Вы здесь

220 лет исполнится со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина


Наверно, каждый советский школьник писал когда-то сочинение на тему «Мой Пушкин», при этом мучительно соображая: чем же поэт, с которым его разделяют два столетия, может задеть его душу и сердце. Однако даже стихи из учебников могут прочитаться с совсем иной интонацией, если их фоном станет Михайловское — усадьба, где ровно 200 лет назад тогда 20-летний русский гений написал:

Приветствую тебя,

пустынный уголок,

Приют спокойствия,

трудов и вдохновенья,

Где льется дней моих

невидимый поток

На лоне счастья

и забвенья.


Михайловское.

Вообще-то, в родовом имении своей матери — наследстве от прадеда Абрама Ганнибала, Пушкин создал более 100 известных произведений. В том числе здесь он работал над «деревенскими» главами «Евгения Онегина». С Михайловским связано несколько периодов жизни Пушкина, рассказывает ученый секретарь Пушкинского заповедника Эдуард УЗЕНЕВ:

— На древней псковской земле расцвел поэтический гений Александра Сергеевича, и тут он завещал себя похоронить. Эта земля была бесконечно дорога его сердцу. Впервые Пушкин приехал сюда на полтора месяца после окончания лицея в 1817 году и «обрадовался сельской жизни, русской бане, клубнике и прочему».

В августе 1824 года молодой поэт попадает в Михайловское уже не по своей воле. Новороссийский генерал-губернатор и начальник Пушкина — граф Воронцов — выражал крайнее недовольство тем, что Пушкин как чиновник ведет себя неподобающим образом, уклоняется от его поручений. Надо сказать, поэт действительно тяготился службой в Коллегии иностранных дел — не улыбалась ему карьера чиновника. «Фриланс» в виде непостоянных литературных заработков был куда более притягателен.

Поводом к увольнению с государственной службы и высылке в имение матери «под надзор местного начальства» стало перлюстрированное письмо Пушкина, написанное, предполагают исследователи, Кюхельбекеру. Пушкин сообщал, что пишет «Евгения Онегина» и берет уроки «чистого афеизма»: «Здесь англичанин, глухой философ, единственный умный афей, которого я еще встретил». В те времена безбожие было очень серьезным криминалом.

Посмертная маска Пушкина.

Несмотря на то, что поэт вскоре сильно разочаровался в докторе Уильяме Хатчинсоне и даже называл его прощелыгой, а его атеистические беседы — пошлой болтовней, обвинение в атеизме стало поводом для ссылки в Михайловское, сроки окончания которой не были даже определены. Выезды за пределы псковской губернии запретили. Приезды к поэту были также крайне нежелательны. Поэтому первые месяцы он провел, по сути, в заключении. Строки к поэту Николаю Языкову тому свидетельство:

Но злобно мной играет

счастье:

Давно без крова

я ношусь,

Куда подует самовластье;

Уснув, не знаю,

где проснусь. —

Всегда гоним,

теперь в изгнанье

Влачу закованные дни.

Другие знаменитые строчки, в те дни обращенные к няне Арине Родионовне, также наполнены невеселым настроением:

Наша ветхая лачужка

И печальна и темна.

Что же ты, моя старушка,

Приумолкла у окна?

Мемориальный кабинет Алек­санд­ра Пушкина в Михайловском.

Интерьеры хозяйских построек в Михайловском.

Ссылка поэта в Михайловское стала поводом для серьезного конфликта с самыми близкими родственниками. Когда отец Сергей Львович узнал, что Пушкина привело в родовое поместье, он запаниковал и стал упрекать, что его изгнание может навлечь большую беду на все семейство. В порыве гнева он даже запретил общаться с младшим братом Львом. Опасался, что дурное влияние может повредить и его карьере в Департаменте иностранных вероисповеданий.

Страсти, которые кипели в доме поэта два века назад, оживают на фоне интерьеров, которые тщательно воссозданы сотрудниками Пушкинского заповедника. Душевные терзания поэт облекал в поэзию. Сегодня сказали бы: он таким образом сублимировал весь негатив повседневности.

