Вы здесь

Каким должно быть экологическое просвещение?


Сегодня уже с большой долей уверенности можно утверждать, что процесс экологического воспитания, как массовый тренд, запущен и набирает обороты. Меняются модели поведения, ценности, формируются новые приоритеты. В то же время явно наблюдается отставание в экологическом просвещении. Недостаток научно обоснованных знаний часто содействует искаженному восприятию и порождает проблемы в самых разных сферах человеческой деятельности.

Почему же так происходит и что стоило бы изменить, мы решили обсудить на заочном круглом столе с нашими гостями: учительницей биологии столичной средней школы № 108 Ириной Багино, доктором биологических наук директором Международного государственного экологического института имени А. Д. Сахарова БГУ Олегом Родькиным и директором Центра экологического воспитания и развития, общественным экологом Русланом Шайкиным. 


— Как вы считаете, формируя основы экологических знаний у детей и взрослых, как следовало бы расставлять приоритеты? 

Ирина Багино: при работе со школьниками, на мой взгляд, основным направлением деятельности должно быть изучение местной флоры и фауны. Почему? Как показывает практика, отвечая на вопрос об экологических проблемах, учащиеся чаще всего называют загрязнение окружающей среды (атмосферы, воды, почвы). Редко кто вспоминает об уменьшении видового разнообразия. Конечно, все взаимосвязано, но аспект изучения и сохранения биоразнообразия на местном уровне я бы поставила на первое место. Вернуть виды, если они исчезли, невозможно, поэтому решать вопросы их сохранения в экосистемах нужно сегодня, а не завтра!

Никогда знания и умения не станут достоянием личности, если они не закреплены эмоциональным и практическим опытом. Я делаю акцент на местный краеведческий материал, однако эпизодическое обращение к отдельным формам работы не приносит заметных результатов. Необходим стержень, который позволит обеспечить включение учащихся в различные виды деятельности — познавательную, исследовательскую. Основой могут стать исследовательские проекты по изучению локальной биосферы. Например, в нашей школе много лет реализовывается учебно-исследовательский проект «Оценка состояния окружающей среды на территории Партизанского района г. Минска», в рамках которого дети проводят экологические исследования, изучают флору и фауну урбанизированной территории. Это способствует получению экологических знаний, исследовательских умений, приобретению опыта деятельности, значимых для формирования экологической компетентности, учитывающей специфические особенности региона.

Руслан Шайкин: экологические знания необходимо формировать одновременно и у детей, и у взрослых. В этом одна из ключевых идей нашего Центра экологического воспитания и развития. Мы стараемся интересно донести определенную научную информацию об окружающей среде детям, а когда они приходят домой, то с радостью делятся новыми знаниями с отцом. Таким образом, просветительская деятельность охватывает широкие массы.

— То, что человек является частью природы и его нельзя противопоставлять ей — будто понятно каждому. Хотим мы или нет, но мы живем за счет окружающих природных ресурсов. И вопрос их рационального использования архиважный. Однако, как показывает практика, понимание роли, ресурсов, особенно воспроизводимых, нередко бывает неполным, а то и искаженным. Например, если сохранение и восстановление лесов характеризуется положительно, то вырубка древесины довольно часто подается в негативном ключе. То же с охотой. Разведение охотничьих видов — это хорошо, а вот их изъятие из природной среды — плохо... Не считаете ли вы, что подобное восприятие — последствия недостаточности необходимых базовых научно обоснованных знаний?

Ирина Багино: действительно, довольно часто общедоступная информация предоставляется однобоко, для объективного анализа не хватает данных. В этом случае важны навыки критического восприятия и способность поиска и анализа фактов.

Показательна история с бобром обычным, который ранее охранялся и охота на него была запрещена. Сейчас ситуация изменилась: вид широко распространился, стал влиять на местные экосистемы. Аналогично происходит сегодня и с бурым медведем, который занесен в Красную книгу Беларуси. Количество его возросло, и вид стал представлять угрозу для жизни человека. Этот вопрос вызвал острые дискуссии среди отечественных ученых-экологов и у нас на уроках тоже.

