Вы здесь

Ольга Хачкова делает вещи из текстиля по белорусским этнобрендам


Человек, который с детства стремится к прекрасному, не успокоится, пока не найдет в мире творчества свою тропинку. Народный мастер Республики Беларусь Ольга Хачкова освоила множество техник традиционного и современного декоративно-прикладного искусства. Постоянный участник и дипломант Республиканской выставки современного народного творчества «Рождественские узоры», Международной выставки мастеров писанки «Мир в моих ладонях» и других проектов в области народной культуры, Ольга Хачкова много сделала для изучения и развития декоративно-прикладного искусства в Минской области. Сейчас мастерица изготавливает вещи из текстиля по белорусским этнобрендам в технике ручной набойки по ткани, обучает детей и всех желающих традиционным видам народного искусства.


Искать себя и не сдаваться

В детстве Ольга хорошо рисовала. Девочке было восемь лет, когда ее первую работу забрали на выставку. После школы поступила в Гомельское профессионально-техническое училище народных художественных промыслов (ныне — Гомельский профессионально-технический колледж народных художественных промыслов) на специальность «художник-оформитель». Закончив его, некоторое время работала в училище, занималась аппликацией соломкой и соломоплетением. Затем поступила на заочное отделение в Минский педагогический университет имени Максима Танка на факультет народной культуры. Во время учебы во многом познакомилась: роспись по дереву и по стеклу, ткачество поясов, лепка из глины. Освоила декупаж, изделия из войлока, бисероплетение, вытинанку... и продолжала искать «свой» вид творчества.

Работая заведующей отделом традиционной культуры в Минском областном центре народного творчества, задумала попробовать ручную набойку по ткани. Рисунок выбрала по мотивам вытинанки. Результат понравился. Так Ольга нашла свою нишу — старинный вид росписи ткани. Когда-то набивные салфетки, скатерти, платки были почти у каждой белорусской хозяйки.

— Мне хотелось создавать продукт, основанный на народном искусстве, с использованием традиционных узоров, но при том адаптированный к современным реалиям, — рассказывает Ольга Хачкова. — Набойка или набойка — древняя технология отделки ткани — дает для этого отличные возможности. Когда достигла в этом деле профессионализма, решила: будет хорошо, если белорусские этнобренды приобретут новую жизнь на платьях, палантинах, салфетках.

Возродить забытое искусство

Сегодня набойка по ткани — почти полностью забытое искусство. У наших предков оно было очень популярным, набиваемыми узорами отделывались салфетки, занавески, покрывала, полотенца, а также одежда — юбки, платки, рубашки. Рисунок на ткань наносился с помощью изготовленного из дерева специального клише для печати — штампа. По деревням ходили художники со своим набором штампов, поселялись в одном из домов, местные жители приносили им ткань, а мастера отпечатывали на ней рисунки. И несли свое искусство дальше, в другую деревню, как создательница знаменитых рисунков — белорусская художница-примитивистка Елена Киш. Позже в Беларуси появились мануфактуры, где набивные ткани изготавливались фабричным способом с помощью так называемых манеров, рассказывает Ольга Хачкова. А искусство ручной набойки понемногу пришло в упадок.

Конечно, современный способ несколько отличается от древнего.

— Сначала рождается идея, эскиз художника, — объясняет Ольга Хачкова. — Затем изображение обрабатывается в графическом редакторе и вырезается мастером на деревянном штампе. С помощью акриловой краски делается отпечаток на ткани, который высыхает в течение суток. Ткань я просую с изнаночной стороны, чтобы краска закрепилась. Если выдержать технологию, готовое изделие можно потом мыть в стиральной машине. Использую только натуральные ткани — лен или хлопок.

Сегодня у мастерицы несколько коллекций штампов по тематике Белорусского народного искусства. Узнаваемы мотивы вытинанок, слуцких поясов, характерные изображения льва и тигра из рисунков Елены Киш, элементы декоративной росписи оговских сундуков — такие сундуки делались и красиво раскрашивались в первой половине прошлого века в деревне Огово, что на Брестчине. А также еще одного белорусского бренда, имеющего статус нематериальной историко-культурной ценности-руховских ковров.

— Те, кто хочет освоить секреты набиванки, приходят на мои мастер-классы, и я с удовольствием делюсь с ними тем, что знаю и умею, — говорит Ольга Хачкова.

Точка означает богатство

Еще один вид народного искусства, которым Ольга Хачкова увлеклась давно, — это писанка, роспись яиц воском. В рамках выставочного проекта «Живые источники», который в этом году, в Год исторической памяти, реализовала Национальная библиотека Республики Беларусь совместно с Белорусским союзом мастеров народного творчества, Ольга Хачкова провела два мастер-класса — обучала всех желающих набойке по ткани и писанке.

— Мастер-класс по писанке проходил накануне Пасхи; научиться художественной росписи яиц пришли 32 человека, — говорит она. — Мне хотелось бы, чтобы писанку рассматривали не только как атрибут праздника, но и как самостоятельный вид народного декоративно-прикладного творчества. Я занимаюсь росписью яиц круглый год, на выставки представляю иногда до 500 единиц.

Для наших предков изготовление писанки было ритуалом. Узоры на поверхность яйца наносились горячим воском с помощью деревянной палочки, в которую был вбит гвоздик. Секреты росписи яиц хранят музеи писанки – в агрогородке Избино в Вилейском районном доме ремесел Минской области и в поселке Сопоцкин Гродненского района.

— Работая в фондах Гродненского музея, я узнала, что традиционный образец писанки передается из поколения в поколение и соответствует символике Белорусской народной культуры: дерево здесь означает род, причем корни — это предки, а ветки — мы, — объясняет народный мастер. — Сакральным символом является Солнце. А богатство символизирует точка, ведь она означает зерно, а именно засеянное поле, хороший урожай являлись для наших предков настоящим богатством.

Раскрашивая яйцо, человек не просто повторяет узор, а как бы составляет метафорическую карту своей души. Зная символику этого вида искусства, можно «прочитать» изображение, найти в созданных на интуитивном уровне узорах информацию о своем внутреннем мире.

Живая связь поколений

Уже год как Ольга Хачкова работает руководителем народной студии декоративно-прикладного творчества «Аистенок» Национального центра художественного творчества детей и молодежи Министерства образования Республики Беларусь. Дети воспринимают народную культуру с искренним любопытством. Видят готовые изделия из соломки или льна, удивляются их совершенству и не могут поверить, что когда-нибудь смогут сделать подобное своими руками. А если у них получается, эмоции бьют через край!

Как приобщить ребят к народному белорусскому декоративно-прикладному творчеству?

— Наилучший результат получается, когда элементы народного искусства переносятся в современный контекст, — уверена Ольга Хачкова. — Например, в студии у нас есть руховский ковер. Такие настенные ковры, декорированные аппликацией из соломки на черном фоне, в послевоенные годы изготавливали в деревне Рухово Стародорожского района Минской области и дарили на свадьбу. Характерный элемент — пара в центре ковра, это могут быть два лося, две птицы. Ковер в аутентичном варианте уже музейный экспонат. Изображения цветов, животных, птиц по его мотивам мы перенесли на ткань. Главное, дети понимают, что это не просто цветочки и зверушки — за красивой картинкой стоит большая экспедиционная, культурологическая работа. Или взять вытинанку, которая производится в Любанском районе Минской области. Я показываю детям видео, где народный мастер Наталья Одинец вырезает вытинанку, и объясняю, из каких сакральных элементов она состоит. Дети включают образное мышление, пытаются сами вырезать.

Так создается живая связь поколений и воспитывается любовь к родной земле, ведь одно дело — увидеть плод народного искусства в музее, и совсем другое — самим поучаствовать в создании этнобренда.

Арт-терапия и любимое занятие

У Ольги Хачковой постоянно рождаются идеи новых ярких и необычных работ. Она производит вручную свечи, знает, как покрасить ткань природными красителями из листьев и ягод.Ткань получается фантастическая!

— Кажется, каждой клеточкой чувствуешь созидательную энергию творчества, — говорит автор многочисленных проектов в области народного искусства. — У меня не бывает эмоционального выгорания. И даже если настроение так себе, точно знаю: начну создавать что-нибудь, и он улучшится. Недаром говорят о духовно-терапевтическом эффекте творчества.

Выбрать свой вид декоративно-прикладного искусства Ольга Хачкова рекомендует и женщинам, которые вышли на пенсию и ищут, чем бы занять время. Такие женщины часто приходят к ней на мастер-классы, осваивают то или иное умение, чтобы дарить радость и красоту себе и окружающим.

Елена Браво

Фото автора и из личного архива Ольги ХАЧКОВОЙ

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.