Вы здесь

Врачи Анжела Галенчик и Екатерина Сухавер: Этот год очень тяжелый для системы здравоохранения


По данным Министерства здравоохранения, школьники составляют 8–12 % среди заболевших COVІD-19. Несмотря на такую небольшую цифру, а также тот факт, что дети и подростки переносят эту инфекцию легче, чем взрослые, в школах принимаются определенные меры по предупреждению заболевания. Об организации учебного процесса в условиях распространения коронавирусной инфекции, а также об особенностях второй волны мы расспросили специалистов — заведующего отделом эпидемиологии Минского областного центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья Анжелу Галенчик и заведующего отделом гигиены Минского областного центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья Екатерину Сухавер.


— Расскажите, пожалуйста, об основных методологических рекомендациях, которые санитарная служба разработала для школ.

Е. С.: — Они подготовлены с целью предупреждения распространения инфекции COVІD-19 в учреждениях образования Беларуси в 2020/2021 учебном году. На их основе, а также учитывая указания и планы исполнительных и распорядительных органов, в каждом учреждении с учетом его типа и условий, особенностей режима деятельности разрабатывается «План организационных и санитарно-противоэпидемиологических мероприятий по предупреждению возникновения и распространения инфекции COVІD-19, действий при выявлении инфекции COVІD-19», утверждаемый руководителем учреждения образования.

Основные рекомендации таковы: соблюдение мер социального дистанцирования, правил личной гигиены (мытье рук и лица), увеличение продолжительности перерывов, разделение времени начала и окончания смен, при возможности переход на двухсменный режим при односменном, посещение столовой по максимально разграниченному графику, обеспечение работы курьерской службы и прием корреспонденции бесконтактным способом, ограничение в зависимости от интенсивности развития эпидемиологического процесса проведения спортивных, культурно-массовых и иных зрелищных мероприятий, ограничение входа в учреждение. Также должны быть созданы условия для организации «пропускного фильтра» для работников, обеспечено надлежащее санитарное состояние помещений, влажная уборка с использованием разрешенных для этих целей дезинфицирующих средств. Работники должны использовать индивидуальные средства защиты органов дыхания. При отсутствии медицинского изолятора должно быть определено помещение, которое может использоваться для временной изоляции учащихся или работников с признаками острой респираторной инфекции.

— При каких условиях класс закрывают на карантин?

А. Г.: — Карантин — это больше обывательский термин. Мы в своей среде используем такое понятие, как введение противоэпидемических мероприятий. И то, что сейчас происходит в нашей стране, это как раз противоэпидемические мероприятия. Меры, связанные с роспуском класса, вводятся, согласно действующему законодательству, если налицо не менее 30 % заболевших вследствие, как правило, ОРВИ или гриппа. Такого количества сейчас нет и почти не бывает. Если углубляться в эпидемиологическое расследование, то выясняется, что ученики отсутствуют не только в связи с болезнью: заболел одноклассник, и мать решила оставить ребенка дома. Здесь имеет значение не количество отсутствующих на занятиях, а именно больных, имеющих соответствующее медицинское заключение.

— Если класс все же распускают, всем ученикам должны сделать тесты на COVІD-19?

А. Г.: — Нет. Лабораторное исследование (ПЦР или экспресс-тесты) проводятся тогда, когда имеется клиническая картина заболевания или человек является контактом первого уровня. И тут еще важно, как давно произошел контакт с больным.

— Кто принимает решение, например, о переводе класса на дистанционное обучение?

А. Г.: — Мы видим и оцениваем неблагоприятную ситуацию, даем рекомендации, включая директора учебного заведения. Например, минимизировать перемещения детей из кабинета в кабинет. Таким образом, класс учится в одном помещении, к ним приходят учителя, освобождается дополнительное время на проветривание и дезинфекцию. Мы рекомендуем, а управление образования может закрепить такие меры своим приказом, если в той или иной школе имеются для этого условия. Директор может обратиться в управление образования и ходатайствовать, скажем, о переводе на дистанционное обучение старших классов, если там болеют ученики. Но это внутренние вопросы учреждений образования. Также вводить дополнительные противоэпидемические мероприятия сверх установленных санитарных норм и правил может районный исполнительный комитет.

