Вы здесь

Владимир Мищанчук: Мечтаем о бриллиантовой свадьбе


«Вечно твоим останется только то, что ты отдал» — так говорил Владимир Короткевич. Этого мнения, этого выражения придерживается в жизни и творчестве мой собеседник — заслуженный артист БССР, декан театрального факультета Белорусской государственной академии искусств, профессор Владимир Мищанчук. Его творческая и личная жизнь тесно переплелись. В браке он уже более полувека, сотни раз выходил на сцену вместе со своей женой Людмилой Кучеренко. Теперь они — тоже вместе — растят новое поколение белорусских театральных артистов.


— Владимир Андреевич, каким для вас был прошлый год и как для декана театрального факультета БГАИ и ведущего мастера сцены Театра-студии киноактера при киностудии «Беларусьфильм», и как для мужа, отца, дедушки и прадедушки?

— Сначала хочу поблагодарить вас и редакцию газеты «Звязда» за внимание к моей персоне! Прошлый год? Вы знаете, три вещи в нашей жизни никогда не возвращаются: выпущенная стрела, сказанное слово и прожитые годы. Наша жизнь – не те дни недели, месяцы, что мы прожили, а те, что запомнились. Как для декана театрального факультета, или «отца большой семьи», как меня называют, это был год плодотворный в учебном, творческом, познавательном и духовном плане, несмотря на пандемические и другие катаклизмы. Пусть в режиме онлайн, но мы продолжили совершенствовать наши международные связи с театральными школами России, Молдовы, Украины. Набор новых абитуриентов и выпуск молодых специалистов прошли на высоком уровне при стопроцентном распределении. Это достаточно важные государственные дела. Что касается моей творческой жизни и деятельности в Театре-студии киноактера, также хотелось бы выразить благодарность руководству театра за возможность творчески реализовывать себя, директору Алле Стебаковой и, конечно же, художественному руководителю театра народному артисту Беларуси Александру Ефремову, коллективу театра. У меня в репертуаре на сегодня 10 названий различных спектаклей, и практически в каждом главные роли. Это «Пигмалион», «Кто смеется последним», «Механический человек», «Безымянная звезда», «На всякого мудреца довольно простоты», «Забыть Герострата», «Фальшивая нота» и другие. В Академии искусств, где я работаю уже 35 лет, меня называют «играющий тренер». Я человек не успокоенный. Наверное, поэтому так долго живу... Еще не все успел, не все сделал... Хотя сделано немало, сыграно более сотни ролей в театре, кино, на телевидении и радио. Скажу честно, для меня наша белорусская государственная академия искусств и Театр-студия киноактера неразделимы, это мой второй дом. Театру служу более 55 лет. Никогда ему не изменял и не изменю, пока буду жить! Для актера главное — быть востребованным. Я благодарен Богу и судьбе за этот бесценный подарок!

— Вы родились в простой крестьянской многодетной семье на Полесье. А какая у вас семья сейчас?

— Да, мое детство прошло в Дрогичинском районе в деревне Воловель. Нас было шестеро. Мама и папа, простые малообразованные крестьяне, делали все, чтобы мы выросли прежде всего людьми. Папа прошел войну, воевал под командованием Константина Рокоссовского, потом Георгия Жукова, после войны был конюхом в колхозе. Никогда не забуду, как учил нас с братом Николаем косить, загребать сено, пахать землю, копать торф, ездить верхом на лошадях. Однажды он сказал: «Ребята мои, хочу, чтобы по этой жизни вы к своей цели ехали на трех лошадях, которых зовут Совесть, Милосердие и Стыд!» Этого постулата придерживаюсь всю свою жизнь. И еще помню, как мама сшила мне сумочку через плечо для школьных тетрадей и букваря, когда я шел в первый класс... Чтобы не растерял тетради, чтобы сумочка не раскрывалась, она попросила у папы пуговицу от шинели, которая висела в сенях дома, которой на зиму мама накрывала дежи с салом, соленьями. И пришила его к этой сумке. Когда я шел по улице, мне казалось, что все люди смотрят на эту «золотую» пуговицу со звездой. Она освещает мой жизненный путь до сегодняшнего дня.

