Больше двух лет назад, в декабре 2015-го, будущая олимпийская чемпионка говорила о недовольстве своим выступлением в Сочи, рассказывала о хобби и делилась ожиданиями насчет нового сезона. Приводим текст беседы сегодня, когда Анной Гуськовой по праву гордится вся Беларусь.
...Это, пожалуй, самый эффектный и зрелищный зимний вид спорта. От лыжных акробатов, выполняющих пируэты в воздухе, иногда невозможно отвести глаз, а они бесстрашно разгоняются и взлетают. В Беларуси фристайл уже давно полюбился болельщикам, ведь наши спортсмены регулярно балуют соотечественников призовыми местами, а имена белорусов знает весь спортивный мир. После завершения карьеры олимпийской чемпионки Аллы Цупер женская сборная не осталась без талантливых спортсменок. Анна Гуськова выросла на победах старших коллег и раньше не оставалась в тени их славы, а теперь, кажется, настало ее время. Анна уже успела принять участие в Олимпийских играх и чемпионатах мира, также становилась неоднократным призером этапов Кубка Европы, а осенью этого года выиграла открытый чемпионат Беларуси по прыжкам на лыжах в воду. Это дало повод познакомиться с нашей главной надеждой будущего соревновательного года ближе.
- Аня, как прошла подготовка к сезону?
- Провели несколько сборов, побывали в Швейцарии, Финляндии, дома прыгали в воду. Сезон стартует с этапов Кубка Европы, потом этап Кубка мира в Пекине, после Нового года этапы в США, Испании, России. В марте 2016-го будет и домашний старт, здесь главное, чтобы не подвел снег.
- Чего ждешь от нового сезона?
- В первую очередь, конечно, пьедесталов. Это моя цель, и я очень к ней стремлюсь, не зря же мы столько тренируемся. В этом сезоне буду усложнять свою программу, так как двойными сальто уже никого не удивишь. И парни, и девушки прыгают тройные, конкуренция очень большая.
- Со спортсменами из каких стран придется бороться за пьедестал?
- Сегодня среди сильнейших китайцы, россияне и мы, конечно.
- Можно сказать, что ты росла в чемпионской атмосфере, ведь рядом всегда были Дащинский, Цупер, Козеко...
- Это со стороны кажется, что они какие-то нереальные - небожители. А на самом деле, когда ты тренируешься в такой компании, то этого особо и не замечаешь. У нас в команде все так отлично: все хорошие, все друг другу помогают, очень сплоченный коллектив. Конечно, всегда хочется брать пример с наших чемпионов. Когда еще Дима Дащинский сам прыгал, постоянно наблюдала за ним и отмечала что-то для себя. Ну, а Николай Иванович - величайший специалист, я понимаю его уже с полуслова.
- Теперь в роли лидера уже ты, чувствуешь психологическое давление?
- Нет, не сказала бы. Понимаю, что на меня возлагают надежды, поэтому должна в два раза, в три, а то и в десять больше тренироваться. В принципе, вся ответственность перешла к нам, но я спокойно к этому отношусь.
- Ты уже успела выступить на Олимпиаде. Какие ощущения?
- Я не совсем довольна тем, что показала в Сочи (21-е место), но зато получила опыт. По ощущениям это было, конечно, страшно, но по телевизору все выглядит более феерично, кажется, так все красиво, а когда ты сам там находишься, то чувствуешь себя как на обычных соревнованиях. А может, я просто не понимала, что была Олимпиада, летала, как будто в космосе.
- Со стороны не страшно наблюдать за прыжками?
- Уже столько лет тренируешься, что смотришь на это как на обычное дело. Другое - прыгать самому: страшно всегда, даже когда приземляешься в воду.
- Что тогда привело тебя во фристайл?
- Его для меня выбрали мои родители. Вообще, мама занималась художественной гимнастикой, и если бы не папа, то я тоже бы стала гимнасткой. А папу что-то связывало с фристайлом, поэтому решили отдать меня туда, и никто не спрашивал, хочу я или нет. Рано начала тренироваться - в 7 лет, а в 9 уже перевернулась в воду, через год прыгала на снег. Потом начались сборы, поездки и так затянуло, я даже не думала, что может быть что-то, кроме фристайла.
- При этом спорт не отобрал детства?
- Нет, оно было у меня вообще шикарным. Теперь дети могут нам только позавидовать, вместо телефонов и айпадов у нас были песочницы.
- Теперь уже родители не жалеют, что отдали тебя в такой травмоопасный вид спорта?
- Конечно, они всегда напоминают мне об этом, наверное, волнуются, но в общем, думаю, уже привыкли. Это моя работа, и у каждого она своя, ведь никакой человек не застрахован: вышел на работу, сосулька на голову упала... Также и у нас.
- Приходилось прыгать при экстремальных погодных условиях?
