Вы здесь

Белорусский танец: И огонь, и лирика, и темперамент


Заслуженный любительский коллектив Республики Беларусь народный ансамбль танца «Крыжачок» Белорусского государственного университета уже не раз завоевывал награды на престижных конкурсах и фестивалях, в том числе за пределами нашей страны. Артисты выступали в десятках стран, даже в таких далеких, как Австралия, Новая Зеландия и Ангола, им аплодировали зрители в Греции и Армении, Великобритании и Израиле, Австрии и Франции... А в этом году «Крыжачок» удостоен специальной премии Президента за значительный вклад в сохранение хореографического искусства, активное участие в общественно-культурной жизни страны.


 Фото: БелТА.

Это один из старейших хореографических коллективов Беларуси. Он создан сразу после войны, в 1945 году, из преподавателей и студентов Белгосуниверситета. В чем феномен ансамбля танца, переросшего из любительского в заслуженный, принимает участие в мероприятиях государственного масштаба, выступает на престижных концертных площадках, дает сольные концерты в Белгосфилармонии, что довольно часто проходят с аншлагами, приставными креслами?

Видимо, дело не только в его большом составе (сегодня «Крыжачок» объединяет около четырех десятков танцоров).

В стиле «Крыжачка»

— Когда мы делаем серьезное дело, говорим о высоком уровне, должны строить коллектив по определенной схеме. Он не может меняться каждые 2-5 лет, — рассказывает заслуженный деятель искусств Республики Беларусь, художественный руководитель и главный балетмейстер «Крыжачка» Игорь Музалевский. — Неправильно было бы, если бы танцоры, чему-то научившись, уходили. Поэтому в составе коллектива не только студенты БГУ и других учебных заведений, но и выпускники. Например, известный спортивный комментатор Андрей Козлов пришел к нам, когда учился на журфаке, и к этому времени здесь работает (у нас принято так говорить, ведь танец — действительно очень сложная работа). «Крыжачок» имеет костяк. К нему присоединяется молодняк, это как красивое обрамление. Первый год они наблюдают, набираются опыта, прорубаются определенным настроением. Только когда новые люди присоединяются к костяку, коллектив находится в хорошем тонусе и работает на профессиональном уровне.

Игоря Юрьевича Белгосуниверситет позвал руководить «Крыжачком» пятнадцать лет назад, когда он как артист балета ушел на пенсию, но много работал как педагог. Сюда потянулась талантливая молодежь, ведь полетели слухи, что закипела жизнь, готовится интересная программа.

Здесь дают возможность каждому попробовать себя. Другое дело, что не все сумеют потянуть ритмы, нагрузки, танцевальную лексику, стиль «Крыжачка». У Игоря Музалевского особая подача материала. «Крыжачок» выделяется своей скоростью, широтой, молниеносностью, его актеры маневренные, активные на сцене.

— Танец помогает достигать успехов и в других областях, мобилизует, позволяет расставить приоритеты. Такие люди думают по-другому, двигаются, чувствуют, раскрываются миру. «Крыжачок» стал для парней и девушек большой семьей. Молодые идут сюда за общением, вместе проводят свободное время. Может, поэтому после окончания вуза, несмотря на загруженность, постоянную работу, не бросают ансамбль.

Основной репертуар «Крыжачка» — народные танцы. И сегодня это один из коллективов, открывающий миру белорусский танец, национальную культуру, ментальность:

— Мы путешествуем, соприкасаемся с разными традициями. Видим, как танцы отличаются, какое влияние оказали на нашу культуру соседи. Какая богатая у нас палитра по костюмам, движениям! Все зависит от региона, настроения, ситуации. Например, мы знаем замечательное произведение «Купалинка» и музыку к нему. Шикарные костюмы, задумчивые девушки в веночках. А теперь вспомним невероятную «Витебскую польку» — уже другое настроение. А посмотрите на «Польку через ногу», «Крутуху». Вы увидите, насколько белорусы энергичные, заводные. Пожалуйте в Гродненскую область, в усадьбу или замок, и совсем другим получится номер: знатный, стильно одетый мужчина подходит к даме. Пограничье дает много возможностей. Здесь работы непочатый край. В белорусском танце можно найти все: и лирику, и огонь. Другое дело — с материалом надо работать. Иногда его не берут, потому что он сложный, не все коллективы его потянут. Наша задача – удержать это разнообразие для себя, для других поколений.

Елена ДЕДЮЛЯ

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.