Вы здесь

Право на качество товаров и услуг


Более чем на 500 тысяч рублей возмещен в минувшем году материальный и моральный ущерб белорусским потребителя. Об этом в преддверии Дня потребителя рассказала председатель ОО «Белорусское общество защиты потребителей» Анна Суша. В нынешнем году День потребителя пройдет под девизом «Потребитель и предприниматель: доверие для развития». Тема утверждена Евразийской экономической комиссией в качестве приоритетной на 2024 год в Евразийском экономическом союзе, поскольку создание благоприятных условий для развития отношений между предпринимателями и потребителями — один из важнейших факторов устойчивого социально-экономического развития, подчеркнула специалист.


День потребителя в нашей стране ежегодно отмечается 15 марта вот уже более двух десятков лет, а в последние годы у праздника появилась и тема. 

— Тема «Потребитель и предприниматель: доверие для развития» призвана привлечь внимание общества к проблемам взаимодействия потребителей и предпринимателей, укрепления пространства доверия между ними в целях эффективного функционирования экономики, — отметила председатель Белорусского общество защиты потребителей. — Основа такой работы заложена Программой совместных действий государств-членов Евразийского экономического союза в сфере защиты прав потребителей. Для достижения этой цели запланированы масштабные информационные и разъяснительные мероприятия для потребителей и представителей бизнеса. Это позволит расширить и внедрить новые механизмы развития добропорядочных отношений между участниками потребительского рынка. 

Безусловно, тема Дня потребителя-2024 требует от бизнеса определенных шагов и осознания своей ответственности, добавила Анна Суша. Важно видеть в потребителе партнера, который способствует развитию бизнеса, уважать его право на надлежащее качество и безопасность товаров, работ, услуг. И это особенно актуально в нынешнем году, объявленном Годом Качества, обратила внимание специалист. 

Знай свои права

Белорусское общество защиты потребителей, в свою очередь, будет продолжать реализовывать программы, работа по которым была начата еще в 2000 году, подчеркнула спикер. 

— Это мероприятия по повышению потребительской грамотности, информированию граждан о важнейших механизмах государственной и общественной защиты потребительских прав, о возможностях населения по защите своих прав. И, конечно, это практические действия по представлению прав и интересов потребителей.

Ежегодно накануне Дня защиты прав потребителей БОЗП подводит итоги работы за год, сказала Анна Суша. В 2023 году Белорусским обществом защиты потребителей и его организационными структурами было подано 336 исков, рассказала она. БОЗП и его организационными структурами заявлены 186 претензий. В поисках справедливости в Общество защиты потребителей обратилось более 20 тысяч граждан (учитывая звонки на горячую линию и обращения на электронную почту). И, самое главное, в ушедшем году между потребителями и производителями товаров и услуг, вступившими в конфликт, было заключено 58 мировых соглашений.

Работа по воспитанию потребительской грамотности ведется не первый год. В частности, в прошлом году темой Дня потребителя была как раз «Грамотный потребитель и ответственный бизнес». Но далеко не всегда и сегодня люди в полной мере знают свои права, отметила Анна Суша. Поэтому так важны и юридическая помощь, и защита потребительских интересов в суде. В 2023-ем юристы Белорусского общества защиты потребителей сами инициировали восстановление прав потерпевших и заявили 18 исков в суд для взыскания денежных средств в пользу потребителей.

— В минувшем году потребителям было возмещено материального и морального ущерба на более чем 500 тысяч белорусских рублей, — сказала глава Белорусского общества защиты потребителей. — Для примера, в Минске материального ущерба было возмещено потребителям около 155 тысяч рублей, морального вреда — на сумму 17 тысяч 300 рублей. По закону, на цену иска налагается также стопроцентный штраф, из которого 90% идет в местный бюджет и 10% — организации, представляющей потребителя. 

Но и для предпринимателя, и для потребителя мирное решение возникшего конфликта и недоведение дела до суда всегда предпочтительнее, сказала председатель БОЗП. 

Очень важный аспект, на который следует обратить внимание сегодня с точки зрения защиты прав потребителей — та цифровая среда, в которой живет (и в том числе является потребителем товаров и услуг) современный человек. Нормативная база не должна отставать от цифровизации, подчеркнула специалист. 

В 2024 году девиз Всемирного дня прав потребителей — «Справедливый и ответственный искусственный интеллект для потребителей», добавила Анна Суша. 

— Эта технология оказывают влияние на жизнь людей, на то, как мы работаем, общаемся. Искусственный интеллект будет иметь большие последствия для населения всего мира. Организации потребителей разных стран выступают за то, чтобы создаваемая технология была основана на принципах справедливости и ответственности, — сказала она. 

От теории — к практике

Итак, что делать, если вы считаете, что ваши права, как потребителя, нарушены, а продавец или исполнитель услуги отказывает в удовлетворении ваших требований, выраженных в претензии или оставленных в «Книге замечаний и предложений»? Самый простой путь — обратиться в БОЗП. Специалисты Общества защиты прав потребителей изучат вашу ситуацию, ознакомятся с документами, которые имеют к этой ситуации отношение и будут представлять ваши интересы перед продавцом или исполнителем для мирного урегулирования ситуации либо при обращении в суд. Общество защиты прав потребителей наделено возможностью проводить экспертизу товаров, работ и услуг, давать на безвозмездной основе консультации по вопросам защиты прав, обращаться по вашему поручению с претензией к изготовителю (продавцу, поставщику, представителю, исполнителю, ремонтной организации) об устранении нарушений и возмещении потребителю причиненных этими нарушениями убытков и, наконец, обращаться в суд с иском о защите ваших прав, представлять и защищать в суде ваши законные интересы.

С какими вопросами чаще всего обращаются граждане к специалистам Белорусского общества защиты прав потребителей? По самым разным — в том числе таким, на которые многие предпочли бы, что называется, махнуть рукой. Расстроиться и... забыть. И зря! Примеры таких (наиболее интересных или наиболее распространенных) обращений можно найти на сайте БОЗП.

 

«В подъезде установили домофон. Я был против и услугу не оплачивал. Теперь я не могу попасть в собственную квартиру. Как быть?».

Оказывается, навязывать услугу никто не в праве, отвечают специалисты БОЗП. Потребителю должен быть выдан бесплатно комплект ключей.

«В химчистке испортили дубленку. Что я могу потребовать?» 

«Потребитель в праве потребовать выплаты двукратной стоимости дубленки с учетом процента износа, а если при приемке была согласована остаточная стоимость вещи, то 2-кратный размер остаточной стоимости».

«В парикмахерской при окрашивании волос краситель попал на мою одежду. Костюм испортили. Заведующая парикмахерской сказала, что ничем помочь не может. Что делать?»

«У потребителя в такой ситуации есть право потребовать устранения недостатка, возникшего по вине мастера, а в случае невозможности устранить недостаток — на предоставление такого же костюма либо возмещения его стоимости».

«При покупке куриных яиц диетических я обратила внимание продавца на то, что в соответствии с нанесенной маркировкой на яйце, с момента снесения прошло 2 недели и яйцо не может быть диетическим, на что продавец мне ответила, что срок годности яиц диетических — 30 дней. Так ли это?» 

«Срок годности яиц может составлять 30 дней, однако диетическим яйцо остается в течение 7 суток с даты снесения. По истечении 7 суток яйцо переходит в разряд столового. Поскольку качество яиц диетических и столовых различается, то и цена диетического яйца выше, чем столового».

Далеко не всегда даже современный, искушенный и грамотный потребитель полностью осведомлен о своих правах. Именно на образование потребителей в год качества у Белорусского общества защиты прав потребителей направлен ряд мероприятий.

— То, что нынешний год объявлен Годом качества, для нас очень знаменательно, — подчеркнула Анна Суша. 

Качество работы производителей товаров и услуг, а также знание своих прав потребителями дает возможность сохранения баланса интересов предпринимателей и общества.

Александра АНЦЕЛЕВИЧ

Выбор редакции

Калейдоскоп

Восточный гороскоп на следующую неделю

Восточный гороскоп на следующую неделю

На этой неделе Тельцы будут просто незаменимы везде, где их знают.