- Зимой погода вообще непредсказуемая: и снег, и туман резко могут появиться. Я помню один раз: мы приехали на склон, я выезжаю и ничего не вижу дальше своей руки. Ну, в принципе, в таких случаях тренировки отменяют, но бывают моменты, когда отмены быть не может, например на Олимпиаде в Ванкувере. Еще многое зависит от ветра, он может быть встречным или попутным, в зависимости от этого на склоне мы становимся выше или ниже. За этим наблюдает тренер, он стоит с прибором и анализирует ситуацию. Вообще, я люблю зиму, но только не с очень сильным морозом, потому что, когда прыгаешь, все замерзает и ты не можешь нормально сконцентрироваться.
- С победами наших соотечественников на Олимпийских играх фристайл становится все более популярным в Беларуси.
- Да, раньше многие не понимали, что это такое, когда я говорила, чем занимаюсь. Большинство людей думало, что это направление танцев. Меня такое, честно говоря, раздражало. А теперь уже все знают и сразу называют имена лидеров. Тем более когда открылся центр фристайла в Минске, куда люди могут прийти просто отдохнуть в бассейне и заодно наблюдать за нашими тренировками. А вообще, если говорить о Беларуси, то она всегда отличается своей чистотой и людьми. Они у нас более добрые что ли. В Америке, например, люди, на мой взгляд, странные - странно одеваются, странно разговаривают. У нас общество какое-то сплоченное, подойдешь на улице, что-то спросишь - тебе не только расскажут, но и покажут.
- Если бы к тебе приехал гость из другой страны, что бы ты ему в первую очередь показала?
- Центр «Фристайл» (смеется). У нас же есть сейчас туристический автобус, который по Минску возит, я вместе с ним бы, наверное, села и послушала про Беларусь.
- На некоторых твоих фото видно, что у тебя есть татуировки...
- Да, первую я сделала в 17 лет, идея пришла спонтанно, мне просто захотелось что-нибудь набить, в результате пошла и сделала. Некоторые люди вкладывают в рисунки на теле какой-то особый смысл, у меня такого нет. Если это надпись, то да, конечно, а если изображение - нет, оно просто тебе понравилось. На ключице у меня написано «стремиться вверх», на правой руке выбита пума, а на левой - цветок с пером, который еще будет продолжаться. Никакой философии я туда не вкладывала.
- Что еще хочешь набить?
- Не знаю, это же надо думать, необходимо время: мне все-таки с ними ходить всю жизнь.
- Чем любишь заниматься, кроме спорта?
- Если есть свободное время, фотографирую людей и себя (смеется). Люблю хенд-мейд, что только не делаю. Люблю рисовать, но еще не умею. А вообще, моя мечта - шить одежду. Пока на это, к сожалению, не хватает времени. Из более экстремального люблю серфинг.
- Поэтому, наверное, предпочитаешь отдых на море?
- Мне все равно, где проводить отпуск, главное, чтобы было время и солнце.
- Какие черты характера ты не любишь в себе?
- У меня, вероятно, завышена самооценка, но люблю в себе все. Я очень хорошая - это одновременно хорошо и плохо, потому что иногда люди пользуются. А вот в других меня больше всего разочаровывает ложь, особенно если это происходит нагло, прямо в глаза.
- Читать любишь?
- Честно говоря, не очень, последнее, что читала, — «Бегущий за ветром» Халеда Хоссейни. Интересный роман, рекомендую. Многое хочется прочитать, но не хватает времени. Билеты из кино собираю, кстати. Я не могу понять, как их можно выбросить, потому что это такая память.
- Твои друзья тоже спортсмены?
- Не обязательно, они у меня совсем разные люди. А моя команда фристайлистов - это точно мои друзья. Мы с самого детства вместе, и все живем фристайлом, поэтому всегда есть о чем поговорить. В друзьях главное, чтобы они были настоящими, у меня только такие.
- Как относишься к популярности и «звездной» болезни?
- Я еще ничего не достигла, чтобы считать себя звездой. Сразу после соревнований люди узнают, а так - нет, поэтому я к этому отношусь спокойно. Если бы поклонники стояли у меня под окнами - другое дело. В любом случае, я точно знаю, что «звездная» болезнь мне не грозит, потому что есть люди, которые поставят на место.
- Что пожелаешь болельщикам накануне нового сезона?
- Болейте за Беларусь, болейте за нас, ваша вера вселяет в нас надежду. В марте Раубичи примут этап Кубка мира, всех приглашаю на соревнования, поддержите не только нас, но и участников из других стран, чтобы они почувствовали белорусское гостеприимство. Наши зрители всегда очень хорошо болеют, в прошлый раз, несмотря на сильный мороз, люди все равно приезжали и прекрасно поддерживали спортсменов.
Дарья ЛОБАЖЕВИЧ
Фото pressball.by, БЕЛТА, REUTERS, vk.com
Общежитие в агрогородке Большая Рогозница вступило в эксплуатацию совсем недавно.
Факты для тех, кто сомневается, прививаться или нет.