Моя семья тоже не маленькая. У нас с моей женой Людмилой Кучеренко двое детей: Андрей и Екатерина, двое внуков и двое правнуков, но еще, как говорят, не вечер. Когда нам было на двоих 100 лет, мы обвенчались в церкви. Мы Львы, родились 3 и 5 августа в один год — 1946-й.

Детям своим мы дали высшее образование. Сын Андрей окончил нашу Академию искусств, имеет специальность «режиссер телевидения». У него сейчас свой бизнес, он уже дедушка, а мы, соответственно, стали прадедушкой и прабабушкой.

Дочь Екатерина начала учиться музыке здесь, в колледже при Академии музыки, но потом ее пригласили в школу при Московской консерватории по классу скрипки. Там же она получила высшее музыкальное образование, работала в Вивальди-оркестре под управлением народной артистки России Светланы Безродной, потом прошла конкурс в оркестр «Новая Россия» под руководством народного артиста СССР Юрия Башмета. Объездила весь мир, сейчас волей судьбы вернулась домой, в Минск, работает в Государственном камерном оркестре Беларуси, занимается педагогической деятельностью, воспитывает сына. Никон пошел по маминой тропе. Уже, как и матери, лауреат международных и республиканских конкурсов, победитель Республиканского телевизионного конкурса «Талант страны», недавно стал лауреатом Дельфийских игр, которые проходили в Москве. Горжусь тем, что он играет со мной в театре в спектакле по пьесе французского драматурга Дидье Корона «Фальшивая нота», где с нами на одной сцене мой ученик, замечательный актер Сергей Лапаницын. Памятный прошлый год будет тем, что на VІ республиканском театральном конкурсе «Национальная театральная премия» эта постановка победила в номинации «Лучший спектакль для большой сцены», а я лично удостоен диплома «За лучшую мужскую роль». Эту премию я называю белорусский Оскар! На ХІХ Международном театральном форуме в Москве «Золотой Витязь» этот же спектакль получил высшую награду международного жюри — «Золотой диплом» в номинации «За лучший актерский дуэт».

С дочерью Екатериной и внуком Никоном.

— Мы присоединяемся к поздравлениям и рады этой высокой оценке вашего творчества! Но снова хочу вернуться к делам семейным.

— Семья в моем понимании — большая строительная площадка, где есть свои архитекторы, инженеры, строители и просто рабочие. Кто и как здесь выполняет свою роль, зависит от обстоятельств, условий и возможностей. Каждый человек хозяин своей судьбы... Мы с Людмилой строим нашу семью до сегодняшнего дня вот уже 52 года, в марте 2022 года будет 53! Мечтаем о бриллиантовой свадьбе... Шучу!

— Друзья и знакомые называют вашу семью итальянской. Почему?

— Наверное, потому, что среди творческих семей жить и творить столько лет — редкость и потому, что мы эмоциональные, не спокойные. Вместе работаем в академии, выпустили не один курс в нашей творческой мастерской. Людмила — великолепный педагог, доцент, много снимается и снималась в кино, работала в театре. Многие вопросы решаем иногда бурно, разводимся, потом, естественно, сходимся, отходим, признавая свою горячность или ошибку. Я не верю, что есть семьи, в которых все гладко, все связно, сплошная идиллия. Это скорее показуха!

— С Людмилой Петровной вы познакомились в 60-е годы здесь, в Минске, потом был гродненский театр, потом вас перевели на работу в БГТМИ — нынешнюю Белорусскую государственную академию искусств?

