Вы здесь

ГАИ объяснила, зачем нужны штрафные баллы и другие нововведения


Проект изменений в закон «О дорожном движении» вынесен на общественное обсуждение. Среди новаций, которые затронут каждого автомобилиста, — начисление за нарушение ПДД штрафных баллов. Кроме этого, предлагается узаконить возможность для всех желающих сдавать квалификационный экзамен на автомобиле с автоматической коробкой передач, признать недействительными бессрочные удостоверения, которые выдавались во времена СССР, выдавать международные водительские удостоверения и другие. О нововведениях рассказал старший инспектор по особым поручениям УГАИ МВД Александр Шевченко.


— Александр Валерьевич, в проекте закона больше всего вопросов у всех вызывают штрафные баллы за нарушения. Как это будет осуществляться?

— За каждое нарушение в зависимости от его серьезности водителю будет начисляться от 1 до 4 баллов. Нарушения, по которым срок продолжительностью в год истек, автоматически будут аннулироваться. Разрабатывается дополнительная программа, которая позволит водителям, зайдя через интернет в свой личный кабинет, ознакомиться с количеством баллов. Важно за последние 12 месяцев не насобирать 15 и более баллов. За такое количество временно, на шесть месяцев, нарушителя будут лишать права управления. Пересдачи не предусмотрено, удостоверение вернут через указанный срок. 15 баллов — это 15 мелких нарушений или четыре серьезных. По нашему мнению, насобирать такое количество законопослушному водителю очень сложно. Но, согласно нашему анализу, есть автомобилисты, совершившие и 25, и 50, и даже свыше 100 нарушений. Правда, таких граждан не много.

— Какой смысл тогда вводить такую ​​систему?

— Чтобы дисциплинировать лихачей. Для кого-то наказание штрафом не имеет большого значения — расплатился и забыл. Тем временем большинство нарушений в той или иной степени оказывают влияние на безопасность дорожного движения. Те нарушения ПДД, что, на наш взгляд, на нее не влияют, мы включили в специальный перечень, — за них штрафные баллы начисляться не будут. Это, например, отсутствие свидетельства обязательного страхования гражданской ответственности, использование регистрационных номеров неустановленного образца и нарушения, которые подпадают под статью 18:22 ч. 5 Административного кодекса (другие нарушения ПДД).

— А за отсутствие техосмотра баллы предусмотрены?

— Техническое состояние автомобиля влияет на безопасность движения, кто бы что ни утверждал на форумах. И печальный пример тому — авария на проспекте Победителей, когда водитель грузовика из-за неисправности тормозной системы сбил людей, переходивших дорогу по пешеходному переходу, погибла девочка.

— Показания камер фотофиксации также принимаются во внимание при начислении штрафных баллов. Но за рулем может находиться не только владелец автомобиля...

— Законодательство предусматривает процедуру, когда в течение месяца с момента получения постановления собственник может представить соответствующие данные, что за рулем в момент совершения нарушения находился другой гражданин. Если автомобиль принадлежит юридическому лицу, оно должно в течение пяти дней проинформировать, кто был водителем. Кстати, превышение скорости, было оно зафиксировано камерой или сотрудникам ГАИ, — одно из самых грубых нарушений. Оно нередко становится причиной ДТП с пострадавшими. Ограничения введены не зря. Согласно европейским исследованиям, при ДТП на скорости 60 км/ч пешеход часто погибает. Поэтому во многих странах в населенных пунктах разрешенная скорость снижена до 50 км/ч. Важно помнить, что превышение даже на 10-20 километров имеет роковое значение.

— Как введение штрафных баллов в дополнение к штрафам соотносится с принципом «Одно нарушение — одно наказание»?

— Административный кодекс предусматривает штраф с лишением прав за ряд нарушений. К тем, кто не выплачивает их, могут применяться такие меры, как ограничение выезда за границу, прекращение права управления. Это не дополнительное наказание, а меры, которые заставляют выполнить наложенное взыскание. В данном случае штрафные баллы — профилактические, превентивные меры. Мы не ставим себе целью лишить водительских прав, а, наоборот, напоминаем, что если водитель будет игнорировать ПДД, то насобирает недопустимое количество баллов и может лишиться документа. Во время общественного обсуждения было много высказываний о том, что собрать 15 нарушений почти нереально. Вот у вас сколько нарушений за год?

— Ни одного, но так везет не всегда...

