Вы здесь

Авторы Издательского дома «Звязда» получили высокие награды


Третий раз — это уже почти закон: в рамках Дня письменности называют произведения лучших отечественных писателей. В этом году в конкурсе Национальной литературной премии рассматривалось около 40 участников, представительное экспертное жюри читало и пропускало в финал лучших. Все ради того, чтобы побудить творцов работать дальше более активно и плодотворно, — такое пожелание прозвучало в приветствии Президента Беларуси, которое зачитал вице-премьер Василий Жарко: «...Мы сейчас являемся свидетелями признания лучших произведений и их авторов». 


Премию Людмиле Рублевской вручает Василий Жарко.

Выбирать было из чего: «С тех более чем 10 000 наименований книг, которые ежегодно издаются в нашей стране, тиражом более 35 миллионов экземпляров, книги наших национальных литераторов находят своего очень чуткого читателя», — отметила министр информации Лилия Ананич и подчеркнула роль государства: национальный статус премии требует высоких образцов современной письменности.

«Это очень знаковое явление, что Национальный конкурс на лучшее литературное произведение именно в День белорусской письменности озвучивает имена своих победителей. Те, кто работает с пером в руках, сохраняют душу народа, борются за развитие культуры и литературы, которая служит основой для других направлений искусства, — пояснил председатель Союза писателей Беларуси Николай Чергинец и признал: — Для нас, писателей, День белорусской письменности — своеобразный экзамен».  

Сдавали его не только члены Союза писателей Беларуси — премия охватила широкий круг творческих людей, которые трудятся на ниве национальной литературы. Например, одна из отличительных писательниц в исторической прозе — Людмила Рублевская (на фото), роман за романом продолжает открывать ту Беларусь, которая не должна исчезнуть под покровом веков, фактически идет вслед за Владимиром Короткевичем. Примечательно и то, что Национальной литературной премией в прозе отмечено ее книга «Авантуры Пранціша Вырвіча, здрадніка і канфедэрата», что вышла в Издательском доме «Звязда» в 2016 году.  

Ничего удивительного: под брендом «Звязда» от начала его существования находили отражение литературные процессы, которые происходили в молодой республике, а в 20-е годы прошлого века газета даже пыталась выдавать литературное дополнение. И сейчас выстраивает творческий диалог между творцами разных поколений. В том числе через книги. Приятно, что среди лауреатов в номинации «Публицистика» еще один автор Издательского дома «Звязда» — Зиновий Пригодич со сборником «Постаці». Это имя известно и читателям нашей газеты — отдельные портреты выдающихся личностей отечественной культуры были представлены на ее страницах самим автором: мы печатаем лучшее, что стоит внимания, — доказано отметкой Национальной литературной премии.

И еще одно имя «наших» авторов: тем, кто давно выписывает «Звязду», писатель Василий Ткачев известен по серии материалов «Жыццёвинки». Сейчас господин Ткачев был отмечен в номинации «Драматургия»: за сборник пьес «Характары».

А свидетельством того, что в рядах сотрудников Издательского дома «Звязда» живет творческий дух и вырастают новые звезды литературы, является награда в номинации «Лучший дебют». Новой течением в литературе называют Маргариту Латышкевич и ее поэтический сборник «Яблыкі».

Поэзии вообще посчастливилось в этом году: фактически сразу несколько книг отмечены высокой премией. Победителем в номинации «Лучшее произведение поэзии» стал Анатолий Аврутин: отметили его книгу «Просветление». Да и в номинации «Лучший произведение для детей и юношества» выдвинули поэта Михаила Позднякова за книгу «Возера Дзіва».

Поэт Сергей Давидович в прошлом году был лауреатом Национальной литературной премии, а в этом году получил Почетную грамоту Администрации Президента Республики Беларусь. «Мы все делаем одно дело по улучшению белорусскости и нашего образа жизни», — отметил он.

Работают на это прозаики и поэты, и те, кто изучает белорусскую литературу, отмечает ее особенности в прошлом и сегодня. Чтобы подчеркнуть их работу, существует особая номинация «Лучшее произведение литературной критики и литературоведения». Критика движет литературный процесс, задача критика — истинно оценить произведение или вписать имя его автора в историю отечественной литературы. Победителем стал Валерий Назаров с работой «Тайнапіс Андрэя Мрыя». Может, скажет он когда-нибуждь свое слово и о нынешних лауреатах Национальной литературной премии: каждый из них продолжает работать и имеет возможность создать ту самую книгу, «которая заинтересует все общество».

Лариса ТИМОШИК

tsimoshyk@zviazda.by


Впечатления лауреатов:

Михаил Поздняков:

— Слово, книга были, есть и будут источником образования, просвещения. Основой культуры, той почвой, на которой под Божественным небом рождается, расцветает, мужает душа человека, душа народа... Письменность подарила миру столько звезд, и здорово, что наше государство заботится о культуре, духовности. Уделяет внимание книге, слову, показывает, что духовное здоровье человека, народа не менее значительное, а может, и более важное, чем физическое.

Василий Ткачев:

— Я получил эту премию, видимо, еще потому, что за моей спиной много любителей театрального искусства нашей Беларуси. Сегодня в репертуаре народных театров очень много моих пьес. Главный герой моих произведений — сельчанин, человек простой, скромный, который иной раз попадает в непростые жизненные ситуации и с честью выходит из них. Хорошо, когда берут произведения профессиональные театры. Но для меня большая награда, когда пьесу ставит народный театр, так как это люди, которые от своей работы не имеют ничего, кроме удовольствия. Я рад для них писать.

Маргарита Латышкевич:

— Приятно, что моя работа, вложенная в эту книжку, была оценена почтенным жюри, большая честь подняться на сцену вместе с мэтрами. Есть и определенная ответственность, потому что, получив такую ​​награду, нужно ответить на нее в творческом плане. Я постараюсь это сделать: уже есть проекты следующих двух книг. Одну составят фантастические повести — хочу сделать сборник по белорусской мифологии. А вторая книжка будет похожа на «Яблыкі», просто толще.

Анатолий Аврутин:

— Считаю, что если человек создает и создает серьезно, то нужно, чтобы он издавался при жизни. Любой писатель должен видеть, что его работа кем-то замечена и кем-то отмечено. В Беларуси намного меньше литературных премий, чем в России и других странах. Например, Гонкуровская премия во Франции символическая по сумме вознаграждения. Но там есть система поддержки авторов после этого: человек, получивший премию, моментально становится популярным у издателей. Национальная литературная премия в Беларуси присуждается всего три года. Ее нужно развивать, и хотелось бы, чтобы подумали о дальнейшей судьбе книги, которую отметили. Может быть, стоит создать библиотеку лауреатов премии, чтобы поддерживалось внимание к творчеству отмеченного литератора...

Людмила Рублевская:

— Сегодня, в мире унификации, чрезвычайно важно, чтобы белорусы знали свою историю. Настоящую, которая является частью европейской. Чтобы осознавали, что в этой истории было все — и отважные рыцари, и очаровательные дамы, и полководцы, и поэты, и философы... Я стараюсь в своем творчестве разрушать существующий стереотип насчет нашего прошлого, магистральный герой которого для многих так, к сожалению, и остался — «мужик-белорус, пан сохи и косы», хотя у того же Купалы есть и Бондаровна, и Гусляр, и Машека, образы романтические и красивые... Нам еще предстоит многое вербализировать, многих героев возвращать — то, что в других литературах давно сделано Вальтером Скоттом, Генрихом Сенкевичем и другими. Я постаралась, чтобы в моем цикле авантюрно-приключенческих романов «Авантуры Пранціша Вырвіча» читатель попадал в такой захватывающий, героический и романтический мир XVIII века на Беларуси, что ему захотелось бы больше узнавать о белорусской культуре и истории... Чтобы мои герои — молодой обедневший шляхтич Прантиш Вырвич и полоцкий доктор Балтромей Лёдник — были хорошей альтернативой стереотипному белорусскому литературному герою, чтобы говорили, что наша литература — это не только «о деревне и о войне». Прантиш Вырвич и Балтромей Лёдник — люди, которые знают, что такое честь и достоинство, и способны их защитить, как и свободу своей земли. Название четвертой части — «Авантуры Пранціша Вырвіча, здрадніка і канфедэрата» объясняется тем, что герои попадают в тяжелое для нашей земли время, последние годы Речи Посполитой, когда воевали за власть различные магнатские группировки, привлекая иностранные силы, и героев бросает из одного омута в другой, из одной армии в другую, таким образом они для кого-то все время являются предателями... Но главная их идея — не предать самих себя и родину. Из всех своих путешествий они возвращаются в родной Полоцк. Беларусь находится на перекрестках Европы, и ее мультикультурность, мультиконфессийность я также изображаю... А чтобы читатель не скучал, приправляю все авторским юмором и фантасмагорическими деталями. Например, в четвертой части приключений читатель попадает в подземное озеро под древним Туровом, где раскрывается тайна знаменитого Туровского колодца и Железного Змия. Я рада, что у романов появляется все больше поклонников, и не только в Беларуси. Время от времени встречаю сведения, что по «Авантюре» проводятся квесты, проводятся инсценировки, даже играют в «Мафию». Оказалось, что и иностранцам интересно с помощью Лёдника и Вырвича узнать о нашей истории, открыть для себя Беларусь, — появились переводы и зарубежные издания.

Фото Сергея НИКОНОВИЧА  

Выбор редакции

Культура

Кровавые сосны и невидимая стража. ​Почему Лидский замок охраняют погибшие в XІV веке воины

Кровавые сосны и невидимая стража. ​Почему Лидский замок охраняют погибшие в XІV веке воины

«На склоне холма, словно подпирая замок, растут две долголетние сосны. Они сохранились благодаря распространенному среди горожан и окружающих жителей убеждению, что они выросли не на растительном соке, а на крови».

Общество

​Жители Кобрина восстановили бабушкин дом в деревне и создают агроусадьбу

​Жители Кобрина восстановили бабушкин дом в деревне и создают агроусадьбу

Яшчэ некалькі гадоў таму Людміла і Уладзімір Жарын былі звычайнымі жыхарамі райцэнтра.