреатов. Вот и в этом году, когда столицей Дня белорусской письменности стал Городок, лауреатов объявят во время открытия праздника, вечером 2 сентября. Накануне торжественной церемонии награждения мы поговорили с председателем жюри, известным поэтом и писателем, директором издательства «Мастацкая літаратура» Алесем Бадаком о главном литературном конкурсе страны и чем его проведение было примечательно.
— В этом году вы являетесь председателем жюри Национальной литературной премии. Много ли оказалось претендентов, в каких номинациях конкурс был больше, в каких — меньше? Отличалось ли это от предыдущих лет?
— Не секрет, что эта премия является одной из самых престижных в области литературы, поэтому и претендентов на звание лауреатов каждый год много. В этом году в финал попали 46 книг из 68, поскольку перед финалом экспертный совет очень строго изучает поданные заявки на предмет их соответствия условиям конкурса. По традиции больше всего заявок подается в номинацию «Лучшее произведение для детей и юношей», на что есть несколько причин. Во-первых, детская литература — наиболее востребованный жанр, и не только в Беларуси. А там, где есть спрос, неизбежно возникает и предложение, это один из законов, включая книжный рынок. Во-вторых, детские книги, особенно для маленьких, пишутся быстрее, чем, например, романы. Я, когда захожу в книжный магазин, иногда вижу на полке сразу несколько (три, четыре) книг одного и того же автора, вышедших в один год. Ну, вышли — и слава богу, меня лично это не удивляет.
Проблемной же иногда бывает ситуация с драматургией, произведения которой не каждый год попадают в финал. В этом году, например, тоже. Но и этому есть объяснение. Вспомните советское время: часто ли вы видели книги наших драматургов в книжных магазинах? Конечно, нет. И не потому, что их быстро раскупали, а потому, что этот жанр среди читателей далеко не самый востребованный. Когда мы узнаем, что популярный драматург N написал новую пьесу, то, как правило, интересуемся не тем, когда она появится в книжном формате, а когда и в каком театре будет поставлена. Да и издать книгу — это еще полдела, поскольку среди критериев, свидетельствующих об общественном признании драматургических произведений, есть и показы спектаклей, поставленных по ним.
— Какими критериями руководствуется жюри, кто входит в состав? Как разрешаются споры?
— В состав жюри входят представители Министерства информации, Института литературоведения Академии наук, известные писатели, лауреаты престижных премий, которые пользуются уважением как среди коллег, так и среди читателей. Что касается критериев — их несколько. Во-первых, разумеется, личная оценка достоинства той или иной книги. Во-вторых, анализ того, какой резонанс имела книга в печати, в читательских кругах. Это также важно, потому что ориентир только на собственные приоритеты был бы неправильным. Бывает, что может учитываться и общий вклад номинанта в литературу, но это только в тех случаях, когда, например, лидируют две книги, и отдать предпочтение одной из них ну очень трудно. А вообще, истина рождается в спорах, иногда очень жарких, а все решает голосование — тайное или открытое, как уже решит жюри на своем заседании, положение разрешает и тот, и другой вариант голосования.
— Кажется, проблематичной является и номинация «Дебют», потому что не каждый год объявлялись лауреаты. С чем это связано — недостаток молодых литературных талантов или, может, недостаточная популяризация премии среди этого контингента? Можете ли упомянуть молодого автора, которому премия дала заметный толчок для творческого роста?
— За мою память премию в номинации «Дебют» не вручали всего раз или два. Книжек молодых выходит много, и проблема не в этом. Мы часто сталкиваемся с ситуацией, что статус Натенциальной литературной премии сам по себе очень высок, и победители — как зрелые, так и молодые — должны соответствовать ему, а при рассмотрении книг дебютантов оказывается, что соответствия этой пока нет, ведь планка на их пути к победе очень высока. Тем не менее мы каждый раз склоняемся к мысли, что молодых надо поддерживать, надо давать им, самым талантливым и перспективным, возможность чувствовать свою приобщенность к серьезной литературе — и вовлеченность не количеством лайков в социальных сетях, а чем-то гораздо большим и важным.
Кстати, когда мы говорим о молодой литературе, то чаще всего связываем это с поэзией. Да, все молодые, как правило, начинают со стихов. Но лично мне очень приятно, что в прошлом году премию в номинации «Дебют» получила молодой публицист «Звязды» Валерия Стецко за книгу «Нязломны. Аляксей Талай». Поддерживать молодых, работающих в этом непростом жанре, тоже очень важно.
— Конкурс в номинации «Детская литература» в этом году был чрезвычайно велик. Как по вашему мнению, адекватно ли в ней конкурируют книги, предназначенные для самых маленьких и для подростков?
— Мне кажется, что в книгах для маленьких и для подростков больше общего, чем того, что их отличает. Оригинальная по своему замыслу, талантливо написанная книга всегда выделяется среди остальных, независимо от того, в каких возрастных пределах своих адресатов она находится. Можно сказать и по-другому. Конечно, если бы пришлось выбирать между «Белкиным горем» Витки и «Полесскими робинзонами» Маура, это была бы очень сложная задача. Но не менее и не более сложная, если бы пришлось выбирать между «Полесскими робинзонами» и «Миколкой-паровозом».
— Влияет ли национальная литературная премия на судьбу книг-лауреатов и каким образом?
— Думаю, что, безусловно, влияет. Но есть, скажем так, внешнее влияние, а есть внутреннее. Внешний, когда о писателе начинают больше говорить, писать, чаще брать у него интервью, приглашать на встречи — одним словом, интересоваться его творчеством. Внутреннее влияние скрыто от постороннего глаза. Это когда ты, получив престижную премию, начинаешь чувствовать большую ответственность перед словом, перед тем, что появится в результате твоей дальнейшей творческой работы. Оба влияния равнозначны и очень важны. Поэтому я надеюсь, что Национальная литературная премия будет еще долго существовать, этим самым способствуя развитию отечественной изящной словесности.
— Как стать претендентом на Национальную литературную премию? Какие меры для этого нужно предпринять?
— Есть специальное положение о порядке проведения Республиканского конкурса «Национальная литературная премия», утвержденное правительством нашей страны. Я не буду пересказывать все его пункты, поскольку оно находится в открытом доступе в интернете. Только напомню, что заявки принимаются Министерством информации до 1 апреля года, в котором проводится конкурс, — как от авторов произведений или их официальных представителей, так и от творческих союзов, издательств, редакций СМИ и так далее. В общем, процедура по участию в конкурсе довольно проста. Ну, а дальше все решает талант.
Беседовала Людмила ИВАНОВА
За девять месяцев 2024 года во всех странах ЕАЭС выросла зарплата
Члены Совета Республики провели единый день приема граждан во всех районах столицы
Искусство - важная и неотъемлемая составляющая в формировании личности молодого человека.