— Как показывает практика, таких водителей, у которых 1-2 нарушения за год или вообще их нет, большинство. Возникает вопрос, чего тогда опасаться? На форумах высказывают мнение, что достаточно десять раз неправильно припарковаться, насобирать штрафных баллов — и тебя лишат прав. Но если автомобиль припаркован, например, рядом с пешеходным переходом, это нарушение безопасности дорожного движения. И если в течение года выписывают один штраф, второй, третий, это повод задуматься: нужно ли постоянно ставить машину в неположенном месте? У нас достаточно паркингов, и меньше половины из них занято. То же самое касается и стоянок, которые охраняются. Вопрос с парковкой решаемый.

— Вводя штрафные баллы, мы идем по пути других стран?

— Аналогичная система действует во многих странах мира, в том числе в Германии, Франции, где более высокий уровень безопасности дорожного движения. Но везде по-своему начисляются баллы. В Германии, например, в зависимости от тяжести нарушения штрафные баллы могут «висеть» в базе до 10 лет.

— Нечто подобное существовало во времена СССР — отметки в талоне...

— На этот опыт мы не ориентировались. Были другие времена: меньше машин, не такой высокий риск, даже другие нарушения. Некоторые предлагают делать отметки в талоне и сейчас, но в XXI веке, когда все автоматизировано, это неактуально. Проектом закона, кстати, предусматривается устранение талона к водительскому удостоверению.

— Какие еще изменения предусматривает новый документ?

— Многие граждане обращались с просьбами разрешить сдавать квалификационный экзамен на автомобиле с автоматической коробкой передач. Они не планируют ездить на «механике», им легче сдавать на «автомате». Мы пошли навстречу таким предложениям, и по желанию можно выбрать, на автомобиле с механической или автоматической коробкой передач вы будете сдавать экзамен. Тем, кто сдает «на автомате», будет выдаваться удостоверение с правом управления только автомобилем с автоматической коробкой передач, права на управление «механикой» оно не дает. Удивительно, но некоторые выступают даже против этого нововведения.

Также предлагается срок действия бессрочных водительских удостоверений, которые выдавались в советские времена, установить до 1 января 2020 года, после чего они будут признаваться недействительными. Этому несколько причин. Поскольку такие удостоверения выдавались очень давно, их нет в базе ГАИ. Идентифицировать водителя по ним сложно: узнать по фото, на котором 18-летний парень, сегодняшнего 60-70-летнего мужчину иногда невозможно. При обмене удостоверений обычно осуществляется контроль за своевременным прохождением медицинского осмотра, а если люди не меняют удостоверение, следить за этим сложно.

Проект изменений в закон предусматривает выдачу удостоверений международного образца. Согласно Венской конвенции о дорожном движении, наша страна признает национальные водительские удостоверения других государств, а они в свою очередь — белорусские. Но есть ряд стран, не ратифицировавших эту конвенцию, например Испания, а также страны Юго-Восточной Азии и ряд других. Поэтому при желании, если вы выезжаете в одну из таких стран и собираетесь там пользоваться автомобилем, можно получить такое удостоверение. Это обычная административная процедура. На территории Беларуси и в странах, которые ратифицировали Венскую конвенцию, действует наше национальное водительское удостоверение.

Все больше в нашей стране появляется мотовездеходов, с ними уже случались ДТП. Это тяжелые машины, и последствия могут быть самые серьезные. Поэтому планируется предоставлять право управления такими транспортными средствами. Они будут отнесены к категории тракторов и самоходных машин, это дополнительные категории H и I. Право управления можно получить с 17 лет. Специального обучения здесь не предусмотрено. В случае, если водитель ездит на транспортном средстве любой категории, за исключением мопедов и легких мотоциклов, он может управлять и мотовездеходом.

Где и до какого срока можно высказать свои замечания и предложения?

Официальное обсуждение проекта изменений в закон «О дорожном движении» продлится до 23 мая на Национальном правовом интернет-портале pravo.by. После Министерство внутренних дел проанализирует предложения и мнения. Затем проект закона с учетом поправок граждан направят заинтересованным ведомствам. После документ будет доработан и внесен на рассмотрение в Совет Министров и парламент.

Елена КРАВЕЦ

Фото БЕЛТА, Анатолия КЛЕЩУКА

Выбор редакции

Культура

Минск 1941. Как это было

Минск 1941. Как это было

Небо почернело от самолетов.

Культура

22 июня 1941 года разделила жизнь белорусов на «до» и  «после»

22 июня 1941 года разделила жизнь белорусов на «до» и «после»

Они еще не знали, что впереди — долгие три года жизни под оккупацией.

Общество

Игорь Петришенко: ЦТ — соревнование, и победа в нем должна быть честной!

Игорь Петришенко: ЦТ — соревнование, и победа в нем должна быть честной!

Социальное дистанцирование и наполняемость до 50 человек — таковы требования к аудиториям ЦТ.