— Это особая страница в нашей жизни. Я поступал в театральный институт дважды. Первый раз приехал поступать, а экзамены в июле, мне еще не было 16 лет. Потом еще раз поступал, и вот тут, при чтении приказа о зачислении я, как говорят, нос в нос столкнулся с Людмилой у доски объявлений, где и увидели свои фамилии. Вот тут произошел молниеносный разряд, мы бросились друг к другу, кричали, обнимались, целовались, ругались нецензурными словами... И вот уже 52 года этот молниеносный разряд эхом отзывается в нашей повседневной жизни. Студенческие годы — это сон, сказка, страдания творчества, поиск настоящего я, сомнения и разочарования, радость от первых успехов. Все делили с ней вместе, горя и радости. Меня оставляли работать в Минске в Театре юного зрителя, я уже репетировал там главную роль. Режиссер Борис Ганаго сказал, мол, только к нам, Борис Луценко из Русского театра имени М. Горького сказал то же самое. Я у Бориса Ивановича играл в его спектакле... У Людмилы тоже был выбор... Ехать на север в военный театр или в Гродненский областной драматический театр. Ректор отговорил ее от Сибири, и она подписала распределение в Гродно. Естественно, я отказался от распределения в Минске и попросил распределить меня в Гродненский областной драматический театр, куда ехали четыре наших выпускника и Людмила в том числе. Главный режиссер Гродненского театра, заслуженный деятель искусств РСФСР Александр Петрович Струнин сказал, что у него нет больше мест. Я умолял: «Возьмите хоть кем-нибудь!», и он взял — рабочим сцены. Я согласился и почти два месяца был на этой ставке, а потом появилась возможность перейти в актерскую труппу.

— В Гродно вы, 27-летний, были самым молодым директором театра в Советском Союзе. К тому времени уже поженились?

— Да. Мы были очень заняты в репертуаре, играли много ролей практически каждый вечер. Поэтому свадьбу отгуляли в единственный выходной день — понедельник. Театр подарил нам тахту, торшер и кассетный приемник. То, что мы очень хотели! Гости, пришедшие на свадьбу, родственники, знакомые тоже были с подарками. Мы отмечали свадьбу в кафе «Березка», что на улице Горького в Гродно, и подарки складывали в гардеробе. После свадьбы их не нашли. К сожалению, а может, к счастью.

С внуком в спектакле «Фальшивая нота».

Потом Людмила забеременела, а меня и моего однокурсника Владимира Шмакова забрали на год служить в армию, В Ордена Ленина Ленинградский военный округ в местечко Новоселицы, что под Новгородом. Половину года провели в учебке, а потом уже служили по специальности радист. И еще нас назначили в солдатский клуб, где мы подняли самодеятельность на высокий уровень. Вспоминаю, что к столетию В. И. Ленина выступали в Доме офицеров Ленинграда так удачно, что нам предложили остаться там служить с присвоением лейтенантского звания. Однако мы с Владимиром после службы отправились в родной театр.

У меня была и чисто семейная причина вернуться в Гродно. Людмила, как декабристка, приезжала ко мне в часть незадолго до родов перед Новым годом, а в январе появился наш сын Андрей!

Мы были молодыми родителями, когда обком партии, управление культуры области на общем собрании предложили мою кандидатуру на должность директора театра. Это как гром с ясного неба.... Коллектив театра единогласно проголосовал «за». Сразу же приняли кандидатом в партию. Всему пришлось учиться самому, предложил пригласить нового главного режиссера театра. Тогда блестяще работали в Минске Валерий Раевский и Борис Луценко, а в Могилеве — Владимир Короткевич. К счастью, Владимир Александрович согласился. Начался период Ренессанса в Гродненском театре: меняли репертуар, работу со зрителем, с молодежью, уделили внимание материально-технической базе и стали одним из лучших областных театров в БССР. Все переходные красные флаги были у нас! Благодарен судьбе за это испытание! Более 15 лет проработали там, успели построить новое здание театра, которое является сейчас визиткой Гродно, обновили труппу, гастрольные маршруты и многое другое.

В Гродно родилась наша доченька Екатерина. Когда ей было 11 лет, поступило предложение переехать в Минск в БГТМИ на должность заведующего кафедрой мастерства актера и режиссуры. Вызвали меня несколько раз в Министерство культуры для переговоров и в ЦК Компартии БССР для решения этого вопроса. Все это было непросто, но в 1985 году мы попрощались с театром и городом Гродно и переехали в Минск.

И снова все сначала. Новые обязанности, новые условия, снова общежитие после четырехкомнатной квартиры, новые проблемы, новые задачи. Благодарен Богу и своей жене, детям, друзьям, которые словом и делом поддерживали и давали Надежду и Веру. И вот уже 35 лет мы здесь! Из них пять лет был заведующим кафедрой мастерства актера и режиссуры, а когда кафедру разделили на две, меня выбрали деканом театрального факультета, где служу, слава богу, по сей день. Безмерно благодарен руководству академии, которое было и какое есть сейчас, лично Михаилу Григорьевичу Борозне, которые давали и дают мне возможность творчески реализовать себя в театре, кино, на радио и телевидении.

— Владимир Андреевич, в прошлом году вы были плотно заняты в новых телевизионных проектах, таких знаковых, как хроникально-документальные сериалы «Крылья Победы» и «Партизанский рубеж». Вы много снимались в игровом кино. Периодически мы видим вас в российских сериалах, недавно прошедших по разным каналам «Экспроприатор», «Тонкий лед», «В тесноте, да не в обиде», «Безымянная высота», «В июне 41-го». Как сейчас дела с теле- и киносъемками?

— К упомянутым документальным сериалам добавлю снятые на ОНТ фильмы «Рано на теле Беларуси» и «Три дня свободы». Эти картины мне дороги тем, что основаны на достоверных сведениях, которые долгое время принадлежали исключительно архивам. Это часть нашей исторической правды о Великой Отечественной войне, о наших летчиках и партизанском движении в годы лихолетья. Все эти работы получили хорошую оценку зрителей. Люди узнавали и узнают меня на улице, в метро, трамвае и благодарят за то, что эти картины открыли для нас новые факты о войне, говорят, что их можно указывать на уроках истории.

Людмила Кучеренко и Владимир Мищанчук в разные годы.

Что касается кино... Спасибо, что помните фильмы с моим участием, но это уже история... Сейчас, к сожалению, все сложно. Съемок мало, да и эпидемиологическая ситуация напоминает о себе. Верю, что все стабилизируется со временем. Нужно уметь ждать. Возвращаясь к началу нашей беседы, хочу сказать, что прошлый год показал, что кинематограф жив. В этом я убедился, когда проходил XXVІІ Минский международный кинофестиваль «Лістапад», где я впервые имел честь представлять нашу страну в международном жюри игрового кино рядом с Иваной Жигон (Сербия), Лю Чжунчжэ (Китай), Ренатом Давлетьяровым (Россия) и другими. Хочу сказать, что уровень представленного на фестивале материала достаточно высок в плане духовном, экспериментальном, художественно-выразительном. Есть надежда!

— Как вы все успеваете? Как находите время для отдыха?

— Скажу одно: если человек одержим идеей, задачами, проблемами, если все будет делать ответственно и с удовольствием, то успеет сделать намеченное. Я еще умудряюсь писать стихи на белорусском и русском языках, в свободное время иногда занимаюсь художественной фотографией, пишу картины, вырезаю из дерева, рисую на бересте.

— Если у вас спросить о смысле жизни?

— Смысл жизни вижу в самосовершенствовании и, пока жив, верю в Бога, придерживаюсь его заповедей. На ошибках мы учимся, на успехах растем.

— Знаю, что вы — читатель «Звязды» со стажем. В канун Нового года по восточному календарю что бы вы пожелали нашим читателям?

— Пожелание мое — всем здоровья, беречь то, что имеем, любить и уважать друг друга, не на пустых словах, а на деле любить свою землю, свою малую и великую Родину, нашу историю, а история принадлежит тому, кто охраняет и ценит прошлое, кто с верностью и любовью обращает свой взор туда, откуда он появился, где он стал тем, кто есть!

Маргарита ДРОЗДОВА

Фото из личного архива Владимира Мищанчука

Выбор редакции

Гороскоп

Восточный гороскоп на следующую неделю

Восточный гороскоп на следующую неделю

Львам придется повторять пройденное и исправлять ошибки.

Молодежь

Даниил Савеня: Музыка из моей жизни точно не уйдет, я живу ей

Даниил Савеня: Музыка из моей жизни точно не уйдет, я живу ей

Победитель «Фактар.by» — о детстве, музыке и популярности на шоу.