20 октября, вторник

Вы здесь

Выставка «Тайны канцелярии» позволяет совершить путешествие в прошлое


Мало кто задумывается, как появились такие привычные и нужные в жизни вещи, как карандаш, ручка... Сегодня канцелярские принадлежности люди воспринимают как нечто само собой разумеющееся. Ими ученики пользуются в школах, студенты — в университетах, а взрослые — в своих офисах. Выставка «Тайны канцелярии», открывшаяся на днях в Музее книги Национальной библиотеки Беларуси, позволяет совершить путешествие в прошлое и узнать истории различных устройств. О некоторых экспонатах «Звязда» расспросила у их владельца — коллекционера, лауреата премии «За духовное возрождение» Владимира Лиходедова.


Ручка с полумесяцем Станислава Маевского

— Этот человек был крупнейшим производителем карандашей, перьев и канцелярских принадлежностей в царской России, и потом, после революции, в Польше. Он организовал свою фирму в 1889 году. Она находилась в городе Прушков под Варшавой. Это производство существует и до сегодняшнего дня. Маевский являлся большим конкурентом знаменитого Фабера. Его логотип с полумесяцем и шестиконечной звездой не разгадан и поныне. Но фирменный знак присутствует на каждой коробке карандашей. Эта серебряная ручка, как мне кажется, скорее всего была выпущена в числе небольшой партии насадок с фирменным логотипом, сделавшим по заказу производителя. Их потом использовали в качестве подарков друзьям либо высокопоставленным лицам.

А вообще у фабрики очень интересная судьба. Когда началась Первая мировая война, Маевский эвакуировал свое оборудование. (Фабрика в Прушкове была разрушена. Существует предание, что руководил танковым корпусом, который разбомбил фабрику, сын Фабера.) Есть легенда, что Маевский изначально планировал организовать производство в нашем Борисове. И целый состав с его оборудованием стоял в городе несколько недель. Он хотел приспособить с этой целью лесопильный завод. Но, поскольку фронт приближался, решил перенести все в глубинку России — в Славянск (ныне территория Украины) и там организовал производство карандашей в годы Первой мировой войны. А после революции Маевский все-таки уехал в Прушков, но его оборудование осталось. И тогда в Прушкове он снова стал крупнейшим производителем, а в Славянске на том оборудовании открыли карандашную фабрику «Славянская».

Письменный набор из семьи Монюшко

— Его я приобрел на аукционе в Варшаве. Пользовался им Станислав Монюшко или нет — точно неизвестно (ведь он умер в 1872 году), а такие наборы тогда как раз только начали выпускать. Поэтому, если композитор им и пользовался, то перед самой смертью. Но с другой стороны там мы видим вензель Монюшко: либо он сам, либо кто-то из его семьи набор использовал. Он сделан из дорогих материалов: черепаховый панцирь, золото. Такие делали в небольшом количестве. Обратите внимание на сургуч: для богатых людей туда добавляли золотой порошок, и получался сургуч с золотыми крупинками.

Реликвия семьи Монюшко.

Письменный прибор маршала Семена Константиновича Тимошенко

— После Великой Отечественной войны маршал Тимошенко командовал в наших округах (Барановичским — с марта 1946 года, а с 1949 года —Белорусским). Здесь женился на учительнице из Минска. И этот прибор, возможно, ему сделали в 1945 году, а может, чуть позже. Но видно, что он ручной работы. Использованы латунь, стекло, похожее на рубиновое. Весь набор весит около восьми килограммов. После отъезда маршала этот набор остался в семье его первой жены.

Письменный набор маршала Тимошенко.