Способствовали этому также суровые пейзажи Псковщины. Вид на пойменный луг реки Сороть, как и 200 лет назад, сейчас открывается взору прямо из окон нероскошного усадебного дома в Михайловском. Рецепты поэта от хандры, между прочим, остаюся актуальными до сих пор. Ничего недоступного. Внимайте, пример берите.

Банька в Михайловском.

Длительные прогулки по усадьбе и окрестностям развеивали тоску поэта. Также он очень много читал. Был большим охотником купаться в местной речке Сороти. Зимой прошибал кулаком лед в бочке с водой и ею обливался в бане. После чего долго скакал на лошади. А еще занимался гимнастикой. Поддержанию здорового духа способствовала и железная трость — весом 3,5 кг. Ее поэт носил постоянно.

Говорят, упражнялся с ней и для того, чтобы рука не дрожала во время дуэли. Кстати, биографы Пушкина утверждают, что за жизнь он участвовал в 29 дуэлях. Правда, только в четырех из них ему довелось стрелять, при этом не ранив никого. Легендарная трость до сих пор стоит у камина в мемориальном кабинете поэта.

Лишенный обычного круга друзей-интеллектуалов, Пушкин все же нашел себе компанию для приятного общения. Няня Арина Родионовна, которую поэт называл мамой, стала самым близким человеком в дни заточения. Это с ее слов он записал семь сказок. Три сюжета потом использовал для создания уже своих произведений. Случались в ссылке и неожиданные радости — например, когда в январе 1825 года к Пушкину приехал лицейский друг Иван Пущин. Эмоции захлестнули, и появились блистательные строки:

Мой первый друг,

мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,

Когда мой двор

уединенный,

Печальным

снегом занесенный,

Твой колокольчик

огласил.

В отличие от самых близких родственников, Пушкина с радостью приветствовали его соседи в деревеньке рядом. Четыре версты преодолеть на лошади — не расстоянье. И потому поэт воспользовался радушием семьи, жившей в усадьбе Тригорское, не без пользы для своего дальнейшего творчества.

Многочисленное семейство Прасковьи Александровны Осиповой-Вульф дает поэту все новые и новые поэтические поводы. Тригорским барышням — дочерям хозяйки Анне, Александрине, Евпраксии — были посвящены одни из самых теплых стихотворений. Между прочим, в сознании самих обитателей усадьбы, а позднее и ее посетителей, дом в Тригорском воспринимался как «дом Лариных». В чертах героев романа «Евгения Онегина» угадывались конкретные лица. Со временем отдельные уголки парка и даже некоторые деревья приобрели собственные имена: «аллея Татьяны», «ель-шатер», «дуб уединенный», «скамья Онегина»...

Дуб в Михайловском.

Пушкинский заповедник на Псковщине — не единственное место в России, где вам вдохновенно расскажут об истоках творчества поэта. Но именно там группе белорусских и российских журналистов посчастливилось побывать благодаря пресс-туру, организованному Постоянным комитетом Союзного государства совместно с международным информационным агентством «Россия сегодня» и Национальным пресс-центром Республики Беларусь.

Руководитель Пушкинского заповедника Георгий Василевич пригласил белорусов на всероссийский праздник — День поэзии, который по традиции проходит в июне, и отметил, что жители соседствующей Витебщины хорошо знают дорогу в Псковскую область. Не обходят они своим вниманием и пушкинские места:

— Мы рады делиться тем, что храним. Обмениваемся выставками и методическим опытом, дружим с белорусским музеем Якуба Коласа, с Национальным художественным музеем Беларуси и галереей Полоцкого историко-культурного музея-заповедника. Полагаю, что в будущем году наши коллекции искусства ХХ и начала ХХІ века можно будет увидеть в музее современного искусства Витебска.

Тем временем «Российской газетой» в очередной раз объявлен международный конкурс для учителей-русистов. Его тема на этот раз — «220: Пушкин под напряжением. Памятник или блогер? Не мешают ли классики учить русский новому поколению?». Да-да, в этом году 6 июня — 220 лет со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. Говорят, многие его стихи, эпиграммы, посвящения в альбомах можно сравнить с современными блогами. Именно потому такой ракурс взят для размышлений на все ту же актуальную тему «Мой Пушкин». Его на всех хватит.

Ирина ОСТАШКЕВИЧ

Фото автора

Название в газете: Пушкин под напряжением?

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.