Непростая тема — регулирование количества инвазионных видов растений и животных. Мы вынуждены осуществлять их контроль (и уничтожение) с целью сохранения аборигенных видов. Но в то же время необходимо понимать, что, помимо вызванных антропогенной деятельностью последствий, есть и объективные природные явления, которые происходят независимо от нашего желания. Примеров много. И поэтому педагогам нужно правильно объяснять учащимся, почему важны взвешенные решения в сфере экологии и как прогнозировать последствия деятельности человека. 

А это без научно обоснованных знаний не сделать.

Олег Родькин: являясь частью природы, человек должен конструировать оптимальную среду существования, учитывая особенности функционирования экосистемы в целом и отдельных ее компонентов. При решении вопросов, связанных с добычей из популяции отдельных видов растений и животных или внедрением (интродукцией) новых необходим тщательный анализ и прогнозирование ситуации с привлечением всех заинтересованных лиц, включая экологов. Не стоит забывать и о такой форме просветительской работы, как общественные обсуждения. Вероятно, тогда негативные эмоции уступят место пониманию законов экологии.

Руслан Шайкин: видимо, знаний действительно не хватает. Многие ситуации подтверждают это, поэтому мы всячески стараемся заполнить эти пробелы. Например, объясняем, что подкормка уток и лебедей в городах, когда водоплавающим не нужна такая поддержка, приводит к определенным проблемам: в холодное время птицы отказываются лететь в южные регионы на зимовку, теряют навыки добывать корм самостоятельно в природе и т.д.

Эмоциональный аспект в работе очень важен. Но вот проблема: идеи антропоцентризма, лежащие в основе многочисленных мультфильмов и детских книжек, фактически уже сформировали поколение, которое убеждено, что медведи в лесу плюшевые и ласковые, мясо само появляется в магазинах, а участие в раздельном сборе мусора решает глобальную проблему загрязненности. Как найти ту золотую середину, чтобы реальность и эмоции были в гармонии?

Ирина Багино: сразу вспоминается момент посещения учащимися зоопарка. Любители «плюшевых» мишек и лисичек отмечают, что животные плохо пахнут, что они не такие интересные, как их подают в некоторых видеороликах. Звери такие, какие они есть, со своими способами защиты и нападения. 

Реальность значительно отличается от мультфильмов и сказок.

Расширить кругозор городских детей сегодня можно во время ухода домашних животных. С этой целью мы проводим в школе выставку питомцев (хомячков, черепах, кошек, собак), где хозяева рассказывают об особенностях их содержания и ответственности за тех, кого взяли в дом. На мой взгляд, это очень полезные встречи для любителей «плюшевых» зверушек.

Но правда и в том, что современный ребенок становится потребителем и в большинстве своем не желает знать, откуда берется колбаса или мясо в магазине. К сожалению, речь идет и о растительных продуктах: приходилось слышать от учеников, что и макароны растут на деревьях.

Олег Родькин: образовательный процесс не разделяет понятия «образование» и «воспитание». Они идут вместе, неразрывно, влияют на формирование экокомпетенций, экообразованности и экокультуры как ребенка, так и взрослого.

В воспитательной работе детских дошкольных учреждений активно используют экологические сказки. Их значение огромное, они определяют эмоциональный аспект восприятия окружающей среды. 

Доброта, сострадание, забота необходимы для формирования экологической культуры детей.

В школьной системе при отсутствии отдельного учебного предмета «Экология» экологическое образование и воспитание осуществляется в основном в рамках внеклассной работы и направлено на формирование экодружественных привычек, экокомпетенций в вопросах решения целей устойчивого развития.

Что касается непосредственно эмоционального аспекта, то, к сожалению, он часто становится основой акций различных общественных организаций, пытающихся таким образом привлечь внимание к своей деятельности.

Руслан Шайкин: считаю, что хранить сказки и легенды необходимо, особенно для маленьких детей. Но при этом очень важно рассказывать и показывать факты об истинной природе, особенно той, которая буквально находится за окном. Зверь из сказки и реальное дикое животное — совершенно разные персонажи. Встретив бобра — «добряка», даже в городе, стоит наблюдать за ним на расстоянии и не подходить близко, милых ежиков не надо забирать домой и кормить молоком, а синичку, которая случайно залетела в дом, нужно сразу же отпустить на свободу. Только практические занятия на природе формируют знания об окружающей среде и его обитателях.

— Не могу не затронуть тему так называемых радикальных зеленых и зоозащитников. Казалось бы, они выступают за спасение и сохранение дикой природы, но, прикрываясь гуманным отношением к животным, нередко даже угрожают. В чем причина такого поведения?

Ирина Багина: толерантность, умение услышать мнение других — необходимые качества личности. По моему мнению, деятельность «зеленых» необходима, но она должна быть конструктивной. Часто зоозащитники имеют мощную поддержку среди местного сообщества. Их присутствие в общественной жизни помогает решать важные вопросы, включая привлечение внимания законодателей при формировании экологической повестки дня. В чем причина агрессии и непринятия другого мнения? Вероятно, трудно найти золотую середину в решении экологических вопросов. Человек же часть природы, его среда обитания также требует реорганизации. Вот и сходятся на одной плоскости интересов: человек и природа.

Олег Родькин: деятельность большинства общественных организаций радикальных «зеленых», как я уже говорил, опирается на эмоциональный аспект, чтобы привлечь внимание к себе, своим мероприятиям. Нельзя полностью отрицать их работу, есть у них и положительные моменты. Но им также следовало бы найти золотую середину и сосредоточиться на формировании экологической образованности населения. Именно недостаток экологического образования и воспитания приводят к таким явлениям, как проблема брошенных животных (кошек и собак). Это свидетельствует о недостаточной роли семьи в воспитании ответственности «за тех, кого приручили».

Руслан Шайкин: агрессия зоозащитников, возможно, является результатом недостатка знаний и отсутствия критического мышления, когда информация воспринимается поверхностно. Бывает, растет красивое, на первый взгляд, дерево, однако ученые сообщают, что оно больное и его необходимо срубить. Но здесь появляются сочувствующие и начинают активную кампанию за его «спасение». Слышать аргументы, что оно может представлять опасность как для людей, так и для других деревьев, не хотят. Возникает конфликтная ситуация. Поэтому во всем нужен разумный подход, адекватная оценка угроз. Важно решать экологические проблемы, не создавая других.

— Недостаток научных экологических знаний провоцирует многие серьезные проблемы в обществе. Что нужно делать, чтобы исправить ситуацию?

Ирина Багино: нужно формировать у учащихся не только знания, но и экологические компетенции. Компетентностный «портрет» ученика в области экологии может выглядеть следующим образом: умеет правильно анализировать причинно-следственные связи экологических проблем данной местности, региона, применяет экологические знания в повседневных жизненных ситуациях, проявляет личностное отношение к ценностям экологического характера, участвует в практической деятельности, направленной на улучшение окружающей среды.

Таким образом, работа учителя с учениками должна строиться не только на преподавании экологических знаний, но и на действенном подходе. Значительный потенциал для формирования экологической компетентности имеет проектно-исследовательская деятельность на основе краеведческого подхода. Решение глобальных экологических проблем начинается с изучения локальных на местном уровне.

Олег Родькин: на мой взгляд, недостатка научных экологических знаний не существует. Есть проблема их имплементации (внедрения) в практику. Пока же они нередко существуют вне реальности. Например, все знают о загрязнении мусором городских экосистем, но большинство мусор не сортирует. Поэтому нужно вести разговор о практико-ориентированном подходе в вопросах экологического образования и воспитания. Любое решение в плоскости взаимоотношений «природа — человек» должно строиться на научно обоснованных знаниях. Особую роль при этом приобретает согласованность действий образовательных структур (детских дошкольных учреждений, школ, вузов), СМИ, центров дополнительного образования, различных ведомств и министерств. Ситуация у нас улучшится, если экологические знания станут основой при совершении действий, затрагивающих в любой степени окружающую среду.

Руслан Шайкин: необходимо системно проводить работу по экологическому просвещению, желательно с самого раннего возраста. Больше времени уделять разнообразным экскурсиям и занятиям в естественных природных условиях с привлечением специалистов. Считаю, что наш проект по созданию нового детского экологического движения — «зеленоклассники» — в перспективе сможет выполнить эти задачи.

Андрей КОРАБЕЛЬНИКОВ 

Превью: из открытых источников

Название в газете: Рэальнасць + эмоцыі = гармонія

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.