Перьевая ручка начала ХХ века по случаю открытия 10 мая 1906 года Симплонского туннеля в Альпах

— Серебряная ручка с надписью «20 километров», кому принадлежала, неизвестно. Я приобрел ее из интереса. Когда начал изучать эту надпись, нашел информацию, что в 1906 году открылся железнодорожный туннель в Альпах на дороге, которая связывает швейцарский Бриг с итальянским городом Домадасола. Он являлся самым длинным тоннелем в мире более полувека. Торжественное открытие движения по нему состоялось 10 мая 1906 года в присутствии короля Италии Виктора Эммануила III и президента Швейцарской Конфедерации Людвига Форрера. И его протяженность была почти 20 километров (19 803 метра). То есть эта ручка — интересный артефакт своего времени.

Перо Адама Мицкевича

— Крупнейшее производство стальных перьев называлось «Русское общество стальных перьев в Риге». Они выпускали различные перья и, как и многие известные фирмы, делали это и приурочивая к юбилеям. Так, например, в 1898 году они сделали перо к 100-летнему юбилею Адама Мицкевича, а затем выпустили перо к юбилею Александра Пушкина. Это в определенной мере удивляет, ведь в Российской империи Мицкевич считался польским поэтом. Но, видимо, это демонстрирует, что его творчество имело большое значение. Перо стальное, и на нем можно увидеть портретный бюст Мицкевича. Сделано оно по аналогии с пером Пушкина. Выпускали юбилейные перья небольшим тиражом, что делает их очень редкими.

Письменные принадлежности князей Радзивиллов

— Их я тоже купил на аукционе, но неизвестно точно, кому именно они принадлежали. Думаю, это где-то начало ХХ века. Все сделано из дерева — нож для бумаги, перьевая ручка и карандаш. Но набор больше напоминает сувенирную продукцию, ведь пользоваться им, видимо, было не очень удобно. Потому что на всех устройствах сверху — охотничьи собаки.

Карандашница историка и краеведа Атона Гедемана

— Его отец был немцем, который в конце XIX века приехал осушать Речицкое Полесье. Здесь женился на белорусском, и у них родился сын Атон. Отучившись в гимназии, после революции он перебрался в Речицу. Там занимался историей, работал учителем и написал книгу «История Браславского уезда» и другие, которые с автографами также представлены на выставке. Купил я у дальних родственников Гедемана эту карандашницу. Она имеет вид химеры и там есть гравировка, поэтому можно делать вывод, что привезена она в 1920-1930-е годы.

Ручка «Граф Цеппелин»

— Граф Цеппелин известен как изобретатель дирижабля. Дирижабль (их называли цеппелинами) прилетал в какое-то место, и люди катались на нем, а после получали сувениры. И вот эти две ручки — с такого события, когда дирижабль прилетал в Таллинн, кажется, в 1930 году. Местный ювелир сделал серебряные ручки в виде дирижабля. Каждый купивший билет на цеппелин получал такую ручку в подарок.

...Владимир Алексеевич надеется, что возможность ознакомиться с его коллекциями будет однажды у еще большего круга людей. Теперь он открыт для предложений, которые позволили бы представить все его находки канцелярских принадлежностей и многочисленных открыток. Хочется надеяться, что со временем такой музей у нас появится.

Елена ДРАПКО

Фото Яна ХВЕДЧИНА

Название в газете: Сведкі гісторыі пісьменнасці

Выбор редакции

Экономика

Цифровая экосистема платформенной экономики

Цифровая экосистема платформенной экономики

 Именно в платформенной среде будут формироваться цепочки создания стоимости.

Общество

Председатель МТРК «Мир»: Мы нравимся людям, потому что делаем понятный продукт с понятным позиционированием

Председатель МТРК «Мир»: Мы нравимся людям, потому что делаем понятный продукт с понятным позиционированием

«За все время, что МТРК «Мир» ведет свою деятельность, мы невероятно выросли».

Общество

Нейрохирург о том, как избежать инсульта, избавиться от стресса и почему мы болеем раком

Нейрохирург о том, как избежать инсульта, избавиться от стресса и почему мы болеем раком

«В Беларуси пациент не всегда прислушивается к врачу, даже если требуется серьезное лечение».