Вы здесь

Ближневосточный трек дипломатии Барака Обамы


Как не­да­вно признался гла­ва израильского правительства Биньямин Не­тань­я­ху во вре­мя ближневосточного экс­перт­но­го фо­ру­ма в Вашингтоне, Израиль сыг­рал «критическую роль» в том, что­бы ноябрьские пе­ре­го­во­ры об урегулировании проб­ле­мы иранского ато­ма завершились без­ре­зуль­тат­но, да­же не­смот­ря на то, что Израиль не входит в шес­тер­ку меж­ду­на­род­ных посредников.

В итоге подписание окон­ча­тель­но­го соглашения по иранской ядер­ной прог­рам­ме 24 но­яб­ря в Ве­не так и не сос­то­я­лось и бы­ло пе­ре­не­се­но на ле­то 2015 го­да. Действительно, Израиль и Са­удо­вская Аравия че­рез своих парт­не­ров из числа «шестерки» ус­пеш­но заблокировали прог­ресс по это­му воп­ро­су. Не­ма­лую леп­ту внес­ла и российская сто­ро­на, заморозившая сотрудничество с США по иранской ядер­ной прог­рам­ме из-за недоверия, вы­зван­но­го украинским кризисом.

Пе­ре­го­во­рам 24 но­яб­ря в Ве­не пред­шест­во­ва­ло сек­рет­ное письмо американского президента Ба­ра­ка Оба­мы вер­хов­но­му лидеру Ирана ая­тол­ле Али Хаменеи, в ко­то­ром пред­ла­га­ет­ся координация сов­мест­ных усилий в борь­бе против «Исламского го­су­дар­ства» (ИГИЛ). Помимо это­го, в нем американский президент ука­зы­вал на необходимость ско­рей­ше­го заключения соглашения по иранской ядер­ной прог­рам­ме, на­ме­чен­но­го на 24 но­яб­ря, а так­же осо­бо подчеркивал, что воз­душ­ная операция США в Сирии не на­пра­вле­на против иранского союзника — сирийского президента Ба­ша­ра Аса­да.

Тот факт, что подробности содержания дан­но­го письма, датированного серединой ок­тяб­ря, появились в на­ча­ле но­яб­ря в га­зе­те The Wall Street Journal сра­зу же по­сле про­ме­жу­точ­ных вы­бо­ров в Конг­ресс, в ре­зуль­та­те ко­то­рых республиканцы заняли большинство мест в Па­ла­те представителей и Се­на­те, ве­ро­ят­но, ука­зы­ва­ет на пред­на­ме­рен­ный ха­рак­тер его публикации, осо­бен­но с уче­том прореспубликанской ориентации издания.

В по­след­нее вре­мя именно республиканцы активнее все­го критиковали Оба­му за про­ва­лы американской внеш­ней политики и от­ход от ее традиционных приоритетов. Ситуация ос­лож­ня­ет­ся еще и тем, что Оба­ма не проинформировал о сво­ем тай­ном послании не толь­ко республиканцев, но и политическое ру­ко­вод­ство «традиционных» союзников США на Ближнем Вос­то­ке — Са­удо­вскую Аравию и Израиль.

Оба­мов­ская администрация не в пер­вый раз по­па­да­ет­ся на том, что не ставит в известность Са­удо­вскую Аравию и Израиль о своих пла­нах на иранском направлении. Так, сог­лас­но дан­ным израильского издания Haaretz, в 2013 го­ду израильская раз­вед­ка выявила существование тай­но­го ка­на­ла коммуникации меж­ду США и Ираном по проб­ле­ме иранской ядер­ной прог­рам­мы. Израиль был официально проинформирован американцами о проведении тай­ных пе­ре­го­во­ров толь­ко че­рез по­лго­да по­сле их на­ча­ла.

К списку тай­ных дипломатических операций администрации Оба­мы мож­но так­же добавить вы­ра­бот­ку сов­мест­но­го с российской сто­ро­ной решения проб­ле­мы уничтожения сирийского химического оружия, о ко­то­ром американский Center of Publіc Іntegrіty сообщил за 9 ме­ся­цев до то­го, как оно впер­вые бы­ло оз­ву­че­но Владимиром Путиным во вре­мя сен­тябрь­ско­го саммита G‑20 в Санкт-Пе­тер­бур­ге в 2013 го­ду.

При Оба­ме на ближневосточном тре­ке внеш­ней политики произошло смягчение отношения к таким движениям, как «Хез­бол­ла», «Ха­мас» (впер­вые были оз­ву­че­ны предложения по вовлечению их в политический про­цесс в Ливане и Палестине), на по­вест­ку дня встал воп­рос признания независимости Палестины от Израиля. Это рез­ко обострило отношения администрации Оба­мы с «традиционными союзниками» в лице Израиля, Турции и Са­удо­вской Аравии, ко­то­рые до­ста­точ­но нерв­но отреагировали на американо-иранскую раз­ряд­ку.

Та­кая радикальная сме­на американских внешнеполитических приоритетов произошла слишком быст­ро, что­бы быть ад­ек­ват­но проанализированной и воспринятой как внутри США, так и за их пределами. К то­му же в США не все раз­де­ля­ют под­об­ную сме­ну внешнеполитического кур­са. Боль­ше все­го не­до­воль­ства про­яв­ля­ет неоконсервативная часть республиканского истеблишмента, ко­то­рая под­ает в публичном прост­ран­стве сме­ну приоритетов во внеш­ней политике как про­ва­лы, в ре­зуль­та­те ко­то­рых влияние США в мире яко­бы бы­ло под­ор­ва­но.

Так на­сколь­ко же ока­за­лась про­валь­ной внеш­няя политика США при Оба­ме? Если оба­мов­скую администрацию и мож­но в чем-то упрек­нуть, то ско­рее в сме­не внешнеполитических приоритетов и за режим тай­ной дипломатии, ко­то­рый в условиях дисфункционального Конг­рес­са стал единственным эффективным инструментом продвижения американских интересов в мире, нежели за про­ва­лы. В кон­це кон­цов, усиление транснациональных террористических се­тей, дестабилизация в Ираке, политическая не­оп­ре­де­лен­ность в Афганистане — все это логичные последствия деятельности на внешнеполитической аре­не предыдущей республиканской администрации под ру­ко­вод­ством Джор­джа Бу­ша-млад­ше­го, ко­то­рые достались в на­след­ство Оба­ме.

Без­услов­но, по­бе­да республиканцев на про­ме­жу­точ­ных вы­бо­рах в Конг­ресс осложнит реализацию ны­неш­не­го внешнеполитического кур­са администрации Оба­мы. Но в то же вре­мя это оз­на­ча­ет, что Оба­ма бу­дет по-преж­не­му вы­нуж­ден опираться на под­держ­ку других го­су­дарств в реализации своих внешнеполитических пла­нов.

Арсений Сивицкий.

Выбор редакции

Общество

Главный директор Дирекции телеканала «Беларусь 5» рассказал «Звяздзе», чем живет «спортивный холдинг»

Главный директор Дирекции телеканала «Беларусь 5» рассказал «Звяздзе», чем живет «спортивный холдинг»

«Главная задача „Беларусь 5“ — показывать белорусскому зрителю белорусский спорт».

Жилье

В столице любят однушки. А Брест, Гомель и Гродно отдают предпочтение двухкомнатному жилью

В столице любят однушки. А Брест, Гомель и Гродно отдают предпочтение двухкомнатному жилью

Лето 2023-го установило рекорд за последние десять лет по активности рынка недвижимости.