Вы здесь

Нежелательные обитатели. Что делается на чердаках и в подвалах?


Технический этаж в многоэтажной застройке — очень полезная вещь. В небольшом личном отсеке можно разместить вещи, которые вроде не очень нужны, при этом они не загромождают пространство внутри квартиры. Вместе с тем предметы, которые отправляются в «почетную ссылку», не всегда хранятся безопасно для других. Добавляют здесь проблем и лица без определенного места жительства.


О том, чем опасны пожары в подвалах и как часто они случаются, корреспондент «Звязды» расспросил официального представителя МЧС столицы Ольгу Мельченко.

— Люди без крыши над головой не очень любят чердаки. Во-первых, в домах очень много нежелательных свидетелей — постарайтесь постоянно ходить на девятый или еще более высокий этаж так, чтобы вас никто не увидел. А, например, в подвал классической «хрущевки» можно зайти прямо со двора. Во-вторых, они всегда идут туда, где можно переночевать в тепле, — через подвал идут трубы отопления и горячего водоснабжения. Бывает и так, что нежелательные гости проникают в подвал через выбитое смотровое окно или взламывают замок на дверях. Хотя бывают разные ситуации, — отмечает Ольга Мельченко.

В этом году столичные подвалы и чердаки горели уже одиннадцать раз. На первый взгляд, вроде и немного. А если посмотреть более детально, то такой пожар очень опасен. Классический подвал в пяти-или девятиэтажке (конечно, там, где он есть) — это нередко сложная система проходов, которые могут заканчиваться тупиками. И каждый такой тупик должны обследовать пожарные, чтобы убедиться, что там никого нет. При пожаре угарный газ и дым весьма существенно уменьшают шансы на спасение.

Добавьте к этому вещи, которые хорошо горят или плавятся: старую бытовую технику, мебель или другие бытовые предметы. В наших подвалах можно найти что угодно — автор этих строк, например, наблюдал несколько лет назад, как на подходе к кладовой жильцов на стопке газет красовался старый советский телевизор, и это при том, что аналогового вещания в нашей стране тогда уже не существовало. А, например, в одном из домов по улице Народной во время рейда спасатели нашли в подвале емкость с топливом.

Причина большинства пожаров в подвалах проста — залез туда человек без определенного места жительства, решил переночевать. Перед сном — немного покурить. Окурок выпадает из ослабевшей руки, и матрас начинает тлеть... Ущерб от пожара почувствуют на себе и жильцы дома, в первую очередь те, кто живет на нижних этажах: они будут первыми, к кому этот дым придет и закоптит квартиру. Иногда спасатели в таких ситуациях эвакуируют даже тех, кто живет на четвертом-пятом этажах. Перекинуться в квартиру огонь обычно не успевает — все же в подвале от дефицита кислорода больше образуется угарного газа, чем пламя. Но «влететь» на внеочередной ремонт можно очень и очень легко, ведь жить в закопченной квартире — удовольствие очень относительное.

— Утром 12 февраля спасатели выехали тушить пожар в многоэтажку на улице Ротмистрова, где на лестничной площадке технического этажа горел матрас. А, например, 24 февраля загорелся еще один матрас, но уже в пятиэтажке на переулке Вышелесского. Там это произошло в подвале и... как раз оттуда спасатели вытащили человека, который был госпитализирован с отравлением продуктами горения. В смотровом окне, выходившем на противоположную сторону, было выбито стекло. Да и в самом подвале следы указывали на то, что там явно живут люди.

Ради профилактики таких пожаров спасатели вместе с представителями других органов периодически проводят проверки. Их главная цель — добиться того, чтобы входы в подвал для посторонних лиц были надежно перекрыты.

— Каких-то нормативов, которые регламентировали бы частоту таких рейдов, нет. Чаще всего их необходимость определяется вместе с местным исполнительным комитетом в зависимости от той обстановки, которая складывается. Как правило, это подготовка или к отопительному сезону, или к весенне-летнему времени. Например, в этом году в планах до 30 апреля — комиссионное обследование всех подвально-технических помещений и чердаков всех многоквартирных домов на предмет их надлежащего состояния. В составе комиссий — представители не только МЧС, но и ЖКХ, администраций районов Минска, товарищества собственников.

В этом году комиссии проинспектировали в Минске более четырех с половиной тысяч многоэтажек. Нарушения нашлись в 337. Чего же они касались?

— Проходы в подвале были заставлены крупногабаритным мусором, и находились неизвестно чьи лежанки. Довольно часто мы сталкиваемся с ситуацией, когда есть свободный доступ в техническое подполье — имеется в виду свободный доступ в те подвалы, где кладовая не существует в принципе. Хотя туда обычные люди не имеют права заходить. Поэтому коммунальщики и товарищества собственников должны следить за тем, чтобы дверь была заперта, а замки были исправны. Делают ли это всегда? Нет.

...К сожалению, ситуация с распространением коронавируса внесла свои изменения и в рейды. Конечно, было бы очень неплохо походить вместе с инспекторами по подвалам, но придется отложить это до лучших времен. Поэтому мы спросили у старшего инспектора Октябрьского РОЧС Ирины Свирид, являются ли нарушения массовыми.

— Мы проверили в один день многоэтажки по улице Могилевской в Минске. И — что примечательно — в каждом здании своя особенность. Например, в одном из домов местный житель вынес на лестничную клетку разобранную кровать, табуретку и комод. Правда, пояснил он это тем, что в квартире идет ремонт, а в однокомнатной куда-то переставить мебель сложно. И в этот же день все убрал. Во втором доме не обнаружили вообще никаких нарушений — все двери в подвал закрыты. А вот в третьем их не заперли. Не было никаких признаков и навесного замка. Возник вопрос — может, там поселились бездомные? Но никого не оказалось, впрочем, как и вещей. В этот же день коммунальщики повесили на дверь подвала замок.

Валерьян ШКЛЕННИК

Фото предоставлено Октябрьским РОЧС Минска

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.