Как недавно признался глава израильского правительства Биньямин Нетаньяху во время ближневосточного экспертного форума в Вашингтоне, Израиль сыграл «критическую роль» в том, чтобы ноябрьские переговоры об урегулировании проблемы иранского атома завершились безрезультатно, даже несмотря на то, что Израиль не входит в шестерку международных посредников.
В итоге подписание окончательного соглашения по иранской ядерной программе 24 ноября в Вене так и не состоялось и было перенесено на лето 2015 года. Действительно, Израиль и Саудовская Аравия через своих партнеров из числа «шестерки» успешно заблокировали прогресс по этому вопросу. Немалую лепту внесла и российская сторона, заморозившая сотрудничество с США по иранской ядерной программе из-за недоверия, вызванного украинским кризисом.
Переговорам 24 ноября в Вене предшествовало секретное письмо американского президента Барака Обамы верховному лидеру Ирана аятолле Али Хаменеи, в котором предлагается координация совместных усилий в борьбе против «Исламского государства» (ИГИЛ). Помимо этого, в нем американский президент указывал на необходимость скорейшего заключения соглашения по иранской ядерной программе, намеченного на 24 ноября, а также особо подчеркивал, что воздушная операция США в Сирии не направлена против иранского союзника — сирийского президента Башара Асада.
Тот факт, что подробности содержания данного письма, датированного серединой октября, появились в начале ноября в газете The Wall Street Journal сразу же после промежуточных выборов в Конгресс, в результате которых республиканцы заняли большинство мест в Палате представителей и Сенате, вероятно, указывает на преднамеренный характер его публикации, особенно с учетом прореспубликанской ориентации издания.
В последнее время именно республиканцы активнее всего критиковали Обаму за провалы американской внешней политики и отход от ее традиционных приоритетов. Ситуация осложняется еще и тем, что Обама не проинформировал о своем тайном послании не только республиканцев, но и политическое руководство «традиционных» союзников США на Ближнем Востоке — Саудовскую Аравию и Израиль.
Обамовская администрация не в первый раз попадается на том, что не ставит в известность Саудовскую Аравию и Израиль о своих планах на иранском направлении. Так, согласно данным израильского издания Haaretz, в 2013 году израильская разведка выявила существование тайного канала коммуникации между США и Ираном по проблеме иранской ядерной программы. Израиль был официально проинформирован американцами о проведении тайных переговоров только через полгода после их начала.
К списку тайных дипломатических операций администрации Обамы можно также добавить выработку совместного с российской стороной решения проблемы уничтожения сирийского химического оружия, о котором американский Center of Publіc Іntegrіty сообщил за 9 месяцев до того, как оно впервые было озвучено Владимиром Путиным во время сентябрьского саммита G‑20 в Санкт-Петербурге в 2013 году.
При Обаме на ближневосточном треке внешней политики произошло смягчение отношения к таким движениям, как «Хезболла», «Хамас» (впервые были озвучены предложения по вовлечению их в политический процесс в Ливане и Палестине), на повестку дня встал вопрос признания независимости Палестины от Израиля. Это резко обострило отношения администрации Обамы с «традиционными союзниками» в лице Израиля, Турции и Саудовской Аравии, которые достаточно нервно отреагировали на американо-иранскую разрядку.
Такая радикальная смена американских внешнеполитических приоритетов произошла слишком быстро, чтобы быть адекватно проанализированной и воспринятой как внутри США, так и за их пределами. К тому же в США не все разделяют подобную смену внешнеполитического курса. Больше всего недовольства проявляет неоконсервативная часть республиканского истеблишмента, которая подает в публичном пространстве смену приоритетов во внешней политике как провалы, в результате которых влияние США в мире якобы было подорвано.
Так насколько же оказалась провальной внешняя политика США при Обаме? Если обамовскую администрацию и можно в чем-то упрекнуть, то скорее в смене внешнеполитических приоритетов и за режим тайной дипломатии, который в условиях дисфункционального Конгресса стал единственным эффективным инструментом продвижения американских интересов в мире, нежели за провалы. В конце концов, усиление транснациональных террористических сетей, дестабилизация в Ираке, политическая неопределенность в Афганистане — все это логичные последствия деятельности на внешнеполитической арене предыдущей республиканской администрации под руководством Джорджа Буша-младшего, которые достались в наследство Обаме.
Безусловно, победа республиканцев на промежуточных выборах в Конгресс осложнит реализацию нынешнего внешнеполитического курса администрации Обамы. Но в то же время это означает, что Обама будет по-прежнему вынужден опираться на поддержку других государств в реализации своих внешнеполитических планов.
Арсений Сивицкий.
Прогуляться по болоту, посетить необитаемый остров.
Постарались найти ответы вместе с майором милиции Павлом Гомоном.
Первый заместитель председателя Могилевского облисполкома — о семье, любви к Родине и родительских уроках.