Вы здесь

В августе 1941-го Лунинец буквально вздрогнул от акта массового террора


Как известно, Генеральная прокуратура страны возбудила уголовное дело по факту геноцида белорусского народа в годы немецко-фашистской оккупации.


Следственная группа стала изучать архивные документы и уголовные дела в отношении нацистских преступников и их пособников, вести поиск живых свидетелей, которые могли бы поделиться своими воспоминаниями. Об этом рассказал прокурор Лунинецкого района Юрий Прокопчук:

— Была организована работа по установлению неизвестных ранее мест массового уничтожения мирных жителей. В прокуратуру стали обращаться неравнодушные земляки. Поступило сообщение о жертвах фашизма, захороненных вблизи деревень Галый Бор и Добрая Воля. Свидетели показали предполагаемые места расстрелов сельчан в период 1941-1944 годов.

Юрий Иванович отметил, что обращение, касающееся самого массового уничтожения в Лунинце, было основано на воспоминаниях одного из уроженцев города. После событий сентября 1939 года Сандомир Абрамович Эльпинер стал заведующим типографии, выпускал первый номер районной газеты. В мае 1940-го его призвали в Красную Армию. С первого дня Великой Отечественной был на фронте, трижды ранен. Гвардии старший сержант, командир отделения связи 50-го гвардейского стрелкового полка 24-й гвардейской стрелковой дивизии был награжден орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу» (трижды), «За оборону Сталинграда», «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Вернувшись домой, участник войны узнал, что вся его семья уничтожена фашистами... Через год после Великой Победы женился на такой же сироте, которая спаслась в эвакуации, — все родные ее погибли от рук оккупантов... в Лунинце родились две их дочери, а в середине 1950-х семья репатриировалась в Израиль. Из-за политических разногласий между СССР и Израилем наш земляк смог посетить малую родину только в 1991 году. Спустя 50 лет информация о расстреле мужчин-евреев в августе 1941-го впервые стала известна Лунинецкой общественности...

Прокурор подчеркнул, что подтверждение этих сведений имеется в акте Лунинецкой районной комиссии содействия в работе Чрезвычайной государственной комиссии по расследованию и установлению преступлений немецко-фашистских захватчиков и их пособников на временно оккупированной территории района от 10 апреля 1945 года. Из этого документа, например, следует:

«В окрестностях г. Лунинца комиссия исследовала могилы массовых жертв фашистского террора… В урочище «Мачула» обнаружены семь могил, расположенных в 400 метрах к северу от сенной базы при насыпи железнодорожной ветки Лунинец — Пинск. Размер каждой из трех небольших могил: 6×2,5 метра; размер каждой из четырех меньших могил: 4×1,5 метра. В этих семи могилах похоронены 1312 человек мужчин…»

В послевоенное время были опрошены и свидетели трагедии: Жук Владимир Степанович и Алешкевич Прокоп Акимович и другие местные жители. На основании их показаний было установлено следующее — снова процитируем документ:

«...В начале августа 1941 г. по заданию местных органов «СД» городское управление Лунинца объявило сбор мужчин-евреев под видом проверки документов и установления специальностей. Кроме документов, им было приказано взять с собой лопаты, топоры и пилы, будто бы их отправят на работу после проверки документов. Собравшихся под конвоем немецкой жандармерии повели в урочище «Мачула», заранее оцепленное немцами. Здесь часть приведенных заставили выкопать ямы. Перед каждой ямой по десять человек заставляли ложиться на землю лицом вниз. Лежавших немецкие палачи расстреливали в упор в затылок, а тех, кто остался жив, заставляли сбрасывать убитых в ямы и самим ложиться на их место. Тех, кто сопротивлялся, расстреливали на месте...».

Отрывки из этого акта опубликованы в историко-документальной хронике «Память. Лунинецкий район» (1995). Через несколько лет в районной газете своими воспоминаниями о трагедии поделился Лев Леонидович Колосов. Известный краевед писал:

«...В этой первой группе расстрелянных лунинецких евреев были главный раввин города Юдель Иегуда Зулер, врач Гурвич, коммунальник Ицка Муляр, награжденный бронзовой медалью за заслуги перед Лунинцем (отец известного в городе футболиста), и много-много других. А вот фамилии варшавских беженцев сегодня определить уже невозможно...

Пока за городом расстреливали евреев, в самом Лунинце умело была организована облава на тех, кто не явился к управе. Полицаи и немецкие солдаты не пропустили ни одного двора, сада и огорода, ни одной улицы и переулка. К сожалению, фашистам помогали не только лунинчане-полицаи, но и отдельные добровольные усердные помощники из гражданских лиц. На Красной улице «отличились» двое молодых братьев, которые с палками в руках искали жертв по огородам. Облава дала свои результаты — было поймано около 40–50 мужчин, которых также расстреляли за городом…

Первое массовое наказание людей вызвало в городе шок. Лунинец притих, съежился. Особое впечатление произвел рассказ полицейских, как Яков Гринштейн на коленях, плача, умолял одного из них о пощаде, а его избивали палками и потом расстреляли... А что творилось в семьях убитых! В домах везде слышались рыдания, мольбы о помощи. Вспоминать об этом страшно...».

Представители общества выходцев из Лунинца и летучая Кожан-Городка в Израиле, которые с 1990-х гг. ежегодно посещают Беларусь, планировали установить памятный знак на похоронах мужчин-евреев, но не смогли найти точное место уничтожения. Самые опытные жители утверждали, якобы сейчас там расположен гаражный массив. Не так давно ключ к поиску дала лунинчанка Надежда Ивановна Карпукович. Она родилась в послевоенное время, но именно на улице Песчаная, где была расположена вышеприведенная сенная база. Так было установлено предполагаемое место захоронения 1312 жертв фашизма.

Собранные материалы переданы в Генеральную прокуратуру, которая и примет решение о последующих действиях. Районный прокурор призвал местных жителей продолжать делиться информацией о неизвестных местах массовых захоронений периода немецко-фашистской оккупации. Чтобы не допустить подобных преступлений на нашей мирной земле, необходимо увековечение памяти обо всех жертвах фашизма.

На днях представители общественности возложили традиционные 6 роз (это цифра означает 6 миллионов жертв Холокоста) к братской могиле узников гетто — в память о 80-й годовщине гибели 1312 лунинецких мужчин-евреев.

Татьяна КОНОПАЦКАЯ

Название в газете: У жніўні сорак першага...

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.