— Обязаны ли школьники и учителя носить маски?

Е. С.: — Маски и перчатки используют медицинские и другие работники, задействованные в работе «пропускного фильтра». Ученики старше 14 лет могут носить средства защиты органов дыхания по желанию.

— В каких случаях школьнику делают тест?

А. Г.: — Когда он заболел и имеется клиническая картина COVІD-19, или стал контактом первого уровня.

— Если родители хотят сделать ребенку экспресс-тест на платной основе, есть ли такая возможность?

А. Г.: — Его можно сделать в тех учреждениях здравоохранения, которые оказывают такие услуги. Насколько мне известно, некоторые частные медицинские центры делают платную ПЦР-диагностику. Но здесь важно оценивать целесообразность этой процедуры. За интерпретацией результатов следует все равно обращаться к специалисту. Даже положительный результат ПЦР-диагностики при отсутствии клинических проявлений не свидетельствует, что человек болен и является источником инфекции. Это могут быть обломки РНК-вируса, доза которых настолько мизерная, что не может вызвать заболевание.

Например, в тех же экспресс-тестах наличие иммуноглобулина М необязательно свидетельствует о том, что человек сейчас болен в острой фазе. Вероятно, иммуноглобулины М не успели сформироваться в иммуноглобулины J. Поэтому не стоит поддаваться панике и бездумно делать тесты по много раз.

— Сейчас, с учетом интенсивной работы лабораторий, насколько быстро можно получить результат ПЦР-теста?

— Лаборатория проводит тестирование по двум направлениям: заболевшим и контактам первого уровня (это бюджетные виды исследований) и тех, кто выезжает за границу, где требуют документ об отсутствии коронавирусной инфекции (это делается на внебюджетной основе). Весной работали в круглосуточном режиме. Сейчас пока такой необходимости нет, лаборатории справляются. Результат мы сообщаем в течение 1-2 дней.

— Сколько лабораторий работает в Минской области?

— Четыре на базе Центров гигиены и эпидемиологии — по одной в Минске и Ратомке, а также в Солигорском и Борисовском зональных центрах плюс в Минской областной больнице. При необходимости нам помогает Минздрав, подключаются РНПЦ эпидемиологии и микробиологии и Республиканский центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья.

— Сколько должны сейчас находиться на самоизоляции контакты первого уровня?

А. Г.: — В зависимости от результата лабораторного исследования и клинических проявлений. Если результат ПЦР-исследования или экспресс-теста отрицательный и отсутствуют клинические проявления, то 10 дней. Если тест положительный, но отсутствует клиническая картина, то 14. при положительном тесте и симптомах болезни — до исчезновения клинических проявлений и выздоровления пациента.

— Сейчас повторный мазок при выздоровлении не берут?

А. Г.: — Накопленный опыт показал, что целесообразно лабораторное тестирование проводить единоразово, причем анализ берут до седьмого дня с момента контактирования или возникновения симптомов.

— Проверяют ли сейчас пребывание на самоизоляции?

А. Г.: — Безусловно, это находится в пределах компетенции Министерства внутренних дел, куда мы направляем списки граждан, которым необходимо находиться на самоизоляции.

— Каковы особенности второй волны COVІD-19?

А. Г.: — Она отличается не столько течением заболевания, сколько отсутствием настороженности среди населения. Все устали и расслабились, перестали носить маски, обрабатывать руки и заботиться о социальной дистанции. В общественном транспорте считанные лица в масках. При наличии в общедоступных местах антисептиков пользование ими сейчас — довольно редкое явление. У меня это вызывает непонимание, тем более что все знают, что в осенне-зимний период наблюдается рост других ОРВИ.

— В какой момент вы почувствовали напряжение от наступления второй волны?

— Надо отметить, что санитарно-эпидемиологическая служба в целом в этом году работает довольно напряженно. Конечно, летом было меньше госпитализированных пациентов, но лаборатория тестировала тех, кто выезжал на отдых, проводились противоэпидемические мероприятия в детских лагерях. В общем, этот год очень труден для всех нас, и хочется надеяться, что через какое-то время мы выдохнем с облегчением, как и вся система здравоохранения, которая сейчас интенсивно работает в чрезвычайных условиях.

Елена КРАВЕЦ

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.