Чай в трех упаковках, молоко в пластиковой бутылке, сыр в пленке — скажите, когда вы последний раз приходили из магазина без мусора? Упаковка так поглотила нас, что мы кладем в отдельный пакет даже бананы и сырки. А много людей задумываются, куда потом попадают все эти отходы? Цифры говорят, что нет. Представьте, в прошлом году было собрано 600 тыс. тонн вторичного сырья, а это лишь 16% от общего количества мусора. Остальные 3 млн тонн просто отправились на полигон. Но есть и хорошая новость: с каждым годом процент сбора вторсырья растет, хотя и не очень быстро. Для сравнения: в 2012 году он составлял 10%. Что мешает белорусам правильно сортировать мусор и как решаются эти проблемы, узнал корреспондент «Местного самоуправления».
Раздельный сбор и переработка отходов — сравнительно новые понятия для нашей страны. Еще несколько лет назад весь мусор сгружался в один бак. Сегодня же белорусы постепенно учатся сортировать все, что есть в мусорке, по четырем контейнерам. Кажется, нет ничего сложного в том, чтобы выбросить пластик в желтый контейнер, стекло — в синий, бумагу — в зеленый, а смешанный мусор — в серый. После чего переработчикам остается забрать определенный вид отходов, а производителям — сделать новые вещи из вторсырья. Однако есть много «но», которые препятствуют этому круговороту отходов.
Все еще низкая осведомленность населения
Уже, пожалуй, не осталось издания, которое бы не писало о важности сортировки мусора. Об этом говорят по телевидению и радио. А два года назад государственным учреждением «Оператор вторичных материальных ресурсов» был запущен проект «Цель-99». И сегодня всем известные еноты рассказывают белорусам, зачем сортировать мусор и как правильно это делать.
— В нашей стране более 100 линий сортировки, из них 37 введены в эксплуатацию при финансовой поддержке «Оператора вторичных материальных ресурсов», — рассказывает главный специалист по информационной работе учреждения Нина Кульбеда. — Также у нас функционируют 13 переработчиков бумаги и картона, 8 — стекла, 9 — изношенных шин и около 100 — пластмасс. Каждый из переработчиков специализируется на определенном типе сырья (особенно это касается пластика). Поэтому они сотрудничают с линиями сортировки — поставщиками необходимых вторичных ресурсов.
Получается, перерабатывать сырье есть кому, проблема в другом. Многие белорусы до сих пор не понимают, зачем им сортировать мусор? Мол, зачем я буду выполнять чужую работу?
Учреждение «Центр экологических решений» провело исследование под названием «Развитие экологической дружественности в Беларуси в 1990—2015 годах». Его результаты свидетельствуют о том, что только 29% опрошенных белорусов сортируют отходы, 49% каждый раз берут новый полиэтиленовый пакет в магазине, 22% предпочитают одноразовые товары. Отсюда вытекает и следующая проблема.
Отсутствие мотивации
Кажется, большая часть наших граждан думает, что сортировать мусор за них должен кто-то другой. В то время как во многих европейских странах люди еще и платят за сбор вторсырья. Видимо, в Беларуси нужно идти этим же путем? Пока такие меры не предусмотрены, но мотивировать наших людей планируется.
— Основные пути развития системы обращения с вторичными материальными ресурсами (ВМР) на ближайшие годы определены в Национальной стратегии по обращению с твердыми коммунальными отходами и вторичными материальными ресурсами в Беларуси на период до 2035 года. Она предполагает не только улучшение качества сбора отходов, но и поиск их альтернативного применения. Так, планируется внедрить залоговую систему сбора бутылок из-под напитков и технологии компостирования органики, а также использовать энергетический потенциал отходов, то есть получать из них топливо, — поделилась начальник управления регулирования обращения с отходами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ольга Сазонова.
Недостаток контейнеров и неналаженный сбор
Самое страшное для человека, который тщательно сортирует отходы, увидеть, как их... сгружают в один бак. Останется после такого желание продолжать сортировку? Но смешивать отходы из разноцветных баков — не нарушение.
— К сожалению, такое практикуется в Минске и аргументируется снижением затрат на транспортировку. Мы надеемся, что скоро этот пункт будет пересмотрен, — подчеркнула Нина Кульбеда. — В областных и районных центрах, кстати, такой проблемы нет.
Директор могилевского унитарного предприятия «РеПлас-М» Денис Католиков считает: наша система сбора вторичного сырья только отпугивает людей от сортировки мусора.
— На мой взгляд, выбрасывать все, что похоже на пластик, в желтый контейнер, сгружать мусор из трех баков в одну машину, а затем сортировать его — это неправильно, — сказал специалист. — Во-первых, если человек видит, что в контейнере для пластика только бутылки, вопросов не возникает. Но если там полно другого мусора, то туда автоматически выбрасывается все в целом. Во-вторых, люди перестают сортировать мусор, если видят, что потом все грузится в одну машину. Ведь не все знают о линии сортировки. И в-третьих, такой процесс, безусловно, портит качество сырья. Выход: нужно приучать людей качественно сортировать мусор. Желательно — с самого детства.
