Наша героиня считает, что неправильных ответов на уроках литературы не существует. Темы для сочинений формулирует так, чтобы ученики не могли списать, а ей было интересно читать их мысли. Когда одолевает тревога, берет в руки учебник по латинскому языку и начинает делать морфологический разбор слов. А когда ей говорят что-то, что слышать не очень приятно, читает мысленно по памяти стихи любимых поэтов — их она знает большое количество.
В конце сентября героиня «Плеяды молодых» вошла в восьмерку суперфиналистов Республиканского конкурса «Учитель года Республики Беларусь», а ранее победила в финале в своей номинации — среди учителей словесности. Надо заметить, что испытания в финале требуют от конкурсантов разносторонней педагогической и методической подготовки и, конечно же, психологической устойчивости. Поэтому победить в номинации среди коллег — дорогого стоит!
Знакомьтесь — Александра Сакулевич, учитель русского языка и литературы минской средней школы № 4. Самая молодая участница заключительной части республиканского конкурса педагогического мастерства. Стаж — всего шесть лет. Интересно, как она решилась конкурировать в профессиональных соревнованиях с маститыми педагогами?
— Честно говорю: когда принимала решение об участии в конкурсе, наверное, не до конца понимала, что меня в конце концов ждет и какой же это долгий и изнурительный марафон. Рассуждала примерно так: сначала втянемся в драку, а дальше посмотрим, что из этого получится. Не ожидала, что дойду до суперфинала, — улыбается Александра. — Это был вызов самой себе, хотя первый раз замахнулась на конкурс еще в свой первый год работы по распределению. Директор школы, где я работала, посещала уроки учителей, попала ко мне на урок литературы и предложила именно мне попробовать свои силы. На районном этапе я получила тогда диплом второй степени и на город не прошла, но считаю, что для вчерашней студентки это отличный результат. Финал и суперфинал «Учителя года», которые прошли в сентябре, — лишь вершина айсберга. На самом деле испытания начались еще в ноябре прошлого года. Сначала был районный этап, затем городской, мы очень много работали летом...
В финале, считаю, мне повезло, потому что досталось задание — составить технологическую карту урока по русскому языку. А русский язык мне проектировать всегда проще, потому что есть точные этапы урока, есть разработанная методика, она в принципе универсальна. Это был пятый класс и тема «Заимствованные слова». Ну просто шикарная тема. По этому испытанию у меня был лучший результат в номинации — 87 баллов из 100 возможных. Затем мы тянули предмет, по которому будем проводить урок в незнакомом классе, и тему. Когда я вытащила русскую литературу, выдохнула. Мне достался седьмой класс, баллада «Лесной царь» в переводе Василия Андреевича Жуковского, понятие о художественном переводе. Это была абсолютно моя тема, потому что, когда в августе думала о ночных уроках (а на подготовку конкурсного урока тебе дается всего одна ночь), я скупила все планирование по своему предмету, попыталась вычислить, какие темы могут попасться, ведь это будет третья неделя сентября. У меня была тетрадь с идеями по разным темам, своеобразный конструктор, который можно собрать, так как понимала, что действовать придется стремительно. Когда получила «Лесного царя», подумала: это, наверное, судьба. Знала, что могу взять музыкальную композицию фолк-группы Dzivia «Дикая Охота», где сюжет очень похож. Плюс у меня есть комикс по «Лесному царю», который когда-то нарисовала моя выпускница. Самое сложное было — не спать. Рассуждаю и принимаю решения я в принципе быстро: примерно к восьми вечера план конкурсного урока у меня уже сложился в голове, но директор и администрация моей школы всю ночь помогали готовить вспомогательный материал, резали карточки, ламинировали их. Одному справиться с этим за столь короткое время просто невозможно. Я все время чувствовала их поддержку.
Мне очень повезло, потому что я вытащила небольшое завершенное произведение. А вот у моего коллеги Евгения Есиса был роман Ивана Шамякина «Сердце на ладони» — произведение размером с «Войну и мир». К тому же с младшими школьниками проще, они более откровенны и менее скептичны. С одиннадцатиклассниками мне тоже очень интересно, но если это мои одиннадцатиклассники, которые хорошо меня знают и я могу прогнозировать их реакцию на то, что собираюсь предложить на уроке...
Александра констатирует, что вернуться из конкурсного марафона в ежедневную рутину было непросто. Только после осенних каникул почувствовала, что появились, наконец, силы, чтобы идти дальше... Говорит, что минская команда была чрезвычайно дружной и душевной.
— В шесть утра ежедневно мы сигнализировали друг другу в мессенджерах: «Доброе утро!». Когда стало известно, что я прошла в суперфинал, времени, чтобы отрефлексировать это, совсем не было. Впереди ждала еще одна бессонная ночь, чтобы подготовиться к суперфиналу, который проходил уже на сцене, — рассказывает учительница. — Все-таки увереннее чувствуешь себя в школьном классе, где привычная атмосфера. А тут надо было давать урок на сцене и по теме, которая, честно говорю, озадачила. Когда услышала ее, у меня была совершенно пустая голова, а обычно что-то выстреливает. Плюс ответственность, как мы с моей коллегой представим в суперфинале столицу. Сегодня с уверенностью могу сказать, что конкурс стал для меня квантовым прыжком, ведь я познакомилась с выдающимися педагогами, получила незабываемый опыт, который изменил мой взгляд на профессию и место в ней. Конкурировать пришлось с учителями-методистами, создателями учебных пособий, специалистами, которые имели богатый учительский опыт. Очень ценным было увидеть себя со стороны, услышать, как оценивают меня как педагога настоящие профессионалы.
Может, я вас удивлю, но только участие в Республиканском конкурсе «Учитель года» утвердило окончательно во мнении, что я в школе — на своем месте. Раньше у меня было ощущение, что я здесь не навсегда. Когда мои однокурсники поступали на филфак БГУ, то все говорили, что будем работать где угодно, только не в школе. Признаюсь, что я успела попробовать себя и как редактор (редактировала художественную литературу), была выпускающим редактором журнала по инвестициям, проходила практику в интернет-СМИ, пыталась быть даже маркетологом. Моя специализация на филфаке — литературно-редакционная деятельность. И все варианты, которые давало мое образование, я попробовала. Только после педагогической практики в школе поняла, что мне нравится учить...
Кстати, решение поступать именно на филологический факультет БГУ Александра приняла ближе к окончанию школы. До 11 класса точно не знала, кем хочет быть. Готовилась ко всему: занималась математикой, английским языком, участвовала в олимпиаде по русскому языку и литературе. «Я отличница, дружу в том числе с точными науками. А когда поняла, что хочу, чтобы моя будущая профессия была связана с искусством слова, решила идти на филфак. Честно говорю, что отец предложил альтернативу, — рассказывает девушка. — Моя мама — учитель русского языка и литературы. Бабушка — мать отца — тоже преподавала всю жизнь русский язык и литературу. И дочь собралась идти на филфак. Папа, наверное, хотел для меня более легкой доли, чем работа в школе. Когда мы с ним разговаривали, то склонялись к финансовому аудиту. Но в нашей семье не принято ограничивать свободу выбора. Подход прост: сама выбрала — сама неси ответственность. Считаю, правильная система. Моя младшая сестра сейчас обучается на втором курсе консерватории и уже тоже дает частные уроки. Вот такая педагогическая династия получилась...»
По распределению Александра пришла работать в минскую школу № 141, где обучалась до девятого класса. После год работала в Лицее № 2, который тоже сама закончила. У нее было в лицее семь десятых классов. Но понятно, что ей интересно работать с детьми разных возрастов, чтобы можно было следить, как они взрослеют. Когда ведешь детей с пятого класса и к выпуску, налаживаются теплые и доверительные отношения, а взаимодействие — более личное. Так оказалась в минской школе № 4 с более чем столетней историей, где работает уже четвертый год. Сейчас у нее три восьмых класса, два одиннадцатых и один седьмой. Школа располагается в памятнике архитектуры на улице Красноармейской, в самом центре столицы. На время капитального ремонта пришлось переехать в другой район города. Все мечтают поскорее вернуться в родные стены, чтобы снова окунуться в историческую атмосферу, где чувствуется душа. Александра уже даже планирует, как заново обустроит свой кабинет, какие портреты писателей на стенах повесить...
— В программе по русской литературе писателей — наших современников — практически нет. А мне хочется, чтобы дети поняли, что писатели были живыми людьми, поэтому я часто рассказываю им басни из их жизни. Например, что у Фета был осел по кличке Некрасов, на котором тот объезжал свои имения. Хочется, чтобы ученики понимали, что литература не закончилась в XIX веке, она живая, современная. Когда говорю им о современной литературе, вижу, что иногда дети не понимают, как литература может быть современной? Мне не нравятся классические портреты писателей. Есть портреты, сделанные как постеры. Хочу разместить в своем кабинете портреты писателей Серебряного века в современной одежде. Например, Владимира Маяковского в косухе. Надеюсь, директор школы меня поддержит...
Интересуемся у учительницы, а как ей удается убедить современных детей в актуальности литературы позапрошлого века.
— Только своим примером. Если ты сам веришь, что это актуально. А детей обмануть невозможно, — констатирует Александра. — Они очень быстро понимают, кто ты такой. Только заходишь в класс, а они через пять минут уже тебя «прочитали». Если же учитель увлечен своим предметом, верит в то, что делает, его увлечение не может не передаться детям.
Я вообще всегда встаю на защиту учеников. Наши дети — умные, глубокие, способные во всем разобраться. Согласна, что роман «Война и мир» пугает своим объемом. На самом деле много важных книг имеют большой объем. Литература не всегда должна быть забавой. Мои ученики «Войну и мир» прочитали. Да, в роман сложно войти, но и в современные книги сложно войти. Например, я только совсем недавно смогла осилить роман Виктора Пелевина «Путешествие в Элевсин». Наконец я наслаждалась чтением, но это была моя пятая попытка понять автора.
Считаю, что «Мастера и Маргариту» осознанно первый раз прочитала только после окончания филфака, когда ко мне пришел одиннадцатый класс и мне пришлось роман перечитать. Полагаю, что если роман «Война и мир» ты прочитал первый раз в школе, то в зрелом возрасте будет повод его перечитать и найти там новые смыслы.
В моем школьном прошлом я не могла понять, как можно восхищаться Маяковским, а сейчас это один из моих любимых поэтов, к которому обращаюсь в поисках силы, когда своих сил недостаточно. Наверное, всему свое время, но я должна привить детям потребность в чтении литературы, ведь именно читая мы можем безопасно прожить очень много ситуаций и выработать определенные механизмы реагирования. К тому же мышление человека состоит из двух частей: речевой и младенческой. От того, насколько развито у человека речевое мышление, зависит его успешность. Именно его мы и развиваем на уроках языка и литературы.
Я сейчас размышляю над школьной программой по русской литературе. Меня огорчает, что в ней появились произведения в сокращенном виде. Но художественное произведение на то и художественное, что представляет собой целостность. Тот же Лев Толстой говорил: для того, чтобы рассказать, о чем роман «Анна Каренина», нужно рассказать роман «Анна Каренина» слово в слово.
Из-за сокращения текста главная мысль в рассказе Тургенева «Муму» не прослеживается прозрачно. О чем это произведение? Вовсе не о собаке, а о трансформации человека, о том, как Герасим, который был сначала обычной тягловой силой, становится постепенно свободным человеком. И мы с детьми рассуждаем, почему он не мог поступить иначе.
А о чем повесть Александра Грина «Алые паруса». В сокращенном виде произведения нет авторского отступления о том, что власть Артура Грея на корабле была подобна власти Орфея над дикими животными. Сравнение отсутствует, а ведь это целый смысловой слой. На самом деле, «Алые паруса» — очень страшная сказка о человеческом одиночестве. Я рассказываю детям, что Александр Гриневский (настоящая фамилия автора) жил в городке, похожем на Каперну, о которой он рассказывает в своем произведении. И если Грей — это Орфей, спускающийся в ад, чтобы забрать оттуда Эвридику, то повесть начинает играть совсем другими красками. Когда ученики транслируют мне распространенный посыл «жди и дождешься», говорю им, что чудеса надо творить собственными руками…
«Алые паруса» были темой моего урока на городском этапе. Когда я перечитывала повесть, поняла, что воспринимала ее раньше совсем иначе, для меня это была светлая сказка о надежде. А теперь я вижу, что это действительно страшная сказка. Благодаря этому уроку и моей трактовке повести, я прошла с городского на республиканский этап, он лидировал с большим отрывом. Честно говорю, что очень собой гордилась (улыбается. — Авт.). А вот на уроке русского языка перемудрила. И это тоже одно из очень ценных выводов, сделанных на конкурсе, — надо давать ровно столько, сколько у тебя могут взять. Не перегрузить, рассчитать хронометраж, не сделать урок слишком сложным. В 11 классе была тема «Бессоюзное предложение». Это одна из самых сложных тем в синтаксисе, и я очень хотела научить детей, чтобы они поняли, когда нужно ставить двоеточие, а когда — тире. Одним словом, перестаралась...
— Обычно, когда планирую урок, начинаю со стержня. Что самое главное должна ученикам дать? Если это урок литературы, то должен быть какой-то один тезис, — продолжает Александра. — С русским языком проще, так как он структурный, системный. Берешь одно явление и строишь вокруг него урок. Урок — это настоящая архитектура. К каждому этапу обязательна цель, ведь если я что-то делаю на уроке, то должна четко понимать, зачем. За время конкурса пришла к выводу, что лучшие уроки — те, что построены из простых составляющих, но данных в правильном порядке.
Когда мои гуманитарии начинают жаловаться, что не понимают математику, я говорю им, что математика — это тот же язык, только язык цифр. А синтаксис не проще математики. Ученикам физико-математического профиля говорю, что язык — точная логическая система: как и математика она имеет свои алгоритмы. Во время учебы я увлекалась старославянским языком, хотя многие сравнивали его с «сопроматом» на технических специальностях. Была единственной студенткой, которой Любовь Иосифовна Соболева поставила зачет автоматом, так как я пришла к ней на консультацию с большим списком вопросов. Потом она была моим научным руководителем, когда я писала диплом на тему языковых универсалий, о том, как грамматика искажает смысл и как происходит манипуляция читательским мнением.
Кстати, первую курсовую работу я посвятила литературной теме, пыталась всех убедить, что Чацкий — не лишний человек, он просто ребенок своего времени. Но меня не поняли. Поэтому с литературой на филфаке я больше не связывалась. А вот на конкурсе «Учитель года» мое описание педагогического опыта было посвящено именно литературе, которую я люблю всей душой.
Одним из предметов международных исследований качества образования является читательская образованность. Она будет исследоваться и в ходе национального мониторинга качества образования, который пройдет в текущем учебном году. Читательские умения, составляющие читательскую образованность, — та тема, с которой я шла на конкурс, — подчеркивает Александра Сакулевич. — Читательская образованность стоит на трех китах: это умение найти информацию в тексте, интерпретировать ее, перевести на свой язык, проанализировать и сопоставить с внетекстовой информацией. Здесь включается критическое мышление.
Прошу учеников читать текст с метками. Когда в седьмом классе читали «Капитанскую дочку», предлагала найти описание Пугачева от разных лиц: как его видит Гринев, как описывает автор, что о нем говорят соратники, как воспринимают официальные власти. И дети понимают, что единого мнения о человеке не существует. Все мнения нужно сопоставлять.
Очень люблю такой прием, как интервью с писателем. Ученики должны ответить на мои вопросы цитатами из стихов, и тогда персоналия оживает. Когда проходим творчество символистов, выписываем слова, сравниваем их разные значения — прямое и переносное, и они видят, как в поэзии происходит приращивание смыслов. Младшие школьники любят рисовать. Они рисуют, как понимают стихи.
Детям всегда говорю, что неправильных ответов на литературе не существует. Мы здесь, чтобы обсуждать и делиться мнениями. Им нравится, что их мнение важно, их слышат. Никто на самом деле не знает, что хотел сказать автор, его здесь нет, и я запрещаю писать в сочинениях, что, например, Тургенев хотел сказать то и то. Приведите мне в таком случае цитату из его дневника, где он пишет, что хотел сказать. Для меня важно, что сам ученик взял из этого произведения...
Случается, дети удивляют своими трактовками. В эпилоге к роману «Война и мир» Толстой объясняет, о чем это произведение. Мы с учениками строим две модели мира: как религиозный человек его воспринимает и как его воспринимаем мы с точки зрения эволюции. Религиозные люди говорят, что мир создал Бог. Задаю свой любимый вопрос: «А кто создал Бога?» И мой ученик говорит:«Люди. Они придумали себе фигуру, на которую можно опираться». А ему всего 16 лет...
Недавно пришел ко мне восьмиклассник, который сказал, что прочитал «Скотный двор» Джорджа Оруэлла. Я поинтересовалась, что он понял. Тот достаточно резонно мне все объяснил и попросил посоветовать, чего можно почитать еще подобного. Задумалась. Решила, будь то «Туманность Андромеды» Ивана Ефремова.
Интересно, что суперфиналистка конкурса «Учитель года» очень не любит штампов и стереотипов, связанных с ее профессией.
— Я очень злюсь, когда говорят, что быть учителем — это призвание, — признается она. — А что вы вкладываете в это слово? Себя невозможно найти — себя нужно создать. Учитель — это прежде всего профессионал. Конечно, есть ряд личностных качеств, необходимых педагогу, обязательное из которых —уважение к детям. Но словом «призвание» заменяют столько всего! А как же глубокое знание предмета, что ты преподаешь, как же постоянное саморазвитие, знание психологии, методики преподавания. Мне кажется, миф, что учитель — это призвание, очень вредит нашей профессии. Говорю это и чувствую себя Доном Кихотом, мчащимся на мельницы. Но об этом надо говорить.
Еще один стереотип: учитель — профессия круглосуточная, невозможно выйти из школы и закрыть за собой дверь. Их можно и нужно закрывать, иначе не избежать профессионального выгорания, истощения и апатии. Нужно устанавливать себе рабочий график, мы не можем работать по 14 часов в сутки. В книге по психологии я нашла очень меткое сравнение жизни с аквариумом. Наша работа — вода, которая заполняет все свободное пространство в аквариуме. А наша личность — это песок, рыбы, ракушки, все, что ты туда положишь. И нужно положить как можно больше, чтобы тебя было как можно больше. А если не ты займешь пространство, то ее займет твоя работа.
У меня сейчас есть исключительно рабочий ноутбук, который мне вручили в качестве приза по итогам конкурса. И за ним я только работаю, а есть моя домашняя техника. Я не несу тетради учеников домой, а проверяю их в школе. К этому, кстати, меня приучил вынужденный переезд, связанный с капитальным ремонтом нашей школы. Мне с моим ростом 156 сантиметров пришлось бы через весь город тащить стопки тетрадей. Моя мать, учительница, живет рядом со школой, где работает, и ей проще взять эту работу домой. Но и мамочка находит время для себя: она посещает театры, любит выпить кофе в красивом месте. Это важные радости, о которых не стоит забывать в ежедневной рутине.
У меня раньше тоже было правило — хоть раз в месяц посещать театры. Очень люблю театр оперы и балета. Но из-за участия в конкурсе это правило стало нарушать. Нужно снова все восстанавливать. В свободное время люблю читать. Ну не может быть сапожник в порванных сапогах, надо же разбираться и в современной литературе. Сейчас читаю очень важную для меня, но сложную книгу Салмана Рушди (это британский писатель индийского происхождения) «Джозеф Антон». В общем, моя любимая книга — та, которую я читаю в данный момент. А я люблю читать сложные книги, это для меня лучший отдых. В метро провожу много времени по дороге на работу и обратно, и там меня выручает электронная книга. Из классической литературы любимый писатель — Иван Тургенев, а любимый герой — Базаров. Любимое стихотворное произведение — стихотворение Роберта Рождественского «Не убий!». Это мой своеобразный девиз по жизни.
Люблю бегать по вечерам. Живу рядом с лесопарком. Три круга среди сосен — и голова чистая. Если есть свободное время, могу пойти в бассейн, встретиться с друзьями. Самое ценное, что есть в нашей жизни, — это близкие люди. А времени никогда не будет хватать, поэтому его нужно планировать.
Интересуемся, а какие цели ставит сегодня перед собой обладательница звания «Отличник образования». Заметим, что отличником она стала в 28 лет. Неплохой результат участия в конкурсе.
— У меня есть планы по научной деятельности: хотела бы поступить в аспирантуру и написать диссертацию на тему методики преподавания литературы. Ученая степень может позволить мне самой вводить в оборот нужные сроки, а не искать, на кого же я могу сослаться, — отвечает Александра. — Еще приучаю себя писать каждый день. Хочу написать книгу, и не одну. Именно желание быть ближе к писательству и подтолкнуло меня к поступлению на филфак. Летом у меня родился интересный сюжет. Нужно только сесть и писать. А что я буду потом делать с написанным, разберусь (смеется. — Авт). Сначала нужно написать...
Напоследок задаем провокационный вопрос. Осмелилась бы Александра принять участие в республиканском конкурсе «Учитель года Республики Беларусь» еще раз, ведь все-таки главное звание ей не покорилось? «Я полностью довольна результатом, — уверенно говорит суперфиналистка. — Очень много приобрела, участвуя в конкурсе. Правда, мои ученики огорчились, что главный „Хрустальный журавль“ достался не мне. У меня было много съемок перед награждением, как и у Сергея Шаминского, и они надеялись, что победительницей буду я. Встречали в фойе Дворца Республики. Это было очень трогательно. В общем, самое ценное для меня в педагогике — момент озарения, который приходит к моим ученикам. Я вижу по их лицам, как это происходит. Кажется, что сейчас дымок пойдет из головы. Больше всего люблю такие моменты в своей работе.
Когда решила участвовать в конкурсе, то якобы взяла ответственность за свое решение стать учителем. Наконец начала говорить о себе с гордостью, что я — особенный человек, я — школьный учитель, который знает многое из того, чего не знают даже родители о своих детях. Профессия учителя мне очень много дала в плане личностного роста, как и участие в конкурсе».
Надежда НИКОЛАЕВА
Фото Елизаветы ГОЛОД
Александр Рогожник обратил внимание, что совсем скоро белорусскому народу предстоит очередной судьбоносный выбор.
Бюллетени по выборам Президента Республики Беларусь уже готовы.
Президент Беларуси Александр Лукашенко одобрил стратегии участия Беларуси в работе Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и БРИКС.
Практика комплексного благоустройства населенных пунктов на Гомельщине дает новую жизнь райцентрам региона.