Вы здесь

Чтобы приобретать товар безопасно, или Как защитить права потребителя


В стране на 11 % снизилось общее количество обращений граждан, связанных с нарушением прав потребителей. Об этом сообщили в Министерстве антимонопольного регулирования и торговли, проанализировав обращения за 2020 год.


pixabay.com

Всего МАРТом и местными исполнительными и распорядительными органами (исполкомами) рассмотрено 9707 обращений граждан (в 2019 году — 10 908), связанных с нарушением прав потребителей. Несмотря на некоторое снижение общего количества обращений, отмечается увеличение количества жалоб, рассмотренных Маргом и исполкомами Гродненской и Могилевской областей. Наибольшее же количество обращений рассмотрено Минским горисполкомом и администрациями районов г. Минска (39 % от общего количества рассмотренных), исполкомами Брестской области — 17%, Могилевской — 12 %, Минской — 11 %, МАРТ — 10 %, остальными — менее 8 %.

Структура обращений в области защиты прав потребителей в течение последних нескольких лет не меняется: обращения по вопросам нарушения прав потребителей в сфере розничной торговли, в том числе через интернет-магазины, составляют 34 % от общего количества, по услугам — 64 %, по другим вопросам — 2 %.

По результатам рассмотрения письменных и электронных обращений в досудебном порядке потребителям возмещен материальный ущерб на сумму 813,23 тыс. рублей. (рост на 12 % к 2019 году); по нерешенным в досудебном порядке вопросам исполкомами было подано 175 исков в суд о защите прав потребителей (в 2019 году — 214 таких исковых заявлений).

В целях охраны прав потребителей составлено 460 протоколов об административных правонарушениях, вынесено 283 предписания о прекращении нарушений прав потребителей. Для их предупреждения производителям, продавцам, исполнителям услуг направлялись рекомендации, проводилась разъяснительная работа.

В 2020 году в МАРТ и исполкомы граждане наиболее часто обращались по вопросам, связанным с приобретением товаров ненадлежащего качества, предоставлением недостоверной информации о товарах (в том числе на сайтах интернет-магазинов), невозможностью возврата товаров, приобретенных во время проведения презентаций и рекламных акций, повышением интернет-магазинами цен на товар после подтверждения заказа на покупку или отказом в доставке заказанного товара по заявленной в интернет-магазине цене (т. е. после заключения договора купли-продажи), нарушением продавцами интернет-магазинов установленных законодательством сроков возврата денежных средств за товар надлежащего или ненадлежащего качества, недование потребителям права выбора формы оплаты (наличная, безналичная) за заказанные в интернет-магазине товары, навязыванием потребителям «расширенной» гарантии при приобретении технически сложных товаров бытового назначения, нарушением сроков и порядка возврата денежных средств в связи с отказом (отменой) туристических туров, невозможностью возврата денег за входные билеты на отмененные культурно-зрелищные мероприятия и прочее.

Актуальными остаются обращения потребителей, связанные с приобретением товаров в социальных сетях и в группах, создаваемых в популярных мессенджерах. Потребителям необходимо знать, что в этих случаях отправителями товаров, как правило, являются физические лица, и на приобретение у них товаров законодательство Республики Беларусь Об охране прав потребителей не распространяется. В таких случаях споры, возникающие, могут решаться только в судебном порядке.

Для повышения правовой образованности потребителей проводятся консультации по телефону, в ходе которых специалисты отдела по охране прав потребителей разъясняют гражданам их права, порядок досудебного урегулирования споров с продавцами (производителями, исполнителями услуг) и вопросы подачи исковых заявлений в суд. Часто такого консультирования достаточно для решения спорного вопроса, возникшего между потребителем и продавцом, производителем или исполнителем услуги.

Наталья ТАЛИВИНСКАЯ

Выбор редакции