Действительно, в Минске (где мусор сгружают в один бак) в прошлом году был самый низкий процент сбора пластика среди областных центров.
— В столице сдают на переработку всего лишь 15—20% ПЭТ-бутылок, в то время как в Могилеве, Бресте и других городах — до 70%, — подчеркнул Денис Католиков. — Сколько за месяц собирают со всей страны, столько же в месяц в Минске закапывается в землю. Разумеется, белорусским предприятиям сырья не хватает.
Однако есть еще проблема — часто мусор и хочется сортировать, но некуда. К государственному учреждению «Оператор вторичных материальных ресурсов» нередко поступают жалобы на отсутствие контейнеров для раздельного сбора мусора или неправильное их применение. Специалисты учреждения не скрывают: действительно, контейнеров не хватает. Чтобы обеспечить все дворы по Беларуси, их нужно в два раза больше. Увеличить количество контейнеров планируется в следующем году.
— Не надо забывать и о пунктах приема, которые есть в каждом городе. Как показывает статистика, люди сдают туда, например, макулатуру чаще, чем выбрасывают в контейнеры. Также бумагу собирают в школах, на предприятиях, — отметила Нина Кульбеда.
«Хитрая» упаковка
На УП «Экорес» из смешанных отходов, собранных из трех контейнеров, вручную достают бумагу, картон, прозрачные и разноцветные пластиковые бутылки (ПЭТ), бутылки от моющих средств и косметики, белые бутылки от молока, упаковки Tetra Pak, полиэтиленовые пакеты, алюминиевые банки, пленку и стекло. Остальной мусор вывозят на полигон.
— Теперь применяется очень много самых различных видов упаковки. Часто даже специалисту трудно определить, из какого материала она сделана. Именно поэтому мы советуем выбрасывать все отходы и изделия, которые визуально состоят из пластика, в желтый контейнер, — рассказала Нина Кульбеда.
Действовать по такому же принципу советуют и в Центре экологических решений, сотрудники которого разработали «Зеленую карту» (на ней отмечены пункты приема отходов), а также специальные брошюры «Как правильно сортировать мусор». Однако следует понимать, что не все «можно», прописанные в брошюре, стопроцентно попадут на переработку. Так, например, маркировка «РР» или «5» в треугольнике может быть как на бутылке от молока, так и на обертке от шоколадного батончика.
— Упаковка от макарон, шоколадок вряд ли попадет на переработку, поскольку ее очень сложно распознать на сортировочной линии. Специально смотреть маркировку на конвейерной ленте никто не будет, — отметила сотрудник Центра экологических решений Наталья Блыщик. — Но сейчас в Гродно начали собирать такую упаковку и производить из нее тротуарную плитку, поэтому есть смысл выбрасывать ее в желтый контейнер.
Отсутствие альтернативы
К сожалению, сегодня сходить в магазин и не принести оттуда мусор — почти невозможно. Даже если сознательно захочешь взять что-то без пакета, тебе «заботливо» дадут его на кассе. Единственный выход — чаще покупать продукты на рынках, куда можно принести свою тару, также стараться не покупать лишнего — сортировать отходы у прилавка магазина.
— Переработка в большей степени борется с последствиями чрезмерного потребления, — считает Мария Сума, сотрудник Центра экологических решений, руководитель проекта «Зеленая карта». — По сути, переработчики пытаются устранить проблемы, возникшие из-за отсутствия выбора более экологического варианта услуги или товара. Но если вдумчиво относиться к тому, что приобретает каждый из нас, скорее всего, перерабатывать пришлось бы значительно меньше.
Разумеется, сортировать мусор. И не надеяться, что за нас это сделает кто-то другой. Конечно, сегодня в стране делается все возможное для того, чтобы как можно меньше отходов попало на свалки. Но сделать Беларусь страной, свободной от мусора, мы можем только все вместе. Поэтому не игнорируйте разноцветные контейнеры. А если их у вас нет, не волнуйтесь — отходы бумаги, картона, пластмассы, стекла можно отнести в приемно-заготовительные пункты, их адреса ищите на сайтах (target99.by, greenmap.by). В сельской местности люди могут обращаться в организации ЖКХ — как правило, на их базе есть приемные пункты.
Екатерина ТИТОВА
О чем нужно подумать и как реально оценить свои силы перед усыновлением?
Накануне профессионального праздника педагогов в Национальном пресс-центре обсудили имидж учителя, всестороннее развитие студентов педагогических вузов и новые проекты.
Рассказываем, почему туда стоит сходить.
Партия товаров, предназначенная для белорусских субъектов хозяйствования, была отгружена в порту Шанхая в